Летом 333 года до н.э. после окончательного завоевания Малой Азии македонское войско миновало Киликийские ворота (современное турецкое ущелье Кюлек-Богазы) и направилось на юг в сторону Финикии и Сирии. Дарий III понял, что его противник не отступится, и начал сбор войска для генеральной битвы.
Персидский владыка принял верное решение – не допустить завоевателей в земли Ближнего Востока, а потому выступил навстречу дерзкому македонскому завоевателю. По пути следования в персидское войско вливались отряды окрестных сатрапов, часть сил ожидала персидского царя в Сирии.
Античные авторы по обыкновению приводят совершенно фантастические сведения о количестве персов, собранных Дарием, исчисляя их от нескольких сотен тысяч до миллиона. На самом деле вместе с царём Вавилон покинуло 70-80 тысяч персидских воинов, сопровождаемых громоздким обозом.
В роли персидского царя Дария III Кодомана британский актёр Гарри Эндрюс. Здесь и далее кадры из фильма «Александр Великий» (Производство: США и Испания. 1956; режиссёр – Роберт Россен).
В конце сентября македонский авангард под началом Пармениона захватил города Исс и Мириандр, а также Байланский перевал, через который шла главная дорога в Сирию. В это время персидское войско добралось до сирийских владений, где к нему присоединились отряды местных сатрапов и греческие наёмники.
Миновав Дамаск, Дарий остановился в городе Сохи. «Царь всех царей» решил встретить противника на пустынных равнинах, чтобы иметь возможность в полном объёме использовать конницу. Однако огромное персидское войско и входившие в его состав животные очень скоро уничтожили все съестные припасы и фураж в округе. Дарию пришлось сниматься с места и искать другую позицию.
У персов был шанс атаковать македонцев по частям или окружить авангард Пармениона, но вместо этого их армия решила обойти Байланский перевал с севера. Чтобы хоть как-то ускорить темп движения Дарий отослал обоз в Дамаск. В октябре Александр Македонский получил известие, что персидское войско находится в Аманской долине.
Александр быстро воссоединился с Парменионом, оставил раненых и больных в Иссе. Македонский царь направился к Сохам, но врага там не оказалось, не было персов и в Мириандре. Дарий в это время находился севернее, его армия миновала Аманские ворота (современный перевал Богче). Получилось так, что персы оказались в тылу у македонцев.
Действия противоборствующих сторон накануне сражения при Иссе.
Дарий начал преследование противника и скоро ворвался в Исс, где приказал предать суровой казни обнаруженных раненых и больных воинов Александра. После долгих манёвров во второй половине ноября 333 года до н.э. противники сошлись для решающей битвы на побережье Исского залива.
Первая очная битва Александра Великого и Дария состоялась на территории современной Юго-Восточной Турции – у берегов залива Искендерун там, где в него впадает речка Пинар (ныне Дели-Чаи). Ряд историков утверждают, что битва состоялась у берегов реки Пайя, что протекала на 15 км южнее Пинара. Персы заняли правый берег реки, македонцы – левый.
Самую подробную роспись и численность войска Дария приводит римский античный историк Квинт Курций Руф: « Персов было 100 тысяч, из них 30 тысяч всадников, мидийцев — 10 тысяч всадников и 50 тысяч пехотинцев. Барканцев было 2 тысячи всадников, вооруженных двусторонними секирами и легкими щитами, очень похожими на цетры, за ними следовало 10 тысяч пехоты с таким же вооружением. Армяне послали 40 тысяч пехотинцев вдобавок к их 7 тысячам всадников. Гирканцы набрали 6 тысяч отличных, как у всех этих племен, всадников, прибавив к ним тысячу тапуров. Дербики снарядили 40 тысяч пехотинцев, у большинства из них были копья с медными или железными наконечниками, у некоторых же — древки, обожженные на огне; их сопровождали 2 тысячи всадников из того же племени. С Каспийского моря прибыло 8 тысяч пехотинцев и 200 всадников. С ними были и другие, неизвестные племена, выставившие 2 тысячи пехоты и вдвое больше конницы».
Персидская кавалерия.
Точное число воинов Дария неизвестно, но не подлежит сомнению, что их было не 600 000, не 400 000 и даже не 250 000, как утверждали некоторые античные историки. Со времён греко-персидских войн личная гвардия вавилонских царей – «бессмертных» не превышала 10 000 человек. Конница Дария, конечно, не могла иметь 50 000 всадников, но около 20 000 вполне возможно.
