Найти в Дзене
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ АРТЕФАКТЫ #5.3/Для богов и людей/3.Тени Белой башни

Для богов и людей Тени Белой башни Построенный как военная кре­пость лондонский Тауэр со вре­менем превратился в легенду. Здесь бродят привидения обез­главленных королей, здесь во­роны криком «Виват!» предве­щают скорую казнь, а на кре­постных стенах ночью запросто можно умереть от страха. Лондонский Тауэр — одна из самых мрачных и таинствен­ных построек в сердце Великобритании. Сколько надежд растаяло в его тюрьме, сколько слез здесь было пролито! Сколько вельможных особ ждали, когда однажды утром, приглушенные туманом, внизу прозвучат твердые шаги стражи, легкие шаги священника, потом двери распах­нутся, но лишь затем, чтобы пленник мог дойти до эшафота. Цитадель Вильгельма Завоевателя Испуганные слова молитвы за спиной, палач, чье лицо скры­то грубой тканью, разряженные зеваки... Эти камни впитали в себя столько же крови, сколько и дождя, который вечно идет над Туман­ным Альбионом. И потому неудивительно, что именно с Тауэром связано столько леденящих душу легенд и сказаний.
Оглавление

Для богов и людей

Тени Белой башни

Построенный как военная кре­пость лондонский Тауэр со вре­менем превратился в легенду. Здесь бродят привидения обез­главленных королей, здесь во­роны криком «Виват!» предве­щают скорую казнь, а на кре­постных стенах ночью запросто можно умереть от страха.

Лондонский Тауэр — одна из самых мрачных и таинствен­ных построек в сердце Великобритании. Сколько надежд растаяло в его тюрьме, сколько слез здесь было пролито! Сколько вельможных особ ждали, когда однажды утром, приглушенные туманом, внизу прозвучат твердые шаги стражи, легкие шаги священника, потом двери распах­нутся, но лишь затем, чтобы пленник мог дойти до эшафота.

Сегодня лондонский Тауэр - одна из главных достопримечательностей Великобритании
Сегодня лондонский Тауэр - одна из главных достопримечательностей Великобритании

Цитадель Вильгельма Завоевателя

Испуганные слова молитвы за спиной, палач, чье лицо скры­то грубой тканью, разряженные зеваки... Эти камни впитали в себя столько же крови, сколько и дождя, который вечно идет над Туман­ным Альбионом. И потому неудивительно, что именно с Тауэром связано столько леденящих душу легенд и сказаний.
Начиналось, впрочем, все довольно буднично: в 1066 году норманд­ский герцог Вильгельм Завоеватель, наголову разбив короля Гароль­да, оказался единовластным правителем Англии. Он не имел закон­ных прав на престол и поэтому опирался на меч как на единственную силу, которая могла утвердить его на троне. По всей Англии он возвел ряд военных укреплений. Лондонский Тауэр был одним из них — баш­ня должна была устрашать лондонцев. Изначально она была размером 32 на 36 метров с высотой стен 30 метров. После того как стены побе­лили, лондонцы прозвали ее Белым Тауэром — Белой Башней. Позже Тауэр обрел два ряда крепостных стен, другие башни, казармы, ору­жейные палаты, часовни и глубокий ров, заполненный водой, и стал одной из самых неприступных крепостей в Европе.

Тюрьма для аристократов

Узников в Тауэр привозили по Темзе и вводили через Ворота Из­менников. Люди верили — если в момент, когда арестованного вво­дят в крепость, стражник у ворот держит топор острием вниз — узника ждет смерть. Если же острием вверх или в сторону — человек останет­ся жив. Специальных камер не было — узников годами, а то и десяти­летиями содержали в отдельных свободных помещениях. Герцог Ор­леанский Карл провел в Тауэре 25 лет, а пират, капер, поэт и драматург Уолтер Рэли — 13. Здесь он создал свой труд «История мира». Его ос­вободили для очередной поездки на Ориноко за золотом, но когда во­жделенный металл найти не удалось, обвинили в нарушении воли ко­роля, заточили в крепость и казнили. Рэли лично осмотрел топор, пошутил, что это «великолепное лекарство от всех болезней», и, скло­нив голову, сам скомандовал палачу: «Секи, топор, секи!»
В Тауэре томились король Шотландии Яков I и пленник Столет­ней войны — Иоанн II, король Франции. В крепости были убиты так и не дождавшийся коронации 12-летний Эдуард V и его младший брат Ричард. Останки детей были найдены в 1674 году во время ре­монта одной из башен Тауэра под лестницей и похоронены в Вест­минстерском аббатстве. Здесь при таинственных обстоятельствах скончался король Англии Генрих VI, заключенный в Тауэр после пленения во время Гражданской войны. Но самую зловещую репу­тацию крепость приобрела в годы Реформации, когда король Генрих УШ решил лично возглавить английскую церковь, разорвав отноше­ния с Ватиканом. Из-за короля-самодура лишились головы его су­пруга Анна Болейн, которая не смогла подарить королю наследника, брат Анны и еще четыре вельможных особы. Здесь же по земле по­ катилась голова пятой жены Генриха VIII Кэтрин Говард, а позже — и голова королевы Джейн Грей, продержавшейся на престоле девять дней. Вслед за Джейн последовал и ее муж.

