С распадом Советского Союза индустрия американской предвыборной агитации начала функционировать в более глобальном масштабе, поддерживаемая госфинансированием, создавая во имя "свободы" новые плацдармы для неолиберальных экономических завоеваний.
Одним из самых заметных сдвигов в постсоветской политике является почти беспрепятственное вовлечение западных агентов, консультантов, государственных и частных учреждений в управление национальными избирательными процессами по всему миру, в том числе в бывших союзных советских государствах.
Методы манипулирования иностранными выборами были изменены со времён Холодной войны, но общие цели остались неизменными — сегодня правительство США в большинстве случаев меньше полагается на ЦРУ и больше на относительно прозрачные инициативы, предпринимаемые такими государственными и частными организациями, как Национальный фонд за демократию (NED), Агентство по международному развитию (USAID), Freedom House, «Открытое общество» Джорджа Сороса и сеть других хорошо финансируемых международных государственных и частных профессиональных политических организаций, в первую очередь американских, действующих в интересах параллельных неолиберальных экономических и политических целей государства.
Хотя иностранное вмешательство имело место почти во всех странах Центральной и Восточной Европы, основное внимание здесь уделяется пяти особенно важным целевым странам, представляющим интерес для США — России, Сербии, Грузии, Украине и Беларуси.
Распад Советского Союза дал Соединенным Штатам уникальную возможность расширить сферу своего влияния на бывшую социалистическую Центральную и Восточную Европу, Центральную Азию и Россию.
Первоначально, для производства политических телевизионных роликов в 1993 году, а затем на президентских выборах 1996 года в России, первые американские консультанты были приглашены в Москву, чтобы обеспечить победу Бориса Ельцина над коммунизмом и кандидатом от КПРФ Геннадием Зюгановым.
Незадолго до избирательной кампании Соединенные Штаты помогли финансировать Ельцина кредитами в размере 14 миллиардов долларов. Канцлер Германии Гельмут Коль выделил дополнительно 2,7 миллиарда долларов, большая часть которых была полностью безусловной (что позволило использовать её для массовой фальсификации голосов), а премьер-министр Франции Ален Жюппе добавил к этой сумме 392 миллиона долларов, "полностью выплаченных в российскую государственную казну". Директор-распорядитель Международного валютного фонда Мишель Камдессю в качестве “морального долга” обязал свою организацию поддержать планы приватизации Ельцина.
Большая часть средств МВФ поступила в государственную казну с оговоркой, что финансовая помощь будет приостановлена в случае победы коммунистической партии на выборах.
Под прикрытием кампании Ельцина действовали американские консультанты Джордж Гортон, Джо Шумейт и Ричард Дрезнер, которые ранее вместе работали над кампанией губернатора Калифорнии Пита Уилсона. В тот момент, когда у Ельцина были плохие результаты в опросах, они должны были любыми уловками и силами “спасти” Бориса. К ним присоединились Стивен Мур, американский специалист по связям с общественностью, и российская компания по производству телевизионной рекламы «Видео Интернешнл». Дрезнер был бывшим деловым партнером Дика Морриса и бывшим консультантом губернаторской кампании Билла Клинтона. Моррис, в свою очередь, был главным политическим советником Клинтона и выступал в качестве связующего звена между президентом США и друзьями Морриса из команды Ельцина. Несмотря на эти тесные связи, консультанты отрицали какие-либо связи между российской кампанией и Белым домом.
Сотрудники «Видео Интернешнл» прошли подготовку к выборам в американской рекламной фирме Ogilvy и Mather (входит во всемирную рекламную группу WPP). Стратегия кампании, включая использование архивных кадров жестокости Сталина, состояла в том, чтобы атаковать КПРФ и Зюганова с помощью различных антикоммунистических тактик. Всего за несколько лет после распада Советского Союза это был экстраординарный поворот в российской (бывшей советской) политике.
