Для богов и людей
Приют печального богемца
Костница в Седлеце, или костел Всех Святых - место странное и жуткое. О чем думали его создатели, когда украшали человеческими костями стены католического храма, неизвестно. Неизвестно и имя человека, который задумал это сделать и оплатил труд резчиков. Известно одно - зрелище это заставляет задуматься о тщете всего сущего даже самых ярых атеистов.
Как одному из владельцев монастырской земли в Седлеце пришла в голову идея украсить стены часовни узором из человеческих костей, история умалчивает. В результате возникло уникальное, но довольно жуткое место, известное среди туристов под названием «Костница в Седлеце». Споры о нем идут до сих пор — католическая церковь то и дело пытается закрыть древний кладбищенский храм, однако сделать это не так-то просто. Место привлекает туристов и позволяет многим людям по-новому посмотреть на собственную скоротечную жизнь, подумать о суете и вспомнить о смерти.
Дела монастырские
История появления на землях Чехии монастыря католических монахов-цистерцианцев, отделившихся от ордена Святого Бенедикта, уходит корнями в Средние века.
Первые монахи появились в Седлеце в 1142 году по приглашению некоего знатного человека Мирослава, который, вероятно, выделил им землю для обители. Место оказалось плодородным, и монастырь Долгое время процветал; подъему его экономической деятельности способ-ствовало и то, что вскоре один из братьев по имени Антоний открыл неподалеку месторождение серебра. Благодаря драгоценному металлу неподалеку от монастырских стен появилось селение Кутна-Гора, жители которого зарабатывали добычей серебра, его плавкой и изготовлением разных изделий.
Год за годом монастырь рос, строились новые храмы, хозяйственные постройки, кельи для насельников, монастырская больница; все это было обнесено большой крепостной стеной - времена были беспокойные.
В 1280-1320-х годах в Кутна-Горе был построен собор Святого Якуба в романском стиле, он до сих пор остается одной из ярких достоприме-чательностей города. Здание конвента, в котором проходили общие собрания монахов, тоже сохранилось до наших дней и сейчас переделано под табачную фабрику, а госпиталь и монастырские стены не уцелели.
В общем, в ХIII веке монастырь превратился в центр культуры и образования Богемии, ему принадлежали обширные земли, а его братия оказывала заметное влияние на жизнь окрестных народов.
«Святое» кладбище
Известно, что в конце ХIII века аббат монастыря цистерцианцев совершил паломничество на Святую землю в Иерусалим и привез с Голгофы — холма, на котором был распят Иисус Христос, — несколько горстей земли. Подобный обычай до сих пор существует среди паломников - иерусалимскую святую землю иногда кладут верующим в гроб, а в Русской православной церкви даже делают иконы, закладывая землю Иерусалима в мощевики на них.
Аббат-цистерцианец распорядился ею по-своему: он распылил освященную кровью Христа землю по монастырскому кладбищу, что на долгие годы сделало его наиболее привлекательным для окрестных христиан. Отныне кладбищенская земля приравнивалась к Святой земле Иерусалима. Кладбище начало стремительно разрастаться, ведь похороны на нем стали для знати наиболее престижными. На монастырском кладбище хоронили богемскую знать, сюда привозили покойников из других стран — из Баварии, Бельгии и Польши. Сюда, в монастырь, престарелые верующие могли приезжать и перед смертью, чтобы получить у монахов отпущение грехов, в последний раз причаститься и умереть в больничной палате местного госпиталя.
Однако на монастырском кладбище хоронили не только богатых католиков. Здесь же находила свое упокоение вся монастырская братия, а также крестьяне и ремесленники со всей округи.
Особенно разрослось кладбище в XIV веке, когда в Европу с Ближнего Востока пришла эпидемия черной смерти — чумы. По странной причине первая волна этой страшной болезни, унесшей почти треть населения Европы, обошла стороной Богемию, но новая эпидемия 1360-1363 годов добралась и до Седлеца. Люди умирали, кладбище росло.
Немало бед причинили монастырю гуситские войны — боевые действия сторонников Яна Гуса, идеолога чешской Реформации. Военные конфликты с участием гуситов бушевали в Богемии в начале XV века и привели к тому, что протестанты сожгли монастырские постройки и убили 500 насельников монастыря.
