Найти в Дзене
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ АРТЕФАКТЫ #5.4/Для богов и людей/4.Сердце Ватикана

Оглавление

Для богов и людей

Сердце Ватикана

Кто не знает собор Святого Пе­тра в Риме? Без его фотогра­фий не уезжает из Вечного города ни один турист, его изо­бражают на картинах, открыт­ках и даже марках. И если бы его не было, то воистину Рим потерял бы половину обаяния, которое в нем имеется...

Собор Святого Петра величе­ствен и знаменит. Кто-то из писателей сказал: благодаря су­ществованию этого храма Рим до сих пор считается центром цивилизованного мира. И его посещение по религиозным, историческим и архитектурным причинам оправды­вает само путешествие в Рим, а внутреннее убранство более всего на­ поминает палимпсест — настолько в нем переплетены лучшие художе­ственные стили разных эпох.

Вместимость собора - около 15 тысяч человек внутри и 60 тысяч человек на площади
Вместимость собора - около 15 тысяч человек внутри и 60 тысяч человек на площади

Один из четырех

В церковной литературе собор Святого Петра чаще всего имену­ется папской базиликой Святого Петра. В нем никогда не было пап­ской кафедры, для этой цели был предназначен другой собор - Латеранский. Но среди католических церквей самыми важными считаются четыре папские базилики - уже упомянутая базилика Святого Иоанна Латеранского (или собор папы римского, всемирный символ Матери- Церкви), базилика Святого Петра (или базилика Ватикана, построен­ная, по легенде, над гробницей святого Петра), базилика Святого Пав­ла за стенами (построенная, по легенде, над гробницей святого Павла) и базилика Святой Марии, построенная на месте одноименной церк­ви, возведенной при папе Либерии, которую называют базиликой Ли­берия. Эти четыре католических храма имеют так называемую Святую Дверь на центральном фасаде, которая распечатывалась и очищалась от камней и строительного раствора только раз в 25 лет, в «юбилеи», назна­ченные папами, а потом снова замуровывалась. Пройти через эту дверь в сам собор считалось для верующих большой удачей, потому что на них обязательно сходила благодать Бо­жья и отпускались все грехи. Сами понимаете, в «юбилейные» годы па­ломники наводняли Рим, а это при­носило церкви огромный доход. Традиция существовала с 1300 года только для Латеранской базили­ ки, а с 1500 года - и для трех осталь­ных главных римских базилик. При огромном стечении народа сам папа ударом ноги торжественно открывал «размурованную» дверь. Уже в наши дни отворение Святой Двери для папы Иоанна Павла II едва не кон­чилось плохо — на него сверху вдруг полетел строительный мусор.
Базилика Святого Петра особо почиталась и самой церковью, и па­ломниками. Ведь в отличие от других храмов, она располагала одной из самых ценных святых реликвий — останками апостола Петра, перво­го епископа Рима, от которого пошли все последующие папы. И если Латеранская базилика занимала главенствующее место как кафедраль­ный папский собор, то базилика Святого Петра пользовалась народ­ной любовью еще со времен Константина Великого.
Первая базилика Святого Петра была построена в первой четверти IV века. Она была, конечно, не такой величественной, как сменивший ее собор эпохи Возрождения, но тоже большой и красивой. Здесь хра­нились богато украшенные реликварии, церемониальная утварь, обла­чения пап, золотые и серебряные кресты. А поскольку базилика стояла за стеной Аврелиана (построена вокруг древнего Рима при императоре Аврелиане в 271-275 годах), то любое вторжение варваров или сарацин грозило разграблением. В один из таких налетов они разрушили гроб­ницу Святого Петра и вынесли из нее все, что смогли. Так что папа Лев IV в авральном порядке отстроил так называемую Леонинскую стену, защищавшую базилику от осквернителей. И — с периодическими обновлениями и ремонтами, конечно, — базилика в своем средневеко­вом виде простояла до конца XIV века. А когда папы вернулись в Вати­кан из Авиньонского изгнания, они срочно занялись реконструкцией.