«Видео Интернешнл» управлял бывший сотрудник Высшей школы КГБ Михаил Маргелов, который ранее провёл пять лет в американских рекламных агентствах. Затем Маргелов присоединился к команде Путина по связям с общественностью во время избирательной кампании 2000 года. С тех пор он стал членом Совета Федерации, а затем вице-президентом ПАО «Транснефть». Он и другие близкие советники Путина получали “информацию из первых рук о стратегиях и методах американской предвыборной практики”, рассчитывая, что это поможет их лидеру реализовать грандиозные политические амбиции.
Ещё один руководитель «Видео Интернешнл», Михаил Лесин, стал министром Роспечати Путина. Лесин известен в России тем, что преследовал средства массовой информации, критиковавшие правительство Путина, что свидетельствовало о растущем авторитарном стиле этого руководства. На момент своей смерти в 2015 году являлся генеральным директором ОАО «Газпром-Медиа. Холдинг» и владел недвижимостью в США на 28 млн долларов и яхтой на 40 млн долларов.
Американские консультанты по кампании тесно сотрудничали с дочерью Ельцина и руководителем операций кампании Татьяной Юмашевой, передавая своей российской коллеге американские методы. Согласно опубликованному новостному сообщению, “они консультировали кампанию по организации, стратегическому и тактическому использованию опросов и фокус-групп” с “центральным предвыборным посланием антикоммунизма”, роль, которую они разделили с Burson-Marsteller и другими американскими фирмами по связям с общественностью. Они также призвали Ельцина утвердить авторитарный контроль и подумать о том, как заставить государственные телевизионные станции “подчиниться вашей воле”.
Хвастаясь тем, что они спасли Ельцина от неминуемого поражения, а Россию от возвращения к холодной войне, консультанты признались, что использовали множество манипулятивных тактик в своей рекламной стратегии, чтобы посеять страх среди россиян, стиль, который был хорошо отрепетирован многими республиканскими политтехнологами.
Журнал «Time» выпустил репортаж об этих событиях, сопровождавшийся насмешливой обложкой “Янки на помощь”, которая позже вдохновила Showtime на создание фильма "Проект Борис“ о том, как героизм американских политических консультантов” спас Россию от коммунизма".
Политическая реклама консультантов, в основном транслировавшаяся по государственным теле- и радиостанциям, которые полностью контролировал Ельцин, неоднократно поднимала тему о том, что победа Зюганова вернет плановую экономику и атмосферу террора. Для “личностного” стиля, предназначенного для захвата молодежного голосования, американцы попросили Ельцина появляться на концертах и заставили его станцевать на сцене на одном из них. Некоторые из российских советников Ельцина не одобрили этот трюк, возможно, потому, что он вызвал сердечный приступ кандидата в разгар кампании.
В лозунгах кампании и администрацией Клинтона игнорировались вышедшая из-под контроля экономика, плохое здоровье Ельцина и его алкогольная зависимость, а также широкое использование репрессивной политики. Несмотря на его автократические тенденции, пренебрежение гарантированными конституцией свободами, частые скандалы с отмыванием денег и жестокую войну в Чечне, Ельцин получил безоговорочное одобрение лидеров основных рыночных экономик, как будто открытые рынки были истинным мерилом демократии.
Корреспондент Time объяснил американское вмешательство чистой макиавеллистской логикой: “Демократия восторжествовала — и вместе с ней появились инструменты современных кампаний, в том числе обман и хитрость, которые так хорошо известны американцам. Если эти инструменты не всегда достойны восхищения, то результат, которого они помогли достичь в России, несомненно, таков”.
Учитывая то, как сильно США повлияли на российскую политику, вступление Владимира Путина в должность президента предполагает, что американская предвыборная практика имеет мало общего с институционализацией демократии.
Фактически, американская “помощь демократии” России была частью более масштабного проекта по превращению страны в открытую рыночную экономику и передаче её под контроль стабильных и надёжных прокапиталистических, проамериканских выборных должностных лиц, независимо от их антидемократической истории или склонностей.
- Понравилась статья? - подпишитесь! Поделитесь со своими друзьями. А так же поставьте лайк. Поверьте, каждое ваше одобрение играет огромную роль, спасибо!