27 августа 1991 года молдавский парламент принял Декларацию о независимости. Сегодня Молдова по индексу демократии находится рядом с Прибалтикой. Сменяемость власти частая, но почему все это накладывается на нищету, коррупцию и неумение населения определиться, с кем им хорошо: с Западом или Россией? Как формировалось новое государство и куда в своем развитии свернуло — в материале МЛЫН.BY.
Приднестровский конфликт
Строить новую государственность пришлось с конфликта, разогревшегося на обломках Молдавской ССР. Конфликт между Кишиневом и Тирасполем в 1992 году перерос в кровопролитные бои.
Ключевым событием в приднестровском противостоянии считается принятие законопроекта о единственном государственном языке — молдавском в латинской графике, что вызвало массовые волнения со стороны русскоязычных граждан. Несмотря на забастовки, закон приняли на государственном уровне. После очередного нападения на министерство Советы депутатов города Рыбница предложили провести референдум о создании Приднестровской автономной республики в составе Молдавии. Явка составила 81%. В результате голосования за автономию с равноправием всех языков высказался 91% участников. По цепочке такие же голосования прошли в Тирасполе и других будущих городах Приднестровья.
За последние 100 лет Кишинев дважды был практически полностью разрушен. Столица Молдовы пострадала от землетрясения, которое случилось в 1940 году. Оно уничтожило большую часть города. Позже Кишинев был разбомблен немецкими воздушными силами во время Великой Отечественной войны.
Политические игры продолжались: в 1990 году Верховный Совет Молдавии постановил, что присоединение Бессарабии к СССР в 1940 году было оккупацией, а создание Молдавской ССР — незаконным. На это в Тирасполе заявили, что в таком случае и левобережье включили незаконно.
Фабула конфликта давно известна, еще в советской Молдавии унионисты провозглашали, что молдаване этнически являются румынами и что Бессарабия незаконно была отторжена Советским Союзом у Румынии. Обстановка накалялась, и в ноябре 1990 года в Дубоссарах пролилась первая кровь: трое местных жителей погибли при столкновении с Молдавским народным фронтом.
В Молдове с 2009 по 2012 год не было президента.
После провала августовского путча в Москве Приднестровье и Молдавия подписали Декларацию о независимости. В ночь на 2 марта 1992 года противостояние двух берегов Днестра привело к первым жертвам: в Дубоссарах неизвестные расстреляли машину, в которой находились приднестровские милиционеры, в ответ были задержаны молдавские полицейские.
5 месяцев бои не прекращались, особенно ожесточенные схватки с применением тяжелого вооружения произошли в Бендерах. На стороне Приднестровья воевали добровольцы из России и Украины, на стороне Молдавии — румынские.
21 июля в Москве между президентами Молдавии Мирчей Снегуром и России Борисом Ельциным было подписано Соглашение «О принципах урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы». На основании его требований стороны прекратили огонь, вывели войска, отказались от санкций и начали переговоры по мирному населению. Политическое решение не найдено до сих пор — страна разделена, а конфликт считается замороженным.
Нам удалось пообщаться с бывшей жительницей Молдовы. Несмотря на переезд из страны, те страшные политические столкновения еще свежи в ее памяти.
— На берегу Днестра был совсем другой мир, не тот, что в Кишиневе, где не было выстрелов, людей в военной форме, автоматов. Я тогда была еще маленькой, мне было восемь лет, но я очень хорошо помню день, когда мы с сестрой обедали дома и услышали какие-то приглушенные шлепки. Мы еще не понимали, что это выстрелы из ружья, сначала даже подумали, что мальчишки петарды взрывают, но выходить из дому нам было настрого запрещено, поэтому мы безуспешно пытались что-то рассмотреть в окно. Когда пришли с работы родители — разволновались. К вечеру стрельба усилилась и папа отвел всех нас в подвал. Тогда он сказал нам: никогда в жизни не мог представить, что ему придется держать оружие в руках у себя на родине. Когда он был в Афганистане, думал — приедет скорее домой, там красота, тепло, спокойно. Работал токарем по возвращении, деньги зарабатывал, семью кормить мог, думал, что начнет жить по-человечески. Я как сейчас помню… Сидит он в подвале, опирается головой о стену и будто бы спрашивает у Бога: неужели мне придется стрелять в своего соседа или напарника, в такого же молдаванина, а ведь он может быть хорошим человеком, — вспоминает Тома Цуркану.
