Найти тему

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ТУРИЗМА НА ТЕРРИТОРИИ КУБАНИ

Хочу начать с "тяжеловесного", можно сказать селективного направления туризма, чтобы привлечь внимание учёных и серьёзных краеведов и самой расти в познании мира) Тема обсуждалась в 2013 году. А как сейчас? Настало её время?

На этой конференции обсуждалась указанная тема. Привет всем её участникам!
На этой конференции обсуждалась указанная тема. Привет всем её участникам!

В системе внутреннего туризма Кубани научный туризм занимает практически последнее место, о необходимости его развития говорилось в 2013 году на краевой научно-практической конференции «Интеграция науки и практики в развитие экскурсоведения в Краснодарском крае» и международной научно-практической конференции «Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы».

Для активизации научного туризма при Краснодарском региональном отделении РГО в апреле 2013 года создан Турклуб имени Р.И. Бочаровой (Турклуб). Раиса Ивановна Бочарова – яркий представитель старшего поколения классического туризма, как взрослого, так и детско-юношеского. Многие годы она работала со школьниками в экскурсиях-экспедициях на грязевых вулканах Таманского полуострова. Турклуб им. Р.И. Бочаровой создан по инициативе председателя КРО РГО И.Г. Чайки, руководителя комиссии краеведения КРО РГО Б.Д. Суятина и действительных членов КРО РГО В.В. Шкондиной, И.А. Шкондина. С деятельностью Турклуба можно познакомиться по адресу http://vk.com/turclub2013 .

Суятин Б.Д., Шкондин И.А.
Суятин Б.Д., Шкондин И.А.

Когда появился научный туризм? Невозможно сказать, даже когда появился сам туризм, в том или ином виде он существовал всегда. Стремление человека узнать - что лежит за горизонтом, за лесом или той горой – его неотделимое свойство, таинство, заложенное в него природой. Если во время путешествия ведутся какие-либо наблюдения, проводятся исследовательские работы, пишутся дневники, вот тогда туризм и становится научным. Примеры: Афанасий Никитин, совершив хождение под предлогом торговой деятельности «за три моря», тщательно описывал всё, что видел в путешествии; Николай Миклухо-Маклай, выполнявший задание военно-морского ведомства по изучению возможности базирования флота в Новой Гвинее, занимался изучением папуасов; в разведывательных плаваниях Кука участвовал ученый Бэнкс, Беринга Стеллер, КрузенштернаГорнер, Тилезиус и Лангсдорф; врач С.В. Очаповский вёл замечательные дневники о Карачае…Все они обогатили науку, и способствовали ускорению развития всего человечества.

В нашей стране научный туризм, как самостоятельное направление возник в 1980 г. в стенах Географического общества Академии Наук СССР (в настоящее время Русское Географическое общество). Тогда по инициативе президента Общества - академика А.Ф. Трёшникова существовавшая ранее при Президиуме Общества Комиссия по краеведению и туризму была преобразована в Комиссию научного туризма, существующую и активно работающую по настоящее время. Разработано много маршрутов. Богатым опытом Комиссии научного туризма мы намерены воспользоваться, и будем находить пути сотрудничества[1].

С развитием цивилизации образование приобретает всё большее значение. При этом важно: учить надо так, чтобы учащиеся видели цели обучения. Научный туризм очень перспективно развивать на базе школ, средних специальных и высших учебных заведений. Примером может послужить деятельность Общества любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО). Темы могут базироваться на уже опробованных маршрутах с детализацией, акцентами на поставленных вопросах или же разрабатываться специальные маршруты по определённой заранее теме. Очень важно ставить какую-либо цель в изучении рассматриваемой темы (нескольких тем). Педагоги, учёные, кураторы могут составлять в соответствие с учебной программой перечень обязательных и возможных факультативных экскурсионных направлений, а экскурсоводы разрабатывать маршруты, согласовывая с заинтересованными узкими специалистами.

Зачастую большой науке не хватает волонтёров. Такую поддержку наука может получить от учащихся, студентов, аспирантов с учётом их научных интересов и в общеобразовательных целях.