Греческие наёмники Фарнабаза максимально насчитывали до 10 000 человек (сюда же входили моряки и абордажные команды с персидских кораблей, действовавших у берегов Малой Азии). Сатрапы Ближнего Востока, Мидии, Месопотамии и других подвластных персам народов привели с собой до 25 000 воинов наверняка.
Итого, Дарий вряд ли имел более 55 000 человек. Но и такая численность армии считалась огромной даже спустя тысячелетие. Р. В. Светлов оценивает войско Дария III в 60-88 тысяч пехотинцев и всадников, которых сопровождали несколько тысяч человек прислуги, рабов, обозников и т.д. В. Е. Шустов предполагает, что персов было до 100 000 человек.
Александр Македонский.
Современные историки, основываясь на сведениях, оставленных Каллисфеном – придворным историком Александра, сопровождавшим македонского царя в походе, и данных, приписываемых Птолемею Лагиду – сподвижнику Александра и будущему правителю Египта, делают выводы о том, что македонская армия при Иссе насчитывала до 40 000 человек – 35 000 пехотинцев и 5000 всадников. По мнению историка Р. В. Светлова македонская армия насчитывала до 42 000 человек. Б. В. Соколов считает, что македонцы превосходили врага по общей численности и количеству пехотинцев.
На стороне царя Македонии была несокрушимая вера в победу и собственный непогрешимый военный гений. Александр верил в успех своего стратегического плана, направленного на уничтожение численно превосходящего врага, занявшего крайне невыгодную позицию.
Действительно, Дарий из всех позиций Исского залива выбрал самую неудачную, что в конечном итоге и привело персов к катастрофе. Правый фланг, где разместилась вся персидская конница под началом Набарзана, упирался в Средиземное море. Главная ударная сила персов – тяжёлая кавалерия (отряды Арсама, Реомифра и Атизия) не только не имела места для маневров, но и не могла набрать необходимого разгона для атаки.
На левом фланге, где начиналась цепь холмов, расположилась пехота азиатских сатрапий (т.н. «кардаки») под командованием Аристомеда Фессалийского. В центре выстроились греческие наёмники во главе с Тимодом, персидская пехота и гвардия Дария. Таким образом, 60-тысячное войско персов было скученно на береговой линии шириной всего в 7 км.
Александр выстроил свою армию уже по привычной схеме. В центре встала фаланга под командованием Кратера. Для наилучшей мобильности фаланга была разделена на отряды Кена, Пердикки, Мелеагра, Птолемея, Аминты. На левом фланге Парменион с фракийской, фессалийской и греческой конницей; на правом – царь и вся македонская кавалерия. Тут же находились и лёгкие всадники Аттала, а также пельтасты, пращники, лучники и метатели дротиков – всеми ими командовал Никанор (младший сын Пармениона). Впереди под командованием Ситалка выставлен был заслон из лёгкой пехоты и лучников.
Расстановка сил перед сражением.
Битва началась после полудня. Гипасписты легко отогнали орду Аристомеда и отбросили её за реку. Александр Македонский тут же устремился в атаку на левый фланг персов. Пинар был успешно форсирован, и тяжёлая кавалерия македонцев врубилась в ряды персов, которые не выдержали удара, больших потерь и обратились в бегство.
Однако скоро македонцы наткнулись на образцовый строй греческих наёмников. Завязалось кровавое побоище. В это время Набарзан ударил по отряду Пармениона. Фессалийцы и фракийцы после короткой стычки начали отступать, оставив незащищённым македонский центр. Персы могли ударить во фланг Кратеру, но вместо этого погнались за беглецами. Благоприятный момент был упущен.
Фаланга перешла через воды Пинара и стала теснить персидский центр. Парменион всё же сумел остановить бегство своих конников и попытался перейти в контратаку. Это выключило Набарзана и его кавалерию из основных событий битвы. Александр чуть отступил со своей тяжёлой конницей, перегруппировался и вновь ударил.
Теперь удар пришёлся не по греческим наёмникам (на них уже стремительно стал напирать Кратер), а в сторону шатра Дария. В какой-то момент Александр, получивший рану бедра, приблизился к «царю царей» на предельно близкое расстояние. Иранская знать и брат персидского царя Оксатр к тому моменту уже пали от македонских мечей.