Грешник, прошедший через Святые Врата в определенный день, может избавиться от грехов
Грешник, прошедший через Святые Врата в определенный день, может избавиться от грехов

Древний храм

Реконструкцией в середине XV века занялись тогдашние архитек­торы Леон Баттиста Альберти и Бернардо Росселино. Чем больше Аль­берти изучал устройство старой церкви, тем большее недовольство она у него вызывала. Он даже назвал эту церковь структурной мерзостью и нашел множество неустранимых недочетов — слишком высокие сте­ны без всяких опор, к тому же «продырявленные» сквозными кон­струкциями, при любом сильном порыве ветра испытывающие страш­ные нагрузки. И — очевидный результат: за века стены отклонились от вертикали почти на два метра. Папам очень не хотелось уничтожать древнюю святыню, но выбор был невелик: либо ее грамотно снесут строители, либо она просто рухнет.
Папы — в отличие от архитекторов — считали базилику красивой. Но куда больше ее красоты ценилась древность постройки, символизиру­ющая самым наглядным образом преемственность пап. По сути, старая базилика мало чем отличалась от зданий своей эпохи, она была похожа на прочие римские здания прямоугольной формы, разве что имелась ап­сида и алтарь был вынесен на запад. Внутри храм состоял из широкого нефа и двух приделов с мраморными античными колоннами. Само зда­ние было длиной около 110 метров и высотой 30 метров, остроконечная крыша опиралась на балки из толстых бревен. К церкви в VI веке был пристроен атриум, тут же получивший название «Райский сад». В нем находилась шишкообразная конструкция — Фонтана делла Пинья. В начале XIV века в атриуме появилась гигантская мозаика, изображав­шая Святого Петра, идущего по водам, от которой сохранились только фрагменты. Стены зданий украшали фрески из Ветхого и Нового Завета. Алтарь был украшен триптихом работы знаменитого Джотто. Но особой святостью обладала, конечно, гробница Святого Петра, рядом с которой стали хоронить святых и римских пап. И все это предстояло снести. Но по возможности сохранить — так приказал папа Юлий II.

Новое совершенство

Реконструкция базилики — а проще говоря, снос и строительство нового здания — началась еще при папе Николае V, когда появилась апсидальная пристройка с трансептом, вытянутым с востока на запад, из-за чего здание приняло форму креста. Николай даже распорядился снести Колизей, чтобы использовать для строительства хороший ан­тичный камень. И 2522 телеги с камнем даже отправились на папскую стройплощадку. Однако строительство застопорилось. Колизей избе­жал полного разрушения, а новый проект осуществился уже при папе Юлии. Он даже объявил конкурс на лучший проект базилики Свято­ го Петра, и его выиграл Донато Браманте. Первый камень новой по­стройки был заложен в 1506 году.
План Браманте был прост и красив: квадратное здание с вписан­ным в него и выступающим по сторонам равносторонним крестом. Но Юлий не увидел воплощения проекта Браманте, он умер спустя 7 лет. А сменявшие его на этом посту другие папы начинали свое правле­ние с назначения нового архитектора, и проект изменялся на протяже­нии 120 лет. В нем успели поучаствовать Джулиано да Сангалло, Фра Джокондо, Рафаэль, Бальдассаре Перуцци, сын Сангалло Антонио, Микеланджело, Джакомо делла Порта, Доменико Фонтана и Кар­ло Мадерна. Как к древней базилике прирастали трансепт и атриум, так и к лаконичному квадрату с башенками приросли многоколонный входной портик, трехнефная базиликальная часть, а массивный купол оказался полускрытым за фасадом. В плане собор Святого Петра боль­ше всего похож на рыбу — символ христианства.
Он по праву считается самым крупным церковным зданием не только в Риме, но и во всем мире. Ширина его фасада около 120 ме­тров, высота — около 50 метров. Вдоль всего аттика установлены огром­ные статуи Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и всех апостолов, за исключением Петра. Они достигают высоты 5,65 метра. В централь­ной части фасада помещены часы, а в комнате под часами находятся 6 колоколов базилики. Самый маленький из них весит 9 тонн, самый крупный — 260 тонн. Длина базилики — около 212 метров. Огром­ный купол имеет диаметр 42 метра, а наибольшую высоту от пола - 119 метров, если же считать высоту купола вместе с венчающим его крестом — так и все 137 метров. В центральном нефе установлены ста­туя святого Петра и алтарь с балдахином на четырех витых колоннах. Высота балдахина около 30 метров. За балдахином находится кафедра Святого Петра со статуями четырех отцов церкви, а справа и слева от нее — надгробия Урбана VIII и Павла III. В правом нефе находятся ка­пелла Распятия и «Пьета» Микеланджело. В левом — надгробия Алек­сандра VII и Иннокентия VIII. Базилика вмещает до 15 тысяч человек.
Гробница Святого Петра находится под базиликой. Правда, археоло­ги убеждены, что костей самого Петра там нет, зато очень много погребе­ний пап, святых, мучеников и просто знаменитых средневековых людей.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)