Научный туризм для учащихся может принимать следующие основные виды:

- экспедиционный научный туризм в составе полевого отряда научной организации (5-45 дней);

- краткосрочный научный туризм под руководством опытных экскурсоводов, гидов – инструкторов и педагогов (1-5 дней).

В этой интеграции туристической отрасли и науки импульс дальнейшего развития получают все: учащиеся, приобщаясь к огромному наглядному информационному пласту; преподаватели, видят высокий уровень усвоения учащимися учебного материала и научную результативность по итогам исследований. И те и другие получают возможность духовного и физического оздоровления. В итоге учебные заведения эффективно выполняют свою миссию. При явной заинтересованности учебного заведения туризм учащихся принимает организованный, целенаправленный, безопасный вектор.

В России появляется опыт научного туризма для школьников с целью ознакомления с работой высших учебных заведений, посещения туристами научных центров и прочее.

Для состоявшихся учёных важны такие направления научного туризма, как семинары, конференции, курсы лекций приглашённых специалистов.

Наш край настолько разнообразен и богат, что вопросы научного туризма могут быть бесконечны: написание историй населённых пунктов, объектов культурного и духовного наследия; краеведение; урбанистика; валеология; создание галереи известных личностей Кубани по аналогии с проектом «Их след хранит земля Тамани» [3]; реставрационные и созидательные работы на объектах культур (иконописная, гончарная мастерские, кузница); Кубань и развитие космической отрасли (не так давно, мы все стали свидетелями рождения космического туризма, причём, это было рождение именно научного космического туризма); экологический мониторинг посещаемых мест; геологические, палеонтологические исследования; изучение вулканической деятельности; наблюдение за миграциями и изменениями популяции животных; изменение видового состава флоры; участие в археологических раскопках (есть уже разработанные Агенством по научному туризму (РАН РФ) «Подводное созвездие культур» и КБУК Кк «Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына" «Археологические памятники Кубани»)[3]; поиск малоизученного, забытого и утерянного природного, культурного, техногенного и исторического наследия Кубани; древние водные и наземные пути, их современное состояние; сакральная география; создание ряда веломаршрутов и велодорожек для любителей велотуризма, которые должны пройти по культурным и историческим центрам Кубани; реконструкция знаний и умений древних людей, способов обработки, перемещения и поднятия многотонных каменных блоков и плит, обработка камней, изготовление орудий труда, посуды, одежды, астрономических знаний и пр.; поиск и изучение менгиров, дольменов, кромлехов, лабиринтов и прочих каменных сооружений; поиск погибших древних судов; участие в работе научной экспедиции по изучению живого мира Чёрного и Азовского морей; героическое прошлое.

В задачу любой планируемой экскурсии - экспедиции помимо конкретной полевой работы входит её превращение в неповторимый праздник творческого и интересного труда, сопряженного с приключениями, общением с удивительными людьми и природой. Такой подход позволяет оставить в душе каждого участника самые тёплые воспоминания, согревающие его весь год в предвкушении новой экспедиции.

Принять участие в экскурсиях – экспедициях можно в любом качестве: учёного, специалиста, волонтёра, туриста и пр. Возрастных ограничений, равно, как и особых ограничений по здоровью нет (кроме экскурсий – экспедиций с элементами «экстрима»). В экскурсии - экспедиции у каждого участника есть возможность побывать археологом, топографом, художником, режиссёром, фотокорреспондентом, видеооператором, биологом. Распорядок дня предусматривает наличие свободного времени достаточного для творчества, фото- и видеосъёмки, занятий спортом, участия в экскурсиях. В работе экскурсий - экспедиций могут принимать участие фирмы производители и поставщики снаряжения, туристические фирмы, поисковые отряды, телевидение, печатные издания, фольклорные объединения, музеи, общественные организации и прочие фирмы и проекты.

В экскурсии - экспедиции можно при наличии специалистов организовывать полезные курсы (тренинги), например:

1. Правильная подготовка и техника безопасности экскурсии – экспедиции.

