Их даже именовали общим названием ОТМА от первых букв имен. И у многих обывателей, меж тем, вполне сложилось представление о дочерях Николая II, как о единой группе людей, лишенной индивидуальных особенностей, и уж тем более, проявлений.
Но любой человек, у которого есть дети, знает, что даже в раннем возрасте каждый из них совершенно уникальная личность, и уж тем более, в возрасте подростковом и более старшим сложно их уравнивать под одну гребенку.
Поговорим сегодня про старшую из великих княжон. Ольга прожила 22 года. А это значит, что воспринимала происходящее отнюдь не с детской непосредственностью. Она на себе ощутила весь трагизм последних дней Российской империи.
Ольга Николаевна родилась в ноябре 1895 года. Отец уже был императором. Да, как и положено, ждали сына-наследника, но рождение дочери ничуть не омрачило радость. Роды были очень тяжелыми и уже сам факт того, что всё закончилось благополучно - было счастье. Да и то умиление, с которым Николай описывает первые минуты с дочерью, никак не походят на недовольство. Пишет он 6 ноября "Утром любовался нашей прелестной дочкой". Здесь же мы получаем и самое первое описание великой княжны: "Она кажется вовсе не новорожденной, потому что такой большой ребенок, с покрытой волосами головкой". Назвал девочку и следующую за ней дочь император в честь героинь "Евгения Онегина".
Когда ей было пять лет, её отец сильно заболел. Тиф. Да еще и вдали от Петербурга. В Крыму. Речь шла уже не столько о скорейшем выздоровлении, сколько о том, кому передать трон. Официальным наследником был младший брат Михаил, но вдруг заходит речь о том, чтобы наследовала Ольга. Что же здесь такого? Не в первый раз, женщина займет главное кресло в стране. Но закон о престолонаследии, принятый Павлом I, не позволял такого. Естественно, Николай мог поменять этот закон, да и при желании мог и Михаила попросить отречься в пользу Ольги, тот бы не возражал.
Но Николай выздоровел. На удивление многих, которые уже думали, как погреть свои руки на смене власти. Вопрос о престолонаследии ушел на второй план, но Николай уже стал рассматривать Ольгу как потенциальную преемницу. По крайней мере до того момента, как родился Алексей.
Она росла очень толковой и рассудительной. Хорошо училась, обладала крепкой волей. Даже царственным родителям было непросто управлять ею. При этом, все отмечали её скромность в быту, а также равное доброе и приветливое отношение к людям, вне зависимости от социального статуса.
Описывается её первый бал, когда она в 16 лет впервые оказалась в центре внимания. Великая княжна со светлыми волосами, чуть вздернутым носом, очаровательна и мила.
Внук Александра Второго, Дмитрий Павлович, при рождении лишился матери, потом был передан на воспитание в семью своего дяди, московского генерал-губернатора Сергея Александровича и его жены Елизаветы Фёдоровны, сестры императрицы. После гибели Сергея Александровича мальчика взял на воспитание в свою семью сам император. Он вырос в красивого, статного, умного и даже остроумного юношу.
Дмитрий приходился Ольге двоюродным дядей, но был старше её всего на четыре года. Их общение переросло в нечто большее, и в 1912 году зашла речь о свадьбе между этими молодыми людьми. Но все планы в один момент расстроились. Это ещё аукнется через четыре года. Ведь виновником того, что Дмитрий не стал зятем царю, оказался Григорий Распутин, который и настроил всячески императрицу против потенциального жениха, поведав о его неподобающем поведении и непозволительных взглядах. Надо ли напоминать, что Дмитрий будет одним из участников убийства Распутина?
Вскоре появляется новая кандидатура в женихи. Румынский принц Кароль. И быть бы Ольге румынской королевой, но и этого не происходит. Отказ уже исходит от самой Ольги. Мы помним, конечно, о её своенравии, но в таких серьезных стратегических вопросах она вряд ли стала своевольничать. Но когда мы слышим её мотивацию, то понимаем в чем может быть дело. Ольга говорит, что она русская и хочет остаться жить в России, никуда ехать не собирается.
Меж тем, мы понимаем ситуацию в тот период. 1914 год. Николай уже знает, что его сын неизлечимо болен. Брат Михаил женат морганатическим браком. Супруга находится под влиянием Распутина. Царь часто важные вопросы обсуждает именно с Ольгой. Даже просит ее разбудить, если в ночи приходит экстренное сообщение. И это не просто для того, чтобы кто-то был рядом. Ольга действительно дает мудрые советы. Вероятно, её демарш с румынской помолвкой был сделан с одобрения Николая, которому было нужно, чтобы его старшая дочь, и уже помощник, оставалась в России.
Но и она сама все же хотела любви. Говорят, долгое время еще спорила с матерью, чтобы всё же та разрешила за Дмитрия выйти замуж. Но Александра Федоровна была непреклонна.
Зато многочисленные родственники, прослышав о решении Ольги остаться в России стали предлагать своих кандидатов в женихи. Среди них был еще один внук Александра II Борис Владимирович, но его не захотела в мужья сама Ольга, да и мать в этом поддержала. Да и старше он был аж на 22 года. Был и сын князя-поэта из Романовых К.Р. Константин Константинович-младший. Но и здесь не состоялось. Хороший парень, бравый военный, он окончит свои дни в шахте под Алапаевском.
А Ольга с матерью и сестрами трудится в госпиталях, заботясь о раненый бойцах Первой Мировой. В октябре 1914 года императрица пишет мужу, что один из офицеров пробыл в госпитале у Ольги 4 дня и теперь говорит, что никогда не встречал никого подобного ей.
У нее и самой были увлечения. Был некий С., кто такой точно неизвестно. А также Дмитрий Шах-Багов, подпоручик, который дважды был ранен на Западном фронте, находился на излечении до 1915 года и снова вернулся на фронт. Но Ольга понимала, что это заведомо пустые варианты, никто и никогда ей не позволить выйти замуж за незнатного. Она, возможно ждала Дмитрия до самого конца, ровно до тех пор, пока не узнала, что он был среди убийц Распутина. Тогда стало понятно, что уже им никогда не быть вместе.
Да и всё изменилось. Всё началось с кори. А потом.... Отец отрекся. В пользу Михаила. Оказались под арестом. Знаете, что читала она там...книгу Ростана про сына Наполеона "Орленок". Как же символично.
Радзинский, который читал все эти воспоминания участников расстрела приводит слова Стрекотина, одного из тех, кто стрелял: Царица и дочь Ольга попытались осенить себя крестным знамением, но не успели...
Заслужила ли Ольга расстрела, — вопрос риторический в том плане, что любой здравомыслящий человек, непременно ответит "нет", тем не менее это произошло. И вот этот диссонанс повисает в воздухе навсегда без ответа.
Читайте также:
Ставьте лайк, подписывайтесь, пишите комментарии - нам приятно. Делитесь с друзьями в соцсетях. Мы также ждём Вас на нашем канале Telegram