Найти тему
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ АРТЕФАКТЫ #5.5/Для богов и людей/5.Вечный символ Парижа

Оглавление

Для богов и людей

Вечный символ Парижа

15 апреля 2019 года, в понедель­ник, в первый день католической Страстной недели, около семи ча­сов вечера огонь внезапно охва­тил часть здания главного собора Франции - Нотр-Дам-де-Пари. Его как раз начали в очередной раз обновлять. И тут вдруг этот по­жар повышенного уровня слож­ности, который удалось оста­новить только к утру. Мистика? Многие именно так и подумали.

Парижский Нотр-Дам с дав­них пор окружен мистиче­ским ореолом. По сути, это один из старейших соборов страны, первый камень в его основание был заложен папой Александром III в 1163 году. Это было время крестовых походов в Святую землю. И из всех рыцарских орденов только один — рыцарей Храма — умел строить именно такие готические соборы. Очень светлые, благодаря множеству стрельчатых окон и розеток, без тяжелых опорных стен внутри, зато с арками, опирающимися на колонны и позволяющи­ми вытянуть все здание на громадную высоту, к самому небу, к Богу.

До пожара 15 апреля 2019 года собор ежегодно посещали 14 миллионов человек
До пожара 15 апреля 2019 года собор ежегодно посещали 14 миллионов человек

Средневековая святыня

Внутри парижского собора можно смело поставить двенадцатиэ­тажный дом, вот какова его высота. Но такая конструкция требовала умелого сочетания камня и дерева. На арочные своды опиралась де­ревянная крыша. Очень тяжелая, поскольку была изготовлена из так называемого мореного дуба, который перед использованием пару лет вымачивали в воде, чтобы он стал «каменным». На крышу собора по­шло около тысячи дубов, целый лес. Их так и укладывали расходящи­мися лучами, чтобы образовался надежный каркас. И со Средних ве­ков, когда дубы превратились в крышу, их больше никто не трогал. Увы, эта древнейшая часть собора полностью сгорела. Но будем чест­ными: крыша прослужила людям не тридцать, не сто, не двести, а бо­лее семисот лет. Тамплиеры были отменными строителями. И за одно только столетие возвели не два и не десять, а восемьдесят соборов и около семидесяти церквей поменьше! Во Франции самыми извест­ными тамплиерскими сооружениями считаются Шартрский собор и Нотр-Дам. Оба отличаются изысканными архитектурными решения­ми и множеством скульптур, рельефов и барельефов. Причем эти эле­менты присутствуют как во внешнем, так и во внутреннем убранстве храмов. Из-за особенностей этих средневековых украшений в более позднее время некоторые священники даже именовали эти тампли­ерские постройки «языческими», «еретическими», «сатанинскими». Ведь, кроме фигур святых, ангелов, Девы Марии и Иисуса Христа, там имелись чудовищные создания вроде гаргулий и прочих химер, а не­которые изображения исподволь отсылали зрителя к алхимии.
Что, например, может символизировать ворон? Птицу, несущую смерть? Или святого Венсана? Или же алхимический знак? А странная женская фигура с лестницей между коленями, скипетром и двумя кни­гами — одной открытой и другой закрытой? Считается, что это аллего­рия алхимии. А может, и нет. За множество прошедших веков святые отцы толковали украшения собора с правильной богословской точки зрения, мистики и масоны — с мистической. Мы же можем только ска­зать, что, наверное, мироощущение человека XII века значительно от­личалось от нашего. И тогдашнего христианина ничуть не смущали ни гаргульи, ни черти, ни змеи, выглядывающие из-под одежды святых, ни «тайные» шифры в скульптурах, рельефах и витражах. Вера — ведь тоже чувство мистическое, отделенное от обыденного сознания.