Персидский владыка не стал испытывать судьбу в очном поединке с неистовым Александром. Дарий в страхе бросил свою колесницу и сел на коня. На случай неудачи для царя специально держали пару лучших рысаков, на которых можно было быстро умчаться прочь от опасности. Дарий стремительно покинул поле боя. За своим повелителем устремились и «бессмертные».
Кратер ещё не сломил сопротивление упорных и мужественных греков. По этой причине Александр Македонский поспешил на помощь своей фаланге, одновременно послав в подкрепление Пармениону конницу Аттала и лёгких пехотинцев Никанора. Зажатый с двух сторон Набарзан его всадники в панике бежали.
В это же время гоплиты и наёмники Тимода были окружены фалангистами и тяжёлой македонской конницей. Эллинов наверняка бы поголовно истребили, но бегущая конная масса Набарзана и варварская пехота восточных сатрапий смяли македонское кольцо окружения, позволив грекам уйти в сторону горной гряды.
От полнейшего разгрома бывшую и в панике бегущую армию Дария спасла непреодолимая теснота и давка, созданная толпами бегущих персидских воинов, а также наступившая темнота. Александр, не смотря на все старания и усилия, не смог со своими гетайрами прорубиться сквозь живую реку беглецов, чтобы организовать полноценное преследование персидского владыки.
Доподлинно о потерях противоборствующих сторон в битве при Иссе не известно до сих пор. Античные авторы, по сложившейся традиции, многократно преувеличивают потери персов. Главные летописцы походов Александра – Плутарх, Флавий Арриан, Курций Руф и Диодор Сицилийский сообщают, что Дарий III лишился 110 000 воинов погибшими – 100 000 пехотинцев и 10 000 всадников.
« Число убитых доходило до 100 000, причем всадников было больше 10000. Птолемей, сын Лага, следовавший тогда за Александром, рассказывает, что когда они, преследуя Дария, оказались у какой-то пропасти, то перешли через нее по трупам», – такие, наиболее подробные сведения сообщает Арриан Флавий .
Марк Юниан Юстин оценивает потери персов в 71 000 человек погибшими (61 000 пехотинцев и 10 000 всадников) и 40 000 пленных. Современные исследователи военного дела античности полагают, что представленные оценки потерь персидской армии в битве при Иссе завышены римскими и греческими историками в 5-10 раз. Р. В. Светлов определяет потери персов в 12-16 тысяч человек, а Б. В. Соколов – всего в несколько тысяч убитых персов и 1000 павших греков.
Попробуем разобраться в столь пёстром изобилии цифр. Персидский царь и его «бессмертные» бежали с поля боя почти без потерь. Также точно известно, что 8000 греческих наёмников после Исской битвы добрались до Лесбоса и Кипра. Вряд ли Набарзан потерял более половины своей конницы.
Пехота персидская так же сражалась недолго, а македонцы беглецов не преследовали. Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что персидская армия потеряла убитыми, ранеными, пленными около 10-15 тысяч человек. Остальные воины и наёмники, кроме гвардии Дария, разбежались и рассеялись.
Схема битвы при Иссе.
Что касается македонских потерь, то непосредственно в битве по данным античных авторов пали всего 2-3 сотни воинов Александра! Так, по Диодору македонская армия безвозвратно потеряла 450 человек – 300 пехотинцев и 150 всадников. По данным Курция Руфа войско Александра лишилось погибшими 182 человека (150 всадников и 32 пехотинца), а ещё 504 македонца получили ранения.
Скорее всего, реальные совокупные потери армии Македонии составили около 1500 человек убитыми и ранеными. По Р. В. Светлову и Б. В. Соколову потери армии Александра составили 450 убитых и 2000-3000 раненых.
Победа при Иссе сделала Александра не только величайшим полководцем, но и сказочно богатым правителем. Македонский завоеватель захватил весь персидский и царский обоз, монарших слуг и гарем Дария, а так же 2500 золотых талантов. А ведь в поход Александр Македонский отправлялся банкротом. Его долг на тот момент составлял более 700 талантов.
После триумфальной победы путь на юг – вглубь Ближнего Востока или Египта, а также на восток – прямо в центр Персии был открыт для македонской армии. Через месяц после Исской битвы Дарий прислал Александру личное послание с унизительными для себя предложением мира. В качестве отступных персидский царь предложил всю Малую Азию, 10 000 золотых талантов и руку своей дочери. Александр Македонский отказался от щедрых посулов Дария и продолжил свой знаменательный поход.