Хочу начать с "тяжеловесного", можно сказать селективного направления туризма, чтобы привлечь внимание учёных и серьёзных краеведов и самой расти в познании мира) Тема обсуждалась в 2013 году. А как сейчас? Настало её время?
В системе внутреннего туризма Кубани научный туризм занимает практически последнее место, о необходимости его развития говорилось в 2013 году на краевой научно-практической конференции «Интеграция науки и практики в развитие экскурсоведения в Краснодарском крае» и международной научно-практической конференции «Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы».
Для активизации научного туризма при Краснодарском региональном отделении РГО в апреле 2013 года создан Турклуб имени Р.И. Бочаровой (Турклуб). Раиса Ивановна Бочарова – яркий представитель старшего поколения классического туризма, как взрослого, так и детско-юношеского. Многие годы она работала со школьниками в экскурсиях-экспедициях на грязевых вулканах Таманского полуострова. Турклуб им. Р.И. Бочаровой создан по инициативе председателя КРО РГО И.Г. Чайки, руководителя комиссии краеведения КРО РГО Б.Д. Суятина и действительных членов КРО РГО В.В. Шкондиной, И.А. Шкондина. С деятельностью Турклуба можно познакомиться по адресу http://vk.com/turclub2013 .
Когда появился научный туризм? Невозможно сказать, даже когда появился сам туризм, в том или ином виде он существовал всегда. Стремление человека узнать - что лежит за горизонтом, за лесом или той горой – его неотделимое свойство, таинство, заложенное в него природой. Если во время путешествия ведутся какие-либо наблюдения, проводятся исследовательские работы, пишутся дневники, вот тогда туризм и становится научным. Примеры: Афанасий Никитин, совершив хождение под предлогом торговой деятельности «за три моря», тщательно описывал всё, что видел в путешествии; Николай Миклухо-Маклай, выполнявший задание военно-морского ведомства по изучению возможности базирования флота в Новой Гвинее, занимался изучением папуасов; в разведывательных плаваниях Кука участвовал ученый Бэнкс, Беринга – Стеллер, Крузенштерна — Горнер, Тилезиус и Лангсдорф; врач С.В. Очаповский вёл замечательные дневники о Карачае…Все они обогатили науку, и способствовали ускорению развития всего человечества.
В нашей стране научный туризм, как самостоятельное направление возник в 1980 г. в стенах Географического общества Академии Наук СССР (в настоящее время Русское Географическое общество). Тогда по инициативе президента Общества - академика А.Ф. Трёшникова существовавшая ранее при Президиуме Общества Комиссия по краеведению и туризму была преобразована в Комиссию научного туризма, существующую и активно работающую по настоящее время. Разработано много маршрутов. Богатым опытом Комиссии научного туризма мы намерены воспользоваться, и будем находить пути сотрудничества[1].
С развитием цивилизации образование приобретает всё большее значение. При этом важно: учить надо так, чтобы учащиеся видели цели обучения. Научный туризм очень перспективно развивать на базе школ, средних специальных и высших учебных заведений. Примером может послужить деятельность Общества любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО). Темы могут базироваться на уже опробованных маршрутах с детализацией, акцентами на поставленных вопросах или же разрабатываться специальные маршруты по определённой заранее теме. Очень важно ставить какую-либо цель в изучении рассматриваемой темы (нескольких тем). Педагоги, учёные, кураторы могут составлять в соответствие с учебной программой перечень обязательных и возможных факультативных экскурсионных направлений, а экскурсоводы разрабатывать маршруты, согласовывая с заинтересованными узкими специалистами.
Зачастую большой науке не хватает волонтёров. Такую поддержку наука может получить от учащихся, студентов, аспирантов с учётом их научных интересов и в общеобразовательных целях.
Научный туризм для учащихся может принимать следующие основные виды:
- экспедиционный научный туризм в составе полевого отряда научной организации (5-45 дней);
- краткосрочный научный туризм под руководством опытных экскурсоводов, гидов – инструкторов и педагогов (1-5 дней).
В этой интеграции туристической отрасли и науки импульс дальнейшего развития получают все: учащиеся, приобщаясь к огромному наглядному информационному пласту; преподаватели, видят высокий уровень усвоения учащимися учебного материала и научную результативность по итогам исследований. И те и другие получают возможность духовного и физического оздоровления. В итоге учебные заведения эффективно выполняют свою миссию. При явной заинтересованности учебного заведения туризм учащихся принимает организованный, целенаправленный, безопасный вектор.
В России появляется опыт научного туризма для школьников с целью ознакомления с работой высших учебных заведений, посещения туристами научных центров и прочее.
Для состоявшихся учёных важны такие направления научного туризма, как семинары, конференции, курсы лекций приглашённых специалистов.
Наш край настолько разнообразен и богат, что вопросы научного туризма могут быть бесконечны: написание историй населённых пунктов, объектов культурного и духовного наследия; краеведение; урбанистика; валеология; создание галереи известных личностей Кубани по аналогии с проектом «Их след хранит земля Тамани» [3]; реставрационные и созидательные работы на объектах культур (иконописная, гончарная мастерские, кузница); Кубань и развитие космической отрасли (не так давно, мы все стали свидетелями рождения космического туризма, причём, это было рождение именно научного космического туризма); экологический мониторинг посещаемых мест; геологические, палеонтологические исследования; изучение вулканической деятельности; наблюдение за миграциями и изменениями популяции животных; изменение видового состава флоры; участие в археологических раскопках (есть уже разработанные Агенством по научному туризму (РАН РФ) «Подводное созвездие культур» и КБУК Кк «Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына" «Археологические памятники Кубани»)[3]; поиск малоизученного, забытого и утерянного природного, культурного, техногенного и исторического наследия Кубани; древние водные и наземные пути, их современное состояние; сакральная география; создание ряда веломаршрутов и велодорожек для любителей велотуризма, которые должны пройти по культурным и историческим центрам Кубани; реконструкция знаний и умений древних людей, способов обработки, перемещения и поднятия многотонных каменных блоков и плит, обработка камней, изготовление орудий труда, посуды, одежды, астрономических знаний и пр.; поиск и изучение менгиров, дольменов, кромлехов, лабиринтов и прочих каменных сооружений; поиск погибших древних судов; участие в работе научной экспедиции по изучению живого мира Чёрного и Азовского морей; героическое прошлое.
