Найти в Дзене
kin0guru

«Красная жара»: рецензия из "Нью-Йорк Таймс" 1988 года

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Этот американский боевик приобрёл в перестроечном СССР по-настоящему культовый статус, который в силе и по сей день. По крайней мере у тех, кому за сорок пять. Много ли вы вспомните в зарубежном кино фраз и словечек, которые в нашем языке стали крылатыми (или мемами, если по-современному) ? Первым делом конечно это бессмертная комедия "В джазе только девушки" с её финальным "У каждого свои недостатки". Зато уж в "Красной жаре" их целая россыпь, притом, что они изначально на русском и звучат:

В отличие от нас, в США этот фильм имел весьма умеренный успех (если переводить его в объективный денежный эквивалент - а это 35 "лимонов" кассы при увесистых затратах в 29 млн. долларов), тем более на фоне еще одной киноработы со Шварценеггером, вышедшей в конце того же 1988 года - комедии "Близнецы", которая собрала бешеных 216 при 15-ти. Похоже, не очень заинтересовал американскую публику непривычно благожелательный взгляд на "потенциального противника" и прочая "мир-дружба-жвачка". Всё это нам тогда было ближе...

Однако на момент публикации нижепредставленной рецензии (в газете "Нью-Йорк Таймс" от 17 июня 1988 года), над автором её - знакомым уже постоянным читателям нашего канала Винсентом Кэнби - ничто не давлело: ни чужие мнения, ни сводки о продаже билетов. Ведь "Красная жара" только-только повилась на экраны страны. Но тем и интересней!

Советско-американский фильм о приятелях на фоне Чикаго

Политика разрядки приходит в Чикаго

Начальная сцена «Красной жары» режиссёра Уолтера Хилла происходит в сексистской унисекс-парилке российского литейного завода. На мужчинах — а все они, включая Арнольда Шварценеггера, кажутся бывшими, нынешними или будущими кандидатами на титул «Мистер Вселенная», — надеты набедренные повязки. Женщины же — голые.
Вызов Шварценеггеру бросает другой качок, заявивший, что у главного героя не руки литейщика. Эти слова провокационны и уже через несколько мгновений противник Арнольда вылетает в окно парилки, чтобы драка продолжилась на снегу .
Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников
Так вот начинается первый "приятельский" фильм периода гласности.
«Красная жара», чьё действие главным образом разворачивается на грязных улицах Чикаго, повествует о сдержанной дружбе, которая завязывается между главным московским полицейским из отдела убийств (Шварценеггер) и чикагским его аналогом (Джим Белуши), после того как советский офицер приезжает в Штаты для экстрадикции известного наркоторговца.
Двое парней, само собой, являются противоположностями, как и присуще этому жанру. Шварценеггер изображает добропорядочного и самодостаточного стоика, шокированного эксцессами капитализма. В свою очередь, Белуши является живым примером, что случается, если у человека есть свобода выбора между нездоровой пищей и пророщенной фасолью. Он неряха с избыточным весом, но он также хитер, самоироничен и в любую минуту готов стартовать с места на максимальной скорости.
Когда наступает решающий момент (а это, так или иначе, происходит на протяжении всего фильма), следует уважать друг друга.
Обложка VHS-видеокассеты - из свободных интернет-источников
Обложка VHS-видеокассеты - из свободных интернет-источников
"Красная жара" — это развлекательная вариация на злободневную тему, из разряда приключенческой чепухи, что лучше смотреть по телевизору. Длань Уолтера Хилла при серьёзном к себе отношении (в таких фильмах как "Воины" или "Южное гостеприимство") бывает очень тяжёлой, однако, как он уже продемонстрировал в "48 часах" и "Всех мерах предосторожности", у него поистине талант к мгновенно располагающим к себе кинофантазиям.
Хотя комедиантом в этом фильме является Белуши, гораздо более последовательно свою комическую роль играет Шварценеггер. С квадратной челюстью и невозмутимым выражением лица он движется по сюжету с безмятежностью линкора, пробивающего путь сквозь флотилию парусников. Даже его русский язык, переведенный английскими субтитрами, звучит настолько аутентично, насколько это необходимо для подобного рода вещей.
В остальном «Красная жара» примечательна лишь своей кульминационной сценой, в которой Белуши и Шварценеггер объединяют усилия, чтобы уничтожить значительную часть тех материальных выгод, что предлагается системой свободного предпринимательства, и последним кадром, сделанным на Красной площади в Москве. Мистер Шварценеггер, одетый в форму русского полицейского, стоит в центре кадра и, очевидно, ничуть не стал хуже после своего краткого пребывания на Западе.
Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников
Показ фильма ''Красная жара'' открывается сегодня в "Критерион-Сентер" и других кинотеатрах.

(с) Винсент Кэнби, New York Times (17/06/1988)

(с) Перевод с английского и пролог, специально для kin0guru Albert Magnus

Переводы статей о советских фильмах из этой газеты смотрите по тэгу #западные рецензии на советское кино