Для богов и людей
Вечный символ Парижа
15 апреля 2019 года, в понедельник, в первый день католической Страстной недели, около семи часов вечера огонь внезапно охватил часть здания главного собора Франции - Нотр-Дам-де-Пари. Его как раз начали в очередной раз обновлять. И тут вдруг этот пожар повышенного уровня сложности, который удалось остановить только к утру. Мистика? Многие именно так и подумали.
Парижский Нотр-Дам с давних пор окружен мистическим ореолом. По сути, это один из старейших соборов страны, первый камень в его основание был заложен папой Александром III в 1163 году. Это было время крестовых походов в Святую землю. И из всех рыцарских орденов только один — рыцарей Храма — умел строить именно такие готические соборы. Очень светлые, благодаря множеству стрельчатых окон и розеток, без тяжелых опорных стен внутри, зато с арками, опирающимися на колонны и позволяющими вытянуть все здание на громадную высоту, к самому небу, к Богу.
Средневековая святыня
Внутри парижского собора можно смело поставить двенадцатиэтажный дом, вот какова его высота. Но такая конструкция требовала умелого сочетания камня и дерева. На арочные своды опиралась деревянная крыша. Очень тяжелая, поскольку была изготовлена из так называемого мореного дуба, который перед использованием пару лет вымачивали в воде, чтобы он стал «каменным». На крышу собора пошло около тысячи дубов, целый лес. Их так и укладывали расходящимися лучами, чтобы образовался надежный каркас. И со Средних веков, когда дубы превратились в крышу, их больше никто не трогал. Увы, эта древнейшая часть собора полностью сгорела. Но будем честными: крыша прослужила людям не тридцать, не сто, не двести, а более семисот лет. Тамплиеры были отменными строителями. И за одно только столетие возвели не два и не десять, а восемьдесят соборов и около семидесяти церквей поменьше! Во Франции самыми известными тамплиерскими сооружениями считаются Шартрский собор и Нотр-Дам. Оба отличаются изысканными архитектурными решениями и множеством скульптур, рельефов и барельефов. Причем эти элементы присутствуют как во внешнем, так и во внутреннем убранстве храмов. Из-за особенностей этих средневековых украшений в более позднее время некоторые священники даже именовали эти тамплиерские постройки «языческими», «еретическими», «сатанинскими». Ведь, кроме фигур святых, ангелов, Девы Марии и Иисуса Христа, там имелись чудовищные создания вроде гаргулий и прочих химер, а некоторые изображения исподволь отсылали зрителя к алхимии.
Что, например, может символизировать ворон? Птицу, несущую смерть? Или святого Венсана? Или же алхимический знак? А странная женская фигура с лестницей между коленями, скипетром и двумя книгами — одной открытой и другой закрытой? Считается, что это аллегория алхимии. А может, и нет. За множество прошедших веков святые отцы толковали украшения собора с правильной богословской точки зрения, мистики и масоны — с мистической. Мы же можем только сказать, что, наверное, мироощущение человека XII века значительно отличалось от нашего. И тогдашнего христианина ничуть не смущали ни гаргульи, ни черти, ни змеи, выглядывающие из-под одежды святых, ни «тайные» шифры в скульптурах, рельефах и витражах. Вера — ведь тоже чувство мистическое, отделенное от обыденного сознания.
