Найти тему

Шестьдесят иностранцев, ибо грешно

Из учебников истории мы знаем, что впервые русский театр появился при Алексее Михайловиче Тишайшем. Большую роль в этом сыграла его молодая вторая жена - Наталья Нарышкина. Жизнерадостная женщина была склонна к разным нововведениям и традициям западной культуры.

В те времена театр считался делом греховным. Еще в 1648, 1649 годах Алексей Михайлович издавал указы против скоморохов. Церковь осуждала "потешников". В обществе господствовал культ аскетизма. Но не смотря на такие настроения, на государственном уровне в 1672 году по приказу царя ближ­ний боя­рин А. С. Мат­ве­ев занялся устроением театра. Не­по­сред­ст­вен­ным ру­ко­во­ди­те­лем стал пас­тор лю­те­ран­ской кир­хи И. Г. Гре­го­ри. Были набраны иностранные актеры - около шестидесяти человек. Они все были не православной веры, потому им, чем бы они не занимались, играть в театре не было грешно.

«17 октября 1672 г. прошло открытие долгожданного театра и первое представление. На этом важном событии присутствовали сам царь и все его ближние бояре. В специальной ложе находились царица и её придворные дамы. Первое представление длилось десять часов, но царь досмотрел все до конца и остался очень доволен. Когда спектакль был окончен, зрители тут же отправились в баню, так как считали, что после такого „действа“ необходимо смыть с себя все грехи. Театр называли в то время „позорищем“. В 1673 году произошли некоторые изменения. Театр был перенесен в другое помещение, которое находилось над Аптекарской палатой Кремля. Труппа актеров тоже пополнилась»

Но мало кто знает, что сама идея театра тянулась из средневековья. И хотя скоморохи были запрещены указами середины XVII века, в царских покоях за городом, действия сии совершали и "комедии делали" в рамках дворца. Первая жена Алексея не поддерживала его развлечений. В то время, как вторая разделила с ним страсть к театральным постановкам. Конечно, это не были в полной степени современные двухактные представления на глубокие темы человеческих взаимоотношений, касались исторических, а в большей степени, церковных сюжетов. Карлики, певчие люди, акробаты, музыканты - вот кто выступал перед царскими особами. В представлениях участвовали даже царские дети. Это как бы было частью обучения - знакомства с теми или иными историческими (религиозными) событиями. Вертепные темы, например. Для таких "потех" ещё Михаил Федорович создаёт отдельную палату. Где для "действ" располагались все необходимые игрушки.

-2

Другими словами идея театра была не новой для царского двора. Почему же 1672 считается отправной точкой в российских учебниках? Это что альтернативная история о которой мы не знаем?

Тут вывод очевиден. Ранее все участники "потешных действий" были местные люди. Не смотря на то, что были постановки, они были "домашние", для семьи. место проведение таких забав соседствовало с местом жительством богомолок (странствующих молящихся баб, которые столовались при дворе, которые проживали в "потешных" помещениях дворцов). Спектакль же 1972 года проходил уже в специальном хорошо освещенном помещении. Зрителями был не только царь, но группа бояр. То есть театр стал из домашнего развлечения - развлечением общественным. У него появился новый статус.

-3

Каким грешным действием не было посещение театральных сцен, но от греха можно отмыться. А грешат пусть иностранцы, ибо они и так в грехе. Не православные же.

Литература:

1. Бокарева О.Б. Театральная жизнь России XVII-XVIII вв. (в контексте развития русского и европейского театрального искусства) // Искусствоведение. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralnaya-zhizn-v-rossii-xvii-xviii-vv-v-kontekste-istorii-razvitiya-russkogo-i-evropeyskogo-teatralnogo-iskusstva/viewer

2. Императорские театры Российской Империи// Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org

3. БРЭ