Найти тему
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ АРТЕФАКТЫ #5.6/Для богов и людей/6.Приют печального богемца

Оглавление

Для богов и людей

Приют печального богемца

Костница в Седлеце, или костел Всех Святых - место странное и жуткое. О чем думали его созда­тели, когда украшали человече­скими костями стены католическо­го храма, неизвестно. Неизвестно и имя человека, который задумал это сделать и оплатил труд резчи­ков. Известно одно - зрелище это заставляет задуматься о тщете все­го сущего даже самых ярых атеи­стов.

Как одному из владельцев мона­стырской земли в Седлеце пришла в голову идея украсить стены часовни узором из человеческих костей, история умалчивает. В ре­зультате возникло уникальное, но довольно жуткое место, известное среди туристов под названием «Костница в Седлеце». Споры о нем идут до сих пор — католическая церковь то и дело пытается закрыть древний кладбищенский храм, однако сделать это не так-то просто. Место привлекает туристов и позволяет многим людям по-новому посмотреть на собственную скоротечную жизнь, подумать о суете и вспомнить о смерти.

Всемирно известную Постницу в Седлеце ежегодно посещают более 350 тысяч путешественников
Всемирно известную Постницу в Седлеце ежегодно посещают более 350 тысяч путешественников

Дела монастырские

История появления на землях Чехии монастыря католических монахов-цистерцианцев, отделившихся от ордена Святого Бенедик­та, уходит корнями в Средние века.
Первые монахи появились в Седлеце в 1142 году по приглашению некоего знатного человека Мирослава, который, вероятно, выделил им землю для обители. Место оказалось плодородным, и монастырь Долгое время процветал; подъему его экономической деятельности способ-ствовало и то, что вскоре один из братьев по имени Антоний открыл неподалеку месторождение серебра. Благодаря драгоцен­ному металлу неподалеку от монастырских стен появилось селение Кутна-Гора, жители которого зарабатывали добычей серебра, его плавкой и изготовлением разных изделий.
Год за годом монастырь рос, строились новые храмы, хозяйствен­ные постройки, кельи для насельников, монастырская больница; все это было обнесено большой крепостной стеной - времена были бес­покойные.
В 1280-1320-х годах в Кутна-Горе был построен собор Святого Якуба в романском стиле, он до сих пор остается одной из ярких достоприме-чательностей города. Здание конвента, в котором проходи­ли общие собрания монахов, тоже сохранилось до наших дней и сей­час переделано под табачную фабрику, а госпиталь и монастырские стены не уцелели.
В общем, в ХIII веке монастырь превратился в центр культуры и образования Богемии, ему принадлежали обширные земли, а его братия оказывала заметное влияние на жизнь окрестных народов.

Число костей у человека в зрелом возрасте от 205 до 208, так как некоторые кости срастаются вместе
Число костей у человека в зрелом возрасте от 205 до 208, так как некоторые кости срастаются вместе

«Святое» кладбище

Известно, что в конце ХIII века аббат монастыря цистерциан­цев совершил паломничество на Святую землю в Иерусалим и при­вез с Голгофы — холма, на котором был распят Иисус Христос, — не­сколько горстей земли. Подобный обычай до сих пор существует среди паломников - иерусалимскую святую землю иногда кладут верующим в гроб, а в Русской православной церкви даже делают ико­ны, закладывая землю Иерусалима в мощевики на них.
Аббат-цистерцианец распорядился ею по-своему: он распылил освященную кровью Христа землю по монастырскому кладбищу, что на долгие годы сделало его наиболее привлекательным для окрест­ных христиан. Отныне кладбищенская земля приравнивалась к Свя­той земле Иерусалима. Кладбище начало стремительно разрастаться, ведь похороны на нем стали для знати наиболее престижными. На монастырском кладбище хоронили богемскую знать, сюда привози­ли покойников из других стран — из Баварии, Бельгии и Польши. Сюда, в монастырь, престарелые верующие могли приезжать и пе­ред смертью, чтобы получить у монахов отпущение грехов, в послед­ний раз причаститься и умереть в больничной палате местного го­спиталя.
Однако на монастырском кладбище хоронили не только богатых католиков. Здесь же находила свое упокоение вся монастырская бра­тия, а также крестьяне и ремесленники со всей округи.
Особенно разрослось кладбище в XIV веке, когда в Европу с Ближнего Востока пришла эпидемия черной смерти — чумы. По странной причине первая волна этой страшной болезни, унесшей почти треть населения Европы, обошла стороной Богемию, но но­вая эпидемия 1360-1363 годов добралась и до Седлеца. Люди умира­ли, кладбище росло.
Немало бед причинили монастырю гуситские войны — боевые действия сторонников Яна Гуса, идеолога чешской Реформации. Во­енные конфликты с участием гуситов бушевали в Богемии в начале XV века и привели к тому, что протестанты сожгли монастырские по­стройки и убили 500 насельников монастыря.

