Леонард Эдуардович Бриккер много лет занимается изучением истории родного Окуловского края, проводит исследования, пишет научные статьи и издаёт книги, борется за сохранение памятников истории, природы, культуры и архитектуры Новгородской области. Мы поговорили с 79-летним краеведом и узнали, почему его увлекает исследовательская работа, какие открытия он считает самыми интересными и есть ли в Окуловском районе краеведческое сообщество.
— Когда вы начали интересоваться историей Окуловского края? Что на вас повлияло?
— Интерес к окружающему миру проснулся во мне в далёком детстве. Мне повезло, что отец хотел и мог удовлетворить и развить моё детское любопытство. У него была хорошая память, и он многое рассказывал о том, что видел, знал и слышал, водил в лес, ближние деревни и покинутые хутора. В школьные годы на уроках географии или истории я страстно хотел услышать, откуда течёт знакомая мне речка Хоринка, кто насыпал древние курганы близ посёлка Кулотино, когда и кем построен причудливый замок в усадьбе «Приволье». Но учителя и учебники об этом молчали.
Однажды в детстве я прочитал в предисловии к сборнику стихов Петра Степановича Комарова, что он родился в деревне Боево близ Кулотина, но рано уехал с семьёй на Дальний Восток. С помощью отца выяснили у редких старожилов деревни, в котором доме Комаровы жили. Так в 1958 году появилась в районной газете моя первая краеведческая заметка, а много лет спустя я повесил на этом доме мемориальную доску.
— Ваше увлечение краеведением было связано с профессией?
— Я работал в сельской школе учителем и много ходил с учащимися в походы по родному краю, мы ежегодно работали на расчистке парка в усадьбе «Утешение», где в 1879 году побывал Лев Николаевич Толстой, ремонтировали кровлю на церкви в селе Юрьеве, собрали материалы об окружающих деревнях, о полувековой истории школы.
Когда школу закрыли в 1980 году, встал вопрос о новом трудоустройстве. В Новгородском государственном объединённом музее-заповеднике предложили начать собирать материалы для Окуловского филиала музея, но в 1982 году отказались от идеи создания филиала, собранные материалы увезли в Новгород. Пришлось продолжать работу вначале на общественных началах, а с 1984 года — в качестве смотрителя районного музея.
В 1983 году я освоил изготовление моделей для отливки мемориальных досок. Доски из силумина неофициально отливали мне на бумкомбинате (Окуловской бумажной фабрике — прим. отдела краеведения). Были отлиты и установлены мемориальные доски поэтам П.С. Комарову, А.А. Коваленкову, хирургу В.В. Бессеру, Н.Н. Миклухо-Маклаю, В.В. Бианки. Были изготовлены доски Н.К. Рериху в селе Мшенцы Бологовского района, к 100-летию рождения В.В. Бианки — доски в деревнях Михеево и Сивцево Мошенского района и деревне Узмень Боровичского района.
В 1984 году организовал Первые Бианковские чтения (встречи) на озере Боровно, а в 1986 году установил памятный знак в усадьбе Языково-Рождественское и положил начало ежегодным Маклаевским чтениям. В 1989 году инициировал создание памятника Н.Н. Миклухо-Маклаю, который был отлит в 1993 году и установлен в 1996 году — к 150-летию учёного.
Музей располагался в ветхом неохраняемом здании мещанина Соина. Вопрос с ремонтом никак не решался, в 1992 году здание было продано, а мне было предложено переселиться в подсобку. Пришлось уволиться.
— Что вас привлекает в исследовательской работе?
— Исследовать, узнавать новое и делиться с земляками — это сильнейший допинг в краеведческой работе. И это очень увлекательно, по-новому увидеть привычное, обыденное. От этого рождается чувство сопричастности к давно минувшему, крепнет любовь к отечеству.
— Сколько времени вы отводите занятию краеведением?
— Времени недостаточно, приходится заниматься домом, хозяйством, огородом, сенокосом и так далее. Да и возраст сказывается.
— С какими источниками вы работаете?
— Мною накоплен большой (метры стеллажных полок) архив о природе и истории Окуловского района, который я хотел бы передать в районный архив. Но пока эта работа идёт трудно.
— Какие открытия в вашей краеведческой работе вы считаете самыми интересными?
— Оглядываясь назад, горжусь, что стоял у истоков Окуловского музея, ежегодных Бианковских и Маклаевских чтений, был причастен к появлению в Окуловке памятников Н.Н. Миклухо-Маклаю и Н.И. Железнову, многих памятных знаков и мемориальных досок, выявлению и постановке на учёт памятников природы, истории и культуры Окуловского района, написал десятки краеведческих статей и книг (только отдельными изданиями вышло более 20 книг и брошюр). Изданы семь Бианковских альманахов, на подходе восьмой выпуск.
— Что сейчас входит в круг ваших интересов?
— В настоящий момент занят расшифровкой и набором обширных дневниковых записей крестьянина Каёвской волости Емельяна Барченкова, которые он делал по заказу Льва Николаевича Толстого. Дневники за несколько лет хранятся в Литературном музее Льва Толстого в Москве и ещё не оценены с этнографической точки зрения. А это настоящая энциклопедия крестьянского быта. Ещё редактирую книгу Ю. Ефремова об Окуловском районе.
— Кто из историков, краеведов является для вас авторитетом?
— Учился и прислушивался к мнению многих людей. Долгие годы поддерживал переписку и общался с С.М. Смирновым, Н.М. Красноречьевой, Е.М. Бианки, Д.А. Михайловым, Л.В. Подобед, Г.А. Александровой, В.Н. Константиновым, В.В. Рогоцким, А.Н. Авдеевым, А.Н. Мартынович, И.А. Почётовой, Е.М. Литвиновой, Т.Н. Ульяновой, И.В. Котлуковой, Д.А. Малаховским, Н.С. Снигиревской.
— Есть ли в Окуловском районе сообщество краеведов?
— Радует, что растёт интерес к прошлому Окуловского края, увеличивается число краеведов. Активно работают в этом направлении библиотеки, районный музей, комитет культуры, районная газета, архив. В социальных сетях возникают краеведческие страницы «Литературная Окуловка», «Старое Кулотино». Хочется пожелать успехов краеведам Марине Григорьевой (Паскуль), Геннадию Гавриленко, Юрию Алексееву, Ярославу Харичеву.
Фото отдела краеведения, из личного архива Л.Э. Бриккера и с сайта unsplash.com