Имитация равновесия
За 30 лет без СССР население Молдовы сократилось почти в два раза, а по экономическому развитию она считается самой отсталой страной в Европе, где более 20% населения живет за чертой бедности.
Территориально она зажата между Румынией и Украиной, идеологически — между Россией и Европой. После распада Союза Молдова оказалась в сфере интересов двух сил — Румынии и России, отсюда распространялось языковое и экономическое влияние, страна не самоопределилась, нарастали внутренние идеологические конфликты.
На сегодняшний день основной фактор развития страны — трудовая миграция. Молдова занимает третье место в мире после Киргизии и Таджикистана по доле денежных переводов из-за рубежа, это приносит 25% в общий объем ВВП. Подобная ситуация говорит о том, что в стране нет экономических возможностей для развития. Причем, в отличие от того же Таджикистана, Молдову покидает около 65% специалистов со средним образованием и около 10% с высшим, которые не могут найти высокооплачиваемую работу у себя на родине.
Румыния дает приют не только трудовым мигрантам из Молдовы, но и является торговым коридором в ЕС, через который поступают в продажу сельскохозяйственные молдавские продукты. За 2015 год объем такого экспорта составил $450 млн. Но крупнейшим торгово-экономическим партнером остается Евросоюз, товарооборот с которым за 2016 год достиг $3,5 млрд.
В 2030 году численность населения страны составит 3 млн, а в 2050-м — 2,4 млн. Средняя продолжительность жизни в Молдове — 71 год, одна из самых низких в Европе.
Россия тоже среди стран-партнеров: сегодня там проживает около 500 тысяч молдавских гастарбайтеров, и РФ занимает второе место среди импортеров молдавских товаров.
В свою очередь Молдова покупает у России электроэнергию, точнее сказать, не покупает, а берет в долг, ибо задолженность уже составляет около $10 млрд. Все это сдерживает экономическое развитие страны.
Не нужны НАТО?
Помимо приднестровского противостояния в Молдове хватало и других конфликтов. Возьмем 2014 год: скандал в банковской сфере. Речь шла о краже из госказны миллиарда долларов, что составляло шестую часть ВВП страны. Обвиняемый по делу бывший премьер-министр был приговорен к 9 годам тюремного ареста. Сплошной чередой стали раскрываться другие преступления, Молдова превращалась в одно из звеньев транснационального криминала по отмыванию денег. Естественно, коррумпированные схемы, создававшиеся на всем пути «независимости», нанесли вред экономике страны еще больше. Молдова прочно закрепилась в антирейтинге по уровню коррупции.
На всем постсоветском пространстве Молдова является аутсайдером по развитию сельского хозяйства, промышленности, по объему ВВП и росту экономики.
По заявлению кандидата исторических наук, политолога Михаила Смолина, Молдова сама не может определиться с дальнейшим путем своего развития, выбирая то президента с пророссийскими взглядами, то президента с прозападной ориентацией. Молдавское общество до сих пор не избрало вектор развития.
— Я бы не советовал молдавскому политическому классу рассчитывать на то, что они смогут присоединиться к блоку НАТО, последним это попросту не нужно. Молдавия не может предложить ничего, кроме информационной русофобии. Логично, что со стороны НАТО нет никакого желания поддерживать и развивать Молдавию, — заявил аналитик.
Мариам Шлапунова
Инфографика Светланы Курейчик
Автор фото: из открытых источников