Намоленное место
Но важно помнить, на каком месте был построен Нотр-Дам. В римские времена, когда Париж еще назывался Лютецией, там стоял храм Юпитера. Стоял себе и стоял, вплоть до времен, когда язычество сменила новая христианская вера. Церковь очень любила возводить свои культовые сооружения вместо языческих. На месте храма Юпитера была построена базилика Святого Стефана. На месте и из камней языческого храма! Базилика была, конечно, обычной церковкой романского типа — достаточно тяжелой и невысокой, но очертания сохранила «языческие», то есть еще римские. Храм Юпитера был отлично вписан в очертания островка Ситэ, базилика их повторила. Когда она обветшала, там же появилась новая церковь, затем на ее месте — кафедральный собор. В 1163 году епископ Парижа Морис де Сюлли, сын бедной сборщицы хвороста, достигший высочайшего сана и невероятно праведный человек, объявил о строительстве нового собора, посвященного Деве Марии, которую французы именовали не иначе как Нашей Дамой и культ которой был страшно популярен у храмовников. Собор должен был вмещать всех жителей тогдашнего Парижа, то есть примерно 10 тысяч человек. Материал для строительства был взят частично из старого сооружения, причем в строящийся собор перекочевали и некоторые скульптурные группы из прежнего собора. Уже в 1183 году часть работ была сделана — в хрониках указано, что в том году был освящен алтарь, но до полного завершения строительства прошло еще два века. Имена двух архитекторов XIII века мы знаем (Пьер де Монтрёй и Жан де Шелль). В 1302 году, когда в стенах собора король Филипп Четвертый созвал Генеральные штаты, отделка храма еще продолжалась. Окончательно она была закончена только в 1345 году. Нотр-Дам был настолько великолепен, что о нем складывали легенды. По одной из них, кузнец, создавший железные двери собора, вступил в союз с дьяволом, продав тому свою душу взамен на величайшее мастерство. После завершения работы он потерял дар речи, впал в расстройство ума и вскоре умер. До сих пор специалисты спорят, каким образом сделан хитроумный узор створок - при помощи литья или ковки.
Чудесное спасение
С XIV века Нотр-Дам стал собором, в котором проводились наиболее важные государственные церемонии. Там венчались юная Мария Стюарт с будущим королем Франциском II и Генрих Наваррский с Маргаритой Валуа. Там же принял титул императора великий Наполеон. И в Нотр-Даме шли торжественные службы после каждой его победы. Но до этого, в первые годы революции, когда французские аристократы один за другим поднимались на эшафот и эта участь не миновала и короля с королевой, Конвент едва не вынес смертный приговор и самому собору. Вслед за королевской четой «гильотинированию» подверглись скульптуры «французских королей», которые были на самом деле библейскими царями. Их выдрали веревками из ниш и отрубили им головы.
Нотр-Дам чудом спасся - он был преобразован в Храм Разума. Спаслись и отрубленные головы, один монархист выкупил их как мусор дня заполнения фундамента — и закопал. А в конце прошлого века археологи их нашли. С тех пор эти «головы королей» выставлены в музее Клюни. Наполеон вернул Храму Разума его прежнее название и предназначение. Более того, именно по его указу в Нотр-Дам был перенесен Терновый венец — одна из святынь, связанных с именем Христа. Кстати, во время последнего пожара он уцелел, как и алтарь, как и множество других реликвий.
Реставрация и пожар
К первой четверти XIX века собор уже так обветшал, что городские власти задумывались о его сносе. Но за старинную реликвию вступилась общественность, в том числе и писатель Виктор Гюго, написавший роман «Собор Парижской Богоматери». Реставраторы XIX века несколько своевольно относились к восстановлению исторического облика здания. Они воссоздали утраченные элементы по собственному усмотрению. Практически все витражи, кроме розеток, созданы в то время. Тогда же был возведен шпиль. А крыша перекрыта свинцовыми пластинами. Именно тогда и появились по соседству с гаргульями химеры — создания архитектора Виолле-ле- Дюка. Имя одной — полуженщины-полуптицы — известно: ее именуют Стрике, она пожирает младенцев и высасывает мозг у порочных женщин. В некоторых фигурах после реставрации обнаружилась мистическая подоплека. Старец на фасаде приобрел черты алхимика. И сразу возникла легенда, что алхимики проводили в Нотр-Даме свои церемонии и входили обязательно через правый портал.
К началу XXI века реставраторы снова забили тревогу: из-за нескончаемых толп туристов собор испытывает слишком большую нагрузку и требует немедленных восстановительных работ. Ориентировочно на проведение реконструкции требовалось более 150 миллионов евро. Президенту Макрону удалось собрать только 10 миллионов. Но после пожара, когда стало ясно, что храм не рухнет, тут же нашлись богатые люди, готовые выделить и сто, и двести миллионов на его починку, и строительные материалы, и лес на новую крышу. Говорят, это будет уже не тот Нотр-Дам. Однако «того» Нотр-Дама не стало уже после реставрации Виолле-ле-Дюка. А за миллиард евро, именно столько будут стоить работы, и впрямь можно возвести чудесный храм. Иногда, чтобы спастись, сперва нужно сгореть. Как феникс. Ну разве же это не мистика?!