Прочел намедни информацию о незавидной доле шведских атомщиков со станции «Рингхальс»
Как швед под Полтавой
Там, оказывается, вот уже второй раз за пару недель экстренно останавливается третий реактор. Первый раз — аккурат к новогодним торжествам, 30 декабря. Как водится, оповестили общественность, попросили не волноваться. Мол, все под контролем, спокойно накрывайте столы, учите тосты и охлаждайте шампанское. Слово атомщики сдержали, реактор «завели». Но только на три дня. Потому как 4 января уже наступившего года «рубильник отрубило» вновь.
И опять оповещение, и снова заявление оставить беспокойство в старом году. Работаем, дескать, стараемся и в грядущую субботу вечером намерены неполадки устранить. Впрочем, если дело пойдет, как выражается народ, без сучка и задоринки, «врубим» его на чуток пораньше.
К сожалению, не удалось узнать из СМИ, насколько эффективно выполнено обещанное славными ремонтниками. Мне, во всяком случае. Хотя интернет-страниц пролистал предостаточно.
Правда, нашел еще одну информацию, касающуюся упомянутой АЭС. Оказывается, браться за «инструменты» скандинавам не впервой. И две остановки, о которых сообщалось выше, тому подтверждение. Но и на этом их перечень не заканчивается. По лету года прошлого, в июне месяце, если верить СМИ, автоматика уже останавливала реактор этой АЭС в июне. Из-за этого он не работал до середины сентября. Как выясняется, не так долго.
Любопытно, что речь во всех трех случаях идет о… третьем реакторе! Всего же в составе АЭС их четыре, но в «ходу» только два. Реактор, о котором идет речь, далеко не первой свежести. Возводить его начали еще почти 50 лет назад, а в эксплуатацию ввели после почти что девяти лет стройки — в 1981 г.
Нам же шведская АЭС интересна исключительно как место, с которого замечательная компания АО ТВЭЛ намеревается «рубить окно в Европу». А если точнее, именно шведам первым из Старого континента будут поставлены сборки российского атомного топлива. Как сообщает все тот же Интернет, контракт на поставку в опытную эксплуатацию нескольких сборок российского производства под названием «ТВС — Квадрат» был подписан еще в 2011 г.
По заявлению тогдашнего президента АО «ТВЭЛ» Юрия Оленина от 2016 г., сборки продолжают работать именно на третьем блоке АЭС, их параметры оказались в пределах нормы, отклонений не наблюдалось.
Более того, уже новый президент Наталья Никипелова объявила о завершении создания на предприятии уже не опытного, а промышленного участка по производству «ТВС —Квадрат». А 30 ноября прошлого года свет увидел подписанный со шведской стороной контракт о коммерческих поставках ядерного топлива.
Не будем спешить
Вынужден предостеречь читателя о скоропалительных выводах о связи отечественного топлива с работой «шведского рубильника», трижды останавливающего реактор.
Во-первых, не совсем понятно, в какой из них, третий или четвертый, загружалось в последние годы небывало инновационные «твс-квадраты»? И будь топливо действительно российским, «базар» бы на территории Евросоюза разразился нешуточный.
Во-вторых, причин, вызывающих подобные остановки реактора, наверное, тьма-тьмущая, и вовсе не обязательно связанных с качеством топливной сборки. Тем более сама АЭС далеко не первой свежести.
И, наконец, в-третьих — «рингхальсцам» топливо подвозят еще два поставщика. Так что вероятность вины, если таковая будет иметь место, следует делить на троих.
Удивляет другое. Непрекращающиеся «страдания» третьего блока шведской АЭС сегодня, наверняка, известны многим. И почему бы господам из АО ТВЭЛ во главе с госпожой Никипеловой не разъяснить общественности, что в них вины наших замечательных атомщиков нет никакой?
Неужели упомянутой госпоже не известна еще со школьной поры незамысловатая строка, ставшая со временем народной мудростью. Ведь злые языки, действительно, порой страшнее пистолета.
Чего уж тогда говорить об атомных процессах. Пусть и мирных.
Владимир Долгих