В советские времена можно было перемахнуть через Кавказский хребет и уйти на Черное море. Это был туристический маршрут №43. Сейчас от него ничего не осталось, а попасть на эту дорогу можно по спец-пропускам. Съездил и рассказываю что там сейчас.
Дорог на Домбае не так и много, но некоторые из них особенно красивые, как военно-сухумская дорога. Известна она с древнейших времен, но только с конца 19 века её начали строить. До этого тут была конная тропа.
Масштабы строительства удивляют, так как дорога ведет на 2781 метр! Это очень немало. Крутой серпантин. Поворот за поворотом мы становимся все ближе к Абхазии. Представьте: в каких условиях дорогу строили, если раньше не было современной дорожной техники. Вручную долбили скалы и возили на тележке.
Хотели построить туннель и даже проложить железную дорогу к морю. Последнее не сбылось, а вот машины по ней поездить успели до 1946 года. Затем её использовали как туристический маршрут №43 в Абхазию. Это не легендарная тридцатка, но тоже красивая.
По мере набора высоты, открывались все новые виды на горы. Дорога портилась, часть машин пришлось бросить на ближайшем развороте. Дальше пошли пешком. Тут на себе почувствуешь, что такое высота. Зато фотографировать можно вдоволь. Горы стали совсем другими, по сравнению с тем, что мы видели в Северной Осетии или Кабардино-Балкарии. Здесь пониже и больше лесов.
Весь горный участок составлял 30 км, но проехать по нему можно едва наполовину, да и то не пускают. Все потому, что тут погранзона и нужно сделать пару пропусков за месяц до посещения. Поэтому людей тут почти нет, да и ехать-то в общем-то некуда.
Перевал давно размыт оползнем, а погран-переход закрыт и подавно. Сейчас это фактически все гора. Старой дороги не видно. Местами только читается горизонтальная линия на скалах. А так было бы классно добраться с Кавказа на Черное море.
Если бы дорога действовала, то сейчас там было все по-другому, да и природа сильно поменялась бы не в лучшую сторону. Была недавно идея восстановить дорогу, но что-то договаривающиеся стороны не сошлись в едином мнении. К тому же эта территория Тебердинского заповедника и запрещено любое строительство.
Получается так, что Абхазии дорога особо не нужна. Кому надо, тот проедет через Сочи. Местным жителям или туристам? Так их немного, да и представьте: как дорого содержат высокогорные перевалы, к тому же их надо реконструировать. Не на каждом внедорожнике можно подняться по этой дороге. Увы, наследие СССР снова оказалось легендарным и никому не нужным.
А вы как думаете: восстановят когда-нибудь эту дорогу? В следующий раз расскажу про Домбай, который смело можно считать альтернативой отдыха в Абхазии. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Читайте также почему Теберду прозвали раем на земле и про высокогорную дорогу в Приэльбрусье на 3500 метров на которых у водителей сдают нервы. Еще для вас сделал видео про военно-сухумскую дорогу, там можете нагляднее посмотреть в каком состоянии она сейчас, а также покажу места Домбая. Смотреть тут.