В задачу любой планируемой экскурсии - экспедиции помимо конкретной полевой работы входит её превращение в неповторимый праздник творческого и интересного труда, сопряженного с приключениями, общением с удивительными людьми и природой. Такой подход позволяет оставить в душе каждого участника самые тёплые воспоминания, согревающие его весь год в предвкушении новой экспедиции.
Принять участие в экскурсиях – экспедициях можно в любом качестве: учёного, специалиста, волонтёра, туриста и пр. Возрастных ограничений, равно, как и особых ограничений по здоровью нет (кроме экскурсий – экспедиций с элементами «экстрима»). В экскурсии - экспедиции у каждого участника есть возможность побывать археологом, топографом, художником, режиссёром, фотокорреспондентом, видеооператором, биологом. Распорядок дня предусматривает наличие свободного времени достаточного для творчества, фото- и видеосъёмки, занятий спортом, участия в экскурсиях. В работе экскурсий - экспедиций могут принимать участие фирмы производители и поставщики снаряжения, туристические фирмы, поисковые отряды, телевидение, печатные издания, фольклорные объединения, музеи, общественные организации и прочие фирмы и проекты.
В экскурсии - экспедиции можно при наличии специалистов организовывать полезные курсы (тренинги), например:
1. Правильная подготовка и техника безопасности экскурсии – экспедиции.
2. Выживание в экстремальных ситуациях. 3. Оказание себе и товарищам первой медицинской помощи. 4. Радиосвязь (работа с радиостанциями). 5. Ориентирование на местности (лес, поле, горы, море). 6. Поиск и распознавание объектов природного, культурного и исторического наследия. 7. Основы художественной и технической фото- и видеосъёмки. 8. Управление водно-моторным и парусным судном. 9. Традиции народов Кубани. 10. Астрономия, археология, геология, палеонтология.
Результатами экскурсии – экспедиции должны становиться следующие работы: научные доклады, видео- и фотоотчёты, тематические презентации, курсовые работы, дипломные проекты, труды по защите научных степеней, изложение материалов в интернет - ресурсах и СМИ.
Научный туризм на современном этапе, казалось бы, не даёт тех громких результатов, которые давали путешествия лет двести - триста тому назад. Однако, как и любая научная дисциплина, он стремится и «вширь», и «вглубь». Объективно появляется необходимость интеграции всех отраслей науки с туризмом, Турклуб им. Р.И. Бочаровой видит перспективность этой работы. Необходимо взаимодействие со всеми заинтересованными в развитии научного туризма лицами и организациями: и государственными, и коммерческими, и общественными.
По оценкам экспертов ЮНЕСКО доля научного туризма к 2020 году составит 25% от общих показателей мирового туризма или около двух триллионов долларов США в год, что фактически завершит процесс превращения туризма в ведущий комплекс мирового научного и культурного развития, поскольку наука и культура затрагивают основные мотивировки передвижения людей.
Акцентированное внимание на соединение науки и туризма, в том числе у нас на Кубани, послужит дальнейшему развитию научного туризма как одного из самых прогрессивных направлений туризма XXI века.
ЛИТЕРАТУРА
2. www.antran.ru/Russian/index.htm
3. Экологическая история Таманского полуострова/Л.А. Маркина. - Краснодар: Совет. Кубань,2012.-132 с.: ил.
5. Павлов В. П. Научный туризм: накопленный опыт и перспективы развития/ http://www.intacadem.ru/statji/nauchnyy-turizm-nakoplennyy-opyt-i-perspektivy-razvitiya.html
6. Квартальнов В. А. Современные особенности туризма как метода научного познания и исследований. // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал № 11, 2002.
7. Биржаков М. Б. Введение в туризм.- Издание 9-е, переработанное и дополненное.- СПб.: «Издательский дом Герда», 2008.- 576 с.
8. Косолапов А. Б. Теория и практика экологического туризма: учебное пособие.- М: КНОРУС, 2005.- 240 с.
9. Квартальнов В. А. Туризм: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 320 с.: ил.
10. Сергеева Т. К. Экологический туризм: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2004.- 360 с.: ил.
11. www.gasu.ru
12. www.mejtur.ru
13. Трёхбратов Б.А. Кубановедение. Историко-краеведческий словарь школьника.- Краснодар: издательство «Традиция», 2007. - 352 с., ил.
14. Очаповский С.В. Ты опять поедешь в Карачай: Дневники и воспоминания/Сост. и ред. Ф. Байрамукова.- под ред. Р.Т. Хатуева – М.: Эльбрусоид, 2009.- 448 с.
Авторы: И.А. Шкондин, В.В. Шкондина, Д.А. Шкондин
Турклуб им. Р.И. Бочаровой НОЦ «Цветные стёкла» КубГУ,
г. Краснодар, Россия
#туризм в россии #краснодарский край #краснодар #научный туризм #гид краснодар #экскурсовод краснодар #краснодар гид #краснодар экскурсовод #донские казаки #кубанские казаки