Найти в Дзене
Moscow Meltdown

Рецензия: LACRIMOSA - Leidenschaft (2021)

Автор: Николай Чувиков

Lacrimosa - группа, которая давно уже загнала саму себя в ловушку. Когда-то они были коллективом действительно великим, своеобразными королями готики, той командой, которую слушали "настоящие готы", а не те "херки", что лишь "притворялись" и "вешали себе на стену плакаты с полуобнажённым Вилле Вало". Сразу хочу сказать, что всё это не мои слова, а вырезки из форумов интернет-средневековья начала 21 века, когда такие понятия как "социальные сети" казались людям чем-то из области научной фантастики. И даже если я не разделяю подобных резких убеждений, то я несомненно признаю тот факт, что Lacrimosa находятся гораздо ближе к тому, что лично я считаю настоящей рок-готикой. В отличие от многих раскрученных групп нулевых годов они никогда не заигрывали с альтернативой и вместо этого делали постоянные отсылки к классической музыке (особенно досталось Вивальди), уделяли особое внимание мрачной атмосфере и восторгались романтической литературой девятнадцатого века. Прибавьте к этому харизматичный дуэт Тило Вольффа и Анне Нурми, и вы имеете на руках действительно выразительную группу, которая давно уже застолбила своё место в истории рок-музыки. Так о какой же ловушке идёт речь?

Дело в том, что Lacrimosa играют достаточно специфичную музыку, которая может и даёт им достаточно просторное поле для экспериментов, но всё же сильно их ограничивает. Их микс готик-рока с нео-классикой и даркуэйвом привлёк к себя большую группу поклонников, которые славятся своим конформизмом и нетерпимостью к различным переменам. Так что даже когда Lacrimosa пытались хоть немного заигрывать с индастриалом или более тяжёлым звучанием, они получали в ответ целый шквал негодования от своих упрямых слушателей. "Lacrimosa уже не торт!", "Тило вконец исписался!", "Если я хочу послушать попсу, то я включу MTV!". Подобные комментарии до сих пор можно встретить в интернете в отношении таких альбомов коллектива как "Sehnsucht", "Revolution" и "Testimonium", и я, честно говоря, не особенно их понимаю.

По моему мнению, Lacrimosa и так слишком сильно стараются угодить своим поклонникам и не могут отважиться на более радикальные шаги в своей музыке. В итоге каждый новый их альбом выглядит как очередная вариация на тему культовых лонгплеев "Elodia" и "Fassade", и, как следствие, каждая новая итерация творческих устремлений группы выглядит как топтание на месте. А ведь не будем забывать, что на своих ранних альбомах Lacrimosa играли совсем другую музыку (индастриал + даркуэйв), а их нынче традиционное нео-классическое звучание как раз и было дерзновенным экспериментом, который увенчался тотальным успехом. Так может в нашем с вами третьем десятилетии 21 века наконец-то настал час новых перемен?

Как бы не так: "Leidenschaft" является ровно тем, что вы ожидаете от Lacrimosa, но только с очень низким процентным содержанием страсти и энтузиазма. Новый альбом воспринимается как своеобразное хождение по мукам, которое утомляет так же быстро, как и просмотр тоскливых и примитивных фильмов про призраков (сразу вспомнился "Лес самоубийц" 2015 года... настоящее снотворное). Все музыкальные решения кажутся заезженными и избитыми, вокал Тило уже не кажется эмоциональным и трагичным, а превращается в форменное нытьё, а редкие отважные попытки усилить звучание электрогитар кажутся отчаянными мерами по разнообразию музыки. Вместе с этим не могу не обратить внимание на местное сведение, которое показалось мне плоским и непрофессиональным - серьёзно, исходно я даже невольно подумал, что мне в руки попал не сам альбом, а лишь его демо-версия. Однако потом я порылся в интернете и выяснил, что нет - именно так "Leidenschaft" и должен звучать. Я, конечно, понимаю, что такие ранние альбомы Lacrimosa как "Angst" и "Einsamkeit" тоже звучат так, будто были записаны в подвале дачи моей бабушки, но come on! - это же ваш четырнадцатый альбом!!

Есть ли тут позитивные моменты? Конечно. Тило и Анна не разучились писать хорошие песни, и в итоге мы имеем на руках неплохие треки в лице "Die Antwort is Schweigen" и "Die Liebenden, где в музыкантах будто бы снова просыпается былые азарт и музыкальный голод. Жаль лишь, что таких моментов на альбоме катастрофически мало.

Кто-то может со мной не согласиться и заявить, что Lacrimosa и не должны никуда стремится, и что эволюция лишь испортит их музыку, но я рискну с этим не согласиться. Ведь им на самом деле даже не обязательно менять свою формулу - можно просто изменить суть своих составляющих. Тило уже не раз говорил о том, что он создаёт свою музыку под влиянием таких композиторов как Вивальди и Моцарт, но что если бы он взял и попробовал переключиться на других классиков? К примеру, что бы было, если Вольфф взял за отправную точку музыку Рахманинова, а то есть его "рахманиновскую субдоминанту" и "дорийский лад"? Или давайте даже копнём дальше и представим стилистику Lacrimosa с базисом из авангардных композиций Арнольда Шёнберга, вместе с его додекакофонией и серийной техникой? Уверен, что таким образом Lacrimosa смогли ли бы не только удивить своих поклонников, но и рассказать новые готические истории - из другого времени и с другим лирическим посылом.

Нынче же я вынужден признать, что "Leidenschaft" оказывается альбомом исключительно проходным и вторичным. И если бы не пара неплохих номеров, то он бы определённо вошёл в перечень моих разочарований 2021 года.

#lacrimosa #leidenschaft #gothic rock #symphonic rock #швейцария