Через смерть - к жизни вечной
Возникновение неподалеку от монастырского кладбища часовни (костела) Всех Святых относят к бурному XIV веку. Изначально это было здание с двумя башнями, в подвальном этаже которого размещался склеп, а наверху — часовня, в которой монахи отпевали умерших. Оригинальная постройка была разрушена гуситами уже в 1421 году. Очевидно, что уцелеть в те годы мог только склеп, находившийся под землей.
Спустя почти два века, когда земля на кладбище Седлеца закончилась, местными властями было решено ликвидировать старые могилы. Именно к этому времени относят первые упоминания о монастырском оссуарии — костнице, которая возникла в склепе. Неизвестный седлецкий монах, старый и полуслепой, выполняя распоряжение властей, стал собирать останки людей и сносить их в склеп часовни - под землю. Ничего необычного для христиан в этом не было. Например, и сейчас в православных монастырях на Святой горе Афон кости монахов хранятся в специальных костницах, так как почивших насельников негде хоронить — монастыри стоят на скалах.
В седлецкой костнице монах складывал останки христиан в пирамиды, надеясь, что они сохранятся там до Страшного суда. В этот день, по пророчествам, все умершие люди должны воскреснуть во плоти и пойти на Суд, который будет вершить Христос.
В начале XVIII века часовня была восстановлена по приказу аббата Снопека архитектором Яном Блажеем Сантини-Айхелем.
Здание было перестроено, но его особенность — костница — была сохранена. На нижнем этаже архитектор разместил четыре пирамиды-обелиска из человеческих черепов и бедренных костей. На вершине каждой пирамиды был установлен трубящий ангел, напоминающий о Страшном суде.
Этот символ — череп и скрещенные кости — в христианстве означал голову первого человека Адама и напоминал верующим не только о смерти, но и о воскресении - о вечной жизни в Царстве Божьем. Дело в том, что место, на котором был распят Христос, было для христиан знаковым — Его казнили на холме, на вершине которого покоилась голова первого человека, пораженного грехом и ставшего смертным, — Адама.
После распятия Христос спустился в ад и вывел оттуда всех праведников, среди которых были и Адам с Евой. Таким удивительным и странным образом череп в христианстве стал символом не только смерти, но и жизни.
Странная идея
В 1784 году император Священной Римской империи Иосиф II закрыл Седлецкий монастырь, как и множество других монастырей, а земли продал знатной дворянской семье Шварценбергов. Так остатки монастырских строений оказались в руках светских людей. И в 1870 году у одного из представителей этой фамилии возникла идея инкрустировать стены часовни человеческими останками.
Для этого был нанят резчик по дереву из отдаленного селения Ческа-Скалице на чешско-польской границе. Звали его Франтишек Ринт. Трудился он не один, а вместе с четырьмя членами своей семьи. С помощью хлорной извести мастера обеззаразили кладбищенские кости, отбелили их и, как могли, украсили часовню. По подсчетам некоторых людей, на «украшение» ушли останки 40 тысяч человек, а огромный канделябр вместил в себя все кости человеческого скелета. Правда, вряд ли это были останки одного человека — за прошедшие сотни лет теперь уже вряд ли кто может собрать хотя бы один целый скелет, принадлежащий одному из обитателей средневековой Богемии.
С помощью человеческих костей Франтишек Ринт даже оставил свое имя на стене часовни: на одном месте можно прочитать надпись — «Ф. Ринт из Ческа-Скалице».
Зачем и почему все это было сделано - никто не знает. Быть может, владелец часовни слегка тронулся умом от какого-нибудь горя и этим странным творением хотел заставить современников задуматься о том, что жизнь человеческая - ничто, миг перед наступающими тысячелетиями. Примерно через 150 лет после переделки Костница стала достопримечательностью Богемии. Кроме нее в Седлеце можно посмотреть на памятник ЮНЕСКО — первый в Чехии собор кафедрального типа конца XIII века в честь Вознесения Девы Марии, который находится на бывшей территории монастыря неподалеку от Костницы, а в городе взглянуть на площадь, «чумной» столб и здание бывшей горной коллегии.