Возможно, кто-то из вас бывал в Псковской области, в Эстонии и знает, а может просто слышал о малой фино-угорской народности Сето проживающих исконно на территории Печорского района Псковской области и в Южных регионах Эстонии. Но, много ли мы знаем о этой небольшой и очень архаичной народности?!
Я сам отношусь к ней и горжусь своими древними корнями и принадлежности к Сето. В этой заметке хочу рассказать о выставке, “Вселенная подворья. Художники Южной Эстонии” которая открылась в Таллинском Художественном музее KUMU. Часть экспозиции посвящена самобытной народности Сето и историческим центром Сетомаа – Печорами.
Первое историческое упоминание о народе зафиксировано еще в IX веке в Повести временных лет. Финно-угорский народ, также называемый «сето», «псковская чудь», «полуверцы», селился в Печорском районе Псковской области и в прилегающих местах. Одно из племен населяло окрестности Псково-Чудского озера.
Наибольшего культурного расцвета Сето достигают в первой половине XX века, когда по Тартускому мирному договору 1920 года, территория Печорского района вошла в состав молодой Эстонской республики (1920-1940 г. В Состав Псковской области Печорский район вошёл в 1945 году). В этот период в Эстонии проводилось множество этнографических экспедиций и художники принимали в них активное участие, оставив потомкам большое количество уникальных материалов по народности Сето и Печорских земель. Огромный интерес тогда, как и сейчас у исследователей представляли архаичные культурные слои: особый язык, предания и легенды, песни, традиции, народные костюмы, религия занимающая особое место в жизни и удивительным образом переплетающиеся языческие и православные традиции. Кстати за этот удивительный симбиоз язычества и православия, Сето в последствии и будут часто называть - полуверцами.
Период 1920-1940 годов стал для Печорского района спасительным, т.к. в эти годы на территории Советской России проходили массовые гонения на церковь. Огромное количество храмов, монастырей закрывались, разрушались, проходили аресты и расстрелы церковных служителей. Всего этого избежали храмы и Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, оказавший за пределами Советского государства.
Псково-Печерский монастырь с его сверкающими на солнце золотыми куполами, в котором ни когда не прерывался молитвенный круг за всю его многовековую историю, является духовным центром Сетомаа, а также излюбленным мотивом приезжавших художников.
Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами, называемыми “Богом зданными” (то есть созданными Богом). В 1945 году Печоры посетил эстонский театральный художник Роман Ниман. Результатом этой поездки стала картина, на которой мы видим другое излюбленное живописцами здание монастырского комплекса – надвратную церковь Святителя Николая Чудотворца.
Печорский уезд стал особым местом, с особым значением для Русских художников, архитекторов и интеллигенции эмигриговавших на Запад из революционной России. Многие из них нашли в Печорах и Изборске дом и оплот православной веры и культурной идентичности. Анна-Калашникова-Роот родилась в Пскове и получила художественное образование в Санкт-Петербурге. В 1919 году поселилась в Таллинне, а в 1930-е годы вместе с мужем переехала в Печоры. На одной из работ Калашниковой-Роот изображена деревянная часовня, находящуюся на деревенском кладбище на берегу реки Пачковка, а рядом с ним – маленький домик. Когда-то в подобных придорожных домиках хранились урны с прахом усопших. Позже, когда кремация стала менее распространенной, урны начали заменять иконами. А подобные часовни, выстроенные из дерева или камня и сейчас встречаются на территории Печорского района.
Отдельно хочется отметить работы эстонских художников Карла Пярсимяги, Эдуарда Тимберманна и Кристьяна Тедера, которые летом 1929 года совершили поход по землям Сетомаа и создали серию картин.
Эдуард Тимберманн так вспоминает свои впечатления о проведённых днях в Печорах:
“Из окна поезда мы увидели песчаный пейзаж. Преобладали хвойные деревья. Где-то виднелись заброшенные хутора. Печоры всегда были городом контрастов. С одной стороны, современные и большие дома, школы, общественные здания, просторные площади. А в старой части города – покосившиеся постройки, в которых толком нет окон, а люди живут в одних помещениях со скотом. Но передвигаясь по городу, начинаешь чувствовать его уникальность”.
Художник отмечает, что в Печорах совсем не понимали эстонский язык.
“Если спросишь что-нибудь на эстонском, ответ получаешь на русском. Слава богу, нас спасло школьное образование, полученное в царское время. И, действительно, эстонцев в Печорах как будто и нет”
Благодаря материалам из архивов Художественного музея KUMU и публикуемым изданиям в Эстонии, мы с вами можем изучать удивительную историю Печорских земель и их жителях, а это в свою очередь открывает нам двери к взаимопониманию и добрососедству между нашими народами.
Еще больше интересных историй о Псковской истории приглашаю узнать на моих экскурсиях.
P/S: Материал составлен на базе выставки “Вселенная подворья. Художники Южной Эстонии” Художественного музея KUMU. Выставка открыта до 10 апреля 2022 года.
www.kumu.ekm.ee