2. Выживание в экстремальных ситуациях. 3. Оказание себе и товарищам первой медицинской помощи. 4. Радиосвязь (работа с радиостанциями). 5. Ориентирование на местности (лес, поле, горы, море). 6. Поиск и распознавание объектов природного, культурного и исторического наследия. 7. Основы художественной и технической фото- и видеосъёмки. 8. Управление водно-моторным и парусным судном. 9. Традиции народов Кубани. 10. Астрономия, археология, геология, палеонтология.

Результатами экскурсии – экспедиции должны становиться следующие работы: научные доклады, видео- и фотоотчёты, тематические презентации, курсовые работы, дипломные проекты, труды по защите научных степеней, изложение материалов в интернет - ресурсах и СМИ.

Научный туризм на современном этапе, казалось бы, не даёт тех громких результатов, которые давали путешествия лет двести - триста тому назад. Однако, как и любая научная дисциплина, он стремится и «вширь», и «вглубь». Объективно появляется необходимость интеграции всех отраслей науки с туризмом, Турклуб им. Р.И. Бочаровой видит перспективность этой работы. Необходимо взаимодействие со всеми заинтересованными в развитии научного туризма лицами и организациями: и государственными, и коммерческими, и общественными.

По оценкам экспертов ЮНЕСКО доля научного туризма к 2020 году составит 25% от общих показателей мирового туризма или около двух триллионов долларов США в год, что фактически завершит процесс превращения туризма в ведущий комплекс мирового научного и культурного развития, поскольку наука и культура затрагивают основные мотивировки передвижения людей.

Акцентированное внимание на соединение науки и туризма, в том числе у нас на Кубани, послужит дальнейшему развитию научного туризма как одного из самых прогрессивных направлений туризма XXI века.

ЛИТЕРАТУРА

1. www.knt.org.ru

2. www.antran.ru/Russian/index.htm

3. Экологическая история Таманского полуострова/Л.А. Маркина. - Краснодар: Совет. Кубань,2012.-132 с.: ил.

4. http://vk.com/turclub2013

5. Павлов В. П. Научный туризм: накопленный опыт и перспективы развития/ http://www.intacadem.ru/statji/nauchnyy-turizm-nakoplennyy-opyt-i-perspektivy-razvitiya.html

6. Квартальнов В. А. Современные особенности туризма как метода научного познания и исследований. // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал № 11, 2002.

7. Биржаков М. Б. Введение в туризм.- Издание 9-е, переработанное и дополненное.- СПб.: «Издательский дом Герда», 2008.- 576 с.

8. Косолапов А. Б. Теория и практика экологического туризма: учебное пособие.- М: КНОРУС, 2005.- 240 с.

9. Квартальнов В. А. Туризм: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 320 с.: ил.

10. Сергеева Т. К. Экологический туризм: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 360 с.: ил.

11. www.gasu.ru

12. www.mejtur.ru

13. Трёхбратов Б.А. Кубановедение. Историко-краеведческий словарь школьника.- Краснодар: издательство «Традиция», 2007. - 352 с., ил.

14. Очаповский С.В. Ты опять поедешь в Карачай: Дневники и воспоминания/Сост. и ред. Ф. Байрамукова.- под ред. Р.Т. Хатуева – М.: Эльбрусоид, 2009.- 448 с.

Авторы: И.А. Шкондин, В.В. Шкондина, Д.А. Шкондин

Турклуб им. Р.И. Бочаровой НОЦ «Цветные стёкла» КубГУ,

г. Краснодар, Россия

Горлова И.И. Директор Южного филиала Института Наследия. Чайка И.Г. Председатель КРО РГО.
Горлова И.И. Директор Южного филиала Института Наследия. Чайка И.Г. Председатель КРО РГО.

Оксана Яхош ублажала взор и слух!
Оксана Яхош ублажала взор и слух!
Бондарь В. В., Гуцалов А.А.
Бондарь В. В., Гуцалов А.А.
Конференция была украшена очередным посещением в замечательный Старый парк Кабардинки!
Конференция была украшена очередным посещением в замечательный Старый парк Кабардинки!

#туризм в россии #краснодарский край #краснодар #научный туризм #гид краснодар #экскурсовод краснодар #краснодар гид #краснодар экскурсовод #донские казаки #кубанские казаки