«Принцы Эдвард и Ричард в Тауэре». Джон Эверетт Милле, 1878 год
«Принцы Эдвард и Ричард в Тауэре». Джон Эверетт Милле, 1878 год

Призраки замка

Несмотря на то что узниками Тауэра стали тысячи неугодных власти людей, в его стенах были казнены лишь семеро, остальные сло­жили головы на Тауэрском холме, куда стекались толпы лондонцев. После казни голову надевали на кол и выставляли на обозрение, а тело увозили в Тауэр и хоронили в подвалах под часовней, где до сих пор находятся останки полутора тысяч человек.
Поэтому немудрено, что со временем в мрачном замке поселились привидения, ко­торые вселяли страх в стражу и смущали серд­ца самых отчаянных головорезов.
Самым древним призраком Тауэра стал дух убитого Генрихом II архиепископа Кентербе­рийского Томаса Бекета. Священник был за­рублен наемными убийцами в Кентерберий­ском соборе на ступенях алтаря в 1170 году. Поговаривают, что душа архиепископа успо­коилась лишь после того, как внук убийцы Генрих III построил в Тауэре храм. А самым страшным привидением стала 70-летняя Мар­гарет Поул, графиня Солсбери, которую каз­нили за то, что она лишь теоретически могла претендовать на престол. Бедняжка провела в заточении два с половиной года и была обезглавлена в 1541 году. Палач попался настолько неопытный, что отрубил ей голову только с третьего раза. После второго удара она вырвалась от него и, орошая кровью эшафот, с криками заметалась по двору. Ее поймали и доби­ли. С тех пор обитатели Тауэра в годовщину смерти графини видят сцену казни и слышат вопли ужаса, от которых в жилах стынет кровь.
Ходит по мрачной крепости и призрак Анны Болейн, вся вина которой были лишь в том, что она не смогла подарить сына безумно­му королю. Она так и разгуливает по замку, держа в руке отрублен­ную голову. Чаще всего ее видят накануне годовщины казни. По­говаривают, что даже отважный сэр Фрэнсис Гренфелл, будущий фельдмаршал Великобритании, увидел Анну, выходящую из покоев, и грохнулся в обморок от ужаса. А один из офицеров Тауэра однажды ночью увидел свет в капелле Святого Петра, отомкнул запертые две­ри, вошел внутрь и был поражен увиденным: по капелле двигалась вереница женщин в нарядах времен Тюдоров. Они по очереди под­ходили к алтарю и спускались сквозь мраморные плиты пола вниз — в могилы. Последней из них была Анна Болейн.
Встречали в коридорах Тауэра и привидение Уолтера Рэли, и при­зрак «девятидневной королевы» Джейн Грей, и даже маленьких принцев, которые появляются в холодных казематах замка в белых пижамках, держатся за руки и молчат.
Несмотря на то что при виде тауэрских привидений людей охватывает инфернальный ужас, к несчастным случаям эти явления обычно не приводят. Правда, в 1815 году произошло исключение. Ночью часовой на башне Мартина увидел сероватое облако, которое просочилось сквозь запертую дверь и неожиданно приобрело форму огромного медведя. Часовой ткнул в привидение штыком с такой си­лой, что едва потом вытащил его из двери. Позже часовой рассказал сослуживцам, что произошло, и умер через два дня.
В 2001 году рассказы о призраках заинтересовали директора кана­ла Galaху Росса Хемсворта, который решил попробовать заснять их но­чью во время Хеллоуина. На кадрах, отснятых журналистами, оказалось множество размытых пятен и непонятных сфер. Предполагали, что это может быть пыль в воздухе или насекомые, которых в темноте не за­ метил оператор. Из-за призраков или нет, но ночью посещать Белую башню категорически запрещено.

Вороны на службе короне

С мистическими поверьями связаны и стаи воронов, обитающих в замке. Лондонцы верят: если вороны покинут Тауэр — Великобри­тания падет.
Первая птица появилась в Тауэре в 1553 году, когда в застенках томилась Джейн Грей. Появление ворона совпало с казнью претен­дентки на британский трон, и с тех пор вороны оказались навсегда привязаны к пленникам крепости. Именно они отныне возвещали, останется пленник в живых или будет предан смерти.
Во времена королевы Елизаветы в Тауэр был заключен ее фаво­рит граф Эссекский Роберт Деверё, которого королева подозревала в заговоре. Однажды в окно камеры герцога клювом постучал огром­ный ворон и трижды каркнул. В его крике Деверё явственно разли­чил слова «Виват! Виват! Виват!» и понял, что будет казнен. Он рас­сказал обо всем своим родственникам, признался на суде в измене и был обезглавлен во внутреннем дворике крепости.
С XVII века вороны находятся под покровительством королей — по приказу короля Карла II шесть воронов в обязательном порядке живут в вольерах Тауэра. За птицами ухаживал специальный смотри­тель, который был обязан взять воронов на свое содержание.
Традиция эта жива до сих пор, и сейчас в крепости живут вороны по имени Тор, Болдрик, Мунин, Гугин, Брэнвен и Гвиллум.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)