Через смерть - к жизни вечной

Возникновение неподалеку от монастырского кладбища часов­ни (костела) Всех Святых относят к бурному XIV веку. Изначаль­но это было здание с двумя башнями, в подвальном этаже которого размещался склеп, а наверху — часовня, в которой монахи отпева­ли умерших. Оригинальная постройка была разрушена гуситами уже в 1421 году. Очевидно, что уцелеть в те годы мог только склеп, нахо­дившийся под землей.
Спустя почти два века, когда земля на кладбище Седлеца за­кончилась, местными властями было решено ликвидировать ста­рые могилы. Именно к этому времени относят первые упоминания о монастырском оссуарии — костнице, которая возникла в скле­пе. Неизвестный седлецкий монах, старый и полуслепой, выпол­няя распоряжение властей, стал собирать останки людей и сносить их в склеп часовни - под землю. Ничего необычного для христи­ан в этом не было. Например, и сейчас в православных монастырях на Святой горе Афон кости монахов хранятся в специальных костницах, так как почивших насельников негде хоронить — монастыри стоят на скалах.
В седлецкой костнице монах складывал останки христиан в пи­рамиды, надеясь, что они сохранятся там до Страшного суда. В этот день, по пророчествам, все умершие люди должны воскреснуть во плоти и пойти на Суд, который будет вершить Христос.
В начале XVIII века часовня была восстановлена по приказу абба­та Снопека архитектором Яном Блажеем Сантини-Айхелем.
Здание было перестроено, но его особенность — костница — была сохранена. На нижнем этаже архитектор разместил четыре пирами­ды-обелиска из человеческих черепов и бедренных костей. На вер­шине каждой пирамиды был установлен трубящий ангел, напомина­ющий о Страшном суде.
Этот символ — череп и скрещенные кости — в христианстве озна­чал голову первого человека Адама и напоминал верующим не толь­ко о смерти, но и о воскресении - о вечной жизни в Царстве Бо­жьем. Дело в том, что место, на котором был распят Христос, было для христиан знаковым — Его казнили на холме, на вершине которо­го покоилась голова первого человека, пораженного грехом и став­шего смертным, — Адама.
После распятия Христос спустился в ад и вывел оттуда всех пра­ведников, среди которых были и Адам с Евой. Таким удивительным и странным образом череп в христианстве стал символом не только смерти, но и жизни.

Даже герб города, герб монастыря и автограф мастера на стене выложены из тех же костей
Даже герб города, герб монастыря и автограф мастера на стене выложены из тех же костей

Странная идея

В 1784 году император Священной Римской империи Ио­сиф II закрыл Седлецкий монастырь, как и множество других мо­настырей, а земли продал знатной дворянской семье Шварценбергов. Так остатки монастырских строений оказа­лись в руках светских людей. И в 1870 году у одного из представите­лей этой фамилии возникла идея инкрустировать стены часовни че­ловеческими останками.
Для этого был нанят резчик по дереву из отдаленного селения Ческа-Скалице на чешско-поль­ской границе. Звали его Франти­шек Ринт. Трудился он не один, а вместе с четырьмя членами своей семьи. С помощью хлорной из­вести мастера обеззаразили клад­бищенские кости, отбелили их и, как могли, украсили часовню. По подсчетам некоторых людей, на «украшение» ушли останки 40 тысяч человек, а огромный канделябр вместил в себя все кости человеческого скелета. Правда, вряд ли это были останки одного человека — за прошедшие сотни лет теперь уже вряд ли кто может собрать хотя бы один целый скелет, принадлежа­щий одному из обитателей средневековой Богемии.
С помощью человеческих костей Франтишек Ринт даже оставил свое имя на стене часовни: на одном месте можно прочитать над­пись — «Ф. Ринт из Ческа-Скалице».
Зачем и почему все это было сделано - никто не знает. Быть мо­жет, владелец часовни слегка тронулся умом от какого-нибудь горя и этим странным творением хотел заставить современников заду­маться о том, что жизнь человеческая - ничто, миг перед насту­пающими тысячелетиями. Примерно через 150 лет после передел­ки Костница стала достопримечательностью Богемии. Кроме нее в Седлеце можно посмотреть на памятник ЮНЕСКО — первый в Че­хии собор кафедрального типа конца XIII века в честь Вознесения Девы Марии, который находится на бывшей территории монастыря неподалеку от Костницы, а в городе взглянуть на площадь, «чумной» столб и здание бывшей горной коллегии.

Собор Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя
Собор Вознесения Девы Марии и Святого Иоанна Крестителя

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)