Шартрский собор
Шартрский собор

Намоленное место

Но важно помнить, на каком месте был построен Нотр-Дам. В римские времена, когда Париж еще назывался Лютецией, там стоял храм Юпитера. Стоял себе и стоял, вплоть до времен, когда язычество сменила новая христианская вера. Церковь очень любила возводить свои культовые сооружения вместо языческих. На месте храма Юпи­тера была построена базилика Святого Стефана. На месте и из кам­ней языческого храма! Базилика была, конечно, обычной церковкой романского типа — достаточно тяжелой и невысокой, но очертания сохранила «языческие», то есть еще римские. Храм Юпитера был отлично вписан в очертания островка Ситэ, базилика их повтори­ла. Когда она обветшала, там же появилась новая церковь, затем на ее месте — кафедральный собор. В 1163 году епископ Парижа Мо­рис де Сюлли, сын бедной сборщицы хвороста, достигший высочай­шего сана и невероятно праведный человек, объявил о строитель­стве нового собора, посвященного Деве Марии, которую французы именовали не иначе как Нашей Дамой и культ которой был страшно популярен у храмовников. Собор должен был вмещать всех жителей тогдашнего Парижа, то есть примерно 10 тысяч человек. Материал для строительства был взят частично из старого сооружения, причем в строящийся собор перекочевали и некоторые скульптурные груп­пы из прежнего собора. Уже в 1183 году часть работ была сделана — в хрониках указано, что в том году был освящен алтарь, но до полно­го завершения строительства прошло еще два века. Имена двух архи­текторов XIII века мы знаем (Пьер де Монтрёй и Жан де Шелль). В 1302 году, когда в стенах собора король Филипп Четвертый созвал Ге­неральные штаты, отделка храма еще продолжалась. Окончательно она была закончена только в 1345 году. Нотр-Дам был настолько ве­ликолепен, что о нем складывали легенды. По одной из них, кузнец, создавший железные двери собора, вступил в союз с дьяволом, про­дав тому свою душу взамен на величайшее мастерство. После завер­шения работы он потерял дар речи, впал в расстройство ума и вскоре умер. До сих пор специалисты спорят, каким образом сделан хитро­умный узор створок - при помощи литья или ковки.

Чудесное спасение

С XIV века Нотр-Дам стал собором, в котором проводились наи­более важные государственные церемонии. Там венчались юная Ма­рия Стюарт с будущим королем Франциском II и Генрих Наварр­ский с Маргаритой Валуа. Там же принял титул императора великий Наполеон. И в Нотр-Даме шли торжественные службы после каж­дой его победы. Но до этого, в первые годы революции, когда фран­цузские аристократы один за другим поднимались на эшафот и эта участь не миновала и короля с королевой, Конвент едва не вынес смертный приговор и самому собору. Вслед за королевской четой «гильотинированию» подверглись скульптуры «французских коро­лей», которые были на самом деле библейскими царями. Их выдра­ли веревками из ниш и отрубили им головы.
Нотр-Дам чудом спасся - он был преобразован в Храм Разума. Спас­лись и отрубленные головы, один монархист выкупил их как мусор дня за­полнения фундамента — и закопал. А в конце прошлого века археологи их нашли. С тех пор эти «головы королей» выставлены в музее Клюни. На­полеон вернул Храму Разума его прежнее название и предназначение. Бо­лее того, именно по его указу в Нотр-Дам был перенесен Терновый венец — одна из святынь, связанных с именем Христа. Кстати, во время послед­него пожара он уцелел, как и алтарь, как и множество других реликвий.

Реставрация и пожар

К первой четверти XIX века собор уже так обветшал, что город­ские власти задумывались о его сносе. Но за старинную реликвию вступилась общественность, в том числе и писатель Виктор Гюго, написавший роман «Собор Парижской Богоматери». Реставраторы XIX века несколько своевольно относились к восстановлению исто­рического облика здания. Они воссоздали утраченные элементы по собственному усмотрению. Практически все витражи, кроме розе­ток, созданы в то время. Тогда же был возведен шпиль. А крыша пе­рекрыта свинцовыми пластинами. Именно тогда и появились по соседству с гаргульями химеры — создания архитектора Виолле-ле- Дюка. Имя одной — полуженщины-полуптицы — известно: ее име­нуют Стрике, она пожирает младенцев и высасывает мозг у пороч­ных женщин. В некоторых фигурах после реставрации обнаружилась мистическая подоплека. Старец на фасаде приобрел черты алхими­ка. И сразу возникла легенда, что алхимики проводили в Нотр-Даме свои церемонии и входили обязательно через правый портал.
К началу XXI века реставраторы снова забили тревогу: из-за нескон­чаемых толп туристов собор испытывает слишком большую нагрузку и требует немедленных восстановительных работ. Ориентировочно на проведение реконструкции требовалось более 150 миллионов евро. Пре­зиденту Макрону удалось собрать только 10 миллионов. Но после пожа­ра, когда стало ясно, что храм не рухнет, тут же нашлись богатые люди, готовые выделить и сто, и двести миллионов на его починку, и строи­тельные материалы, и лес на новую крышу. Говорят, это будет уже не тот Нотр-Дам. Однако «того» Нотр-Дама не стало уже после реставрации Виолле-ле-Дюка. А за миллиард евро, именно столько будут стоить ра­боты, и впрямь можно возвести чудесный храм. Иногда, чтобы спастись, сперва нужно сгореть. Как феникс. Ну разве же это не мистика?!

-3

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)