Но прежде чем ответить на этот вопрос, узнаем предысторию.
В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против её воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности. В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел Указ Святейшего Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.
Так вот, картину можно поделить по диагонали. С одной стороны могут стоять отрицательные, может быть даже чем-то мрачные персонажи в тени. А с другой стороны прекрасная сияющая невеста, молодой свидетель и его друг.
Гнятущее впечатление производит старый, надменный жених, который с удовольствием как паук просматривает на свою невесту, как на добычу.
Обратите внимание на то как поп выгибается в поклоне жениху, довольный тем, что очередная судьба молодой красавицы принесена в жертву традициям русского народа.
Посмотрите на старуху сзади жениха и если внимательно приглядеться к ее наряду, то нам может показаться что она одета так же как невеста.
Так почему же она так запрятана далеко в глубь картины?
Ответ нам может дать ненавистный взгляд на жениха. Ощущение будто художник изобразил душу женщины, которая раньше была женой этого жениха.
На картине изображено таинство (обряд) венчания в православной церкви. Среди полумрака церкви падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника. Жених изображён стариком в хорошем костюме, с едким, снисходительно-раздражительным выражением морщинистого лица.
Трагизма придаёт мужчина, стоящий поодаль и крепко сжимающий себя за локти. Этл истинный возлюбленный невесты, которой пришлось выйти замуж за этого богача, чтобы не остаться голодной. Но и обратите внимание на еще одного персонажа на этой картине - человек, обращенный глазами ко зрителю. Будто спрашивает : вы дальше так и будете стоять, смотря на этот ужас? Или сделаете хотя бы что-нибудь...