Апория Зенона «Стрела» в современной трактовке разрешается, как известно, в диалектических категориях «есть» и «не есть», т.е. бытия и небытия, что значит одновременного присутствия и отсутствия пролетающей стрелы в точке А, лежащей на траектории движения.
Стрела, если она летит, одновременно находится и не находится, пребывает и отсутствует в этой точке траектории движения. Это значит, что она одновременно испытывает состояние бытия и небытия в одной и той же точке движения. Сегодня, спустя 2,5 тыс. лет, прошедших с тех пор, как сформулированы апории Зенона, к решению одной из них, а именно «Стрела», можно добавить только следующее соображение. Эта добавка позволит уточнить некоторые моменты соотношения бытия и небытия.
Поскольку всякое движение имеет свою скорость, то от нее тоже зависит ответ на вопрос «находится или не находится?». Бóльшая скорость предполагает преобладание отрицательного ответа над положительным и, — наоборот. Соотношение между «да» и «нет», между бытием и небытием для разных скоростей движения должно быть различным. И в спектре этих разных соотношений одна крайность — покой, где скорость равна нулю, другая — предельно возможная физическая скорость (скорость света).
Для первого случая («да», «есть») бытие принимает максимальное значение, небытие («нет», «не есть») — минимальное; для второго случая наоборот: бытие — минимальное, небытие — максимальное. В механике есть понятие «количество движения», это — mv, где m — масса, v — скорость движения. Пожалуй, этой формулой можно пользоваться для обозначения количества движения не в физическом, а в философском смысле. Причем, если m=1, то количество движения равно mv=v, а если v=0, то движения как бы нет вовсе (что это значит, мы пока не знаем). Количественный измеритель позволяет различать случаи движения с большей или меньшей скоростью, т.е. большего и меньшего движения, так что переход от движения к покою происходит не скачком (было движение, и нет его). Минимум движения предшествует его нулевому значению.
Жизнь человеческая тоже есть движение, которое подобно летящей стреле, с одной стороны сохраняет человека таким, каков он есть «здесь» и «сейчас», и в то же время делает, пока он жив, другим. Так что человек каждое мгновение своей жизни, в каждой точке своей жизненной траектории «есть» и «не есть» одно и то же (одна и та же натурально-физиологическая основа личности и сама эта личность). И эта личность, благодаря разворачивающемуся процессу перехода ее бытия в небытие, может относиться к самой себе, как к другому, особенно если речь идет о том, что это «мое другое» ушло в прошлое или существует только в качестве проекта на будущее. Черепа молодого Вольтера не существует в природе, поскольку он дожил до глубокой старости, когда молодость давно уже стала небытием, сделавшись звеном индивидуального жизненного процесса, подобного летящей по своей траектории стреле.
Небытие из прошлого подобно небытию из будущего. Во всяком случае они чисто онтологически отличаются от того, что существует «здесь и сейчас» и относятся к несуществующей реальности. Но оба вида небытия внутренне связаны с тем, что существует, являясь как бы предпосылкой и следствием бытия. Словом, небытие — это не только то, что уже не существует, но и то, чего еще нет. Речь, конечно же, идет о закономерном порядке вещей и о том, что не только может, но и должно быть, составляя более или менее основательную предпосылку реальности.
(отрывок из книги В.И. Пернацкого "Зеркало и эхо Вселенной: теория бытия, пространство и время в философском материализме")
КУПИТЬ КНИГУ в интернет-магазине издательства
Все права защищены. При перепечатке ссылка на первоисточник обязательна.