Найти в Дзене
ТЕЛЕУЖИН

Свежевыжатые. Три громких хоррора 2021го

Оглавление

Всем привет! Сегодня приехало три фильма прямиком из недавно минувшего года - громкая новинка Шьямалана, в которой сам великий и ужасный сыграл водителя автобуса, новая часть знаменитого хоррор-альманахаха, с которого начинали многие режиссеры жанра, и во всех смыслах инди-кино, которое одни считают пустой тратой времени, тогда как другие называют хоррором года. Поехали.

Время

Время отсчитывает дни,
Время не ждёт никого©

Время - штука не только беспощадная, но и абстрактная, да ещё и относительная. Давно доказано, что течение времени может быть разным на разной высоте над уровнем моря, может меняться в зависимости от удаленности от крупных космических тел и, конечно, искажаться вблизи черных дыр. Но куда более жуткое искажение связано с нашим субъективным восприятием, когда мы просто перестаём замечать ход времени, и оно утекает всё быстрее. Об этом горюют все, и даже Шьямалан, ведь помимо того, что он снял аллегорический фильм о времени, так ещё пригласил на одну из главных ролей Алекса Вулфа, который очень кого-то напоминает. Сам же Шьямалан снялся в роли водителя минивена, доставившего группу посетителей приятного и не в меру дешёвого курорта прямо к закрытому пляжу.

-2

Уже практически не вызывает сомнений, что многие животные знакомы с понятием времени, только ощущают его по-своему, и не могут измерять, если только речь не о кролике из "Алисы в стране чудес". Для наших же героев кроличьей норой становится узкий проход между скалами, который выводит их прямиком к райскому местечку возле моря, свободному от толп купальщиков и сопутствующего шума.

Но у всего есть оборотная сторона, у любой кроличьей норы из сказки есть логика, и в случае с нашими героями, им не очень везёт с законами местного мира. Но немного о персонажах. Тут есть семейная пара на грани разрыва с двумя детьми - это центровые персонажи, есть уважаемый хирург, который берет на себя роль лидера в сложившейся ситуации, его жена и их дочь, ещё одна парочка и затесавшийся на пляже заранее популярный рэп-исполнитель.

-3

Первое, что нарушает покой и отдых - прибитое к берегу тело девушки, в смерти которой начинают винить подозрительного рэпера. Но скоро это отходит на второй план, ведь герои понимают, что время на этом пляже течет по своим законам. Конечно, это, в первую очередь, становится заметным благодаря детям. Они просто вырастают на глазах, вот что происходит.

Скоро выясняется ещё одна любопытная деталь - с пляжа невозможно выбраться, ведь любой, кто пытается вернуться тем же путем - через расселину в скалах, испытывает психотическое состояние и спешит обратно, или просто падает в обморок.

Так что героям приходится не только находить общий язык, но и решать внутрисемейные проблемы прямо на лету, а количество проблем множится - ведь дети быстро переходят в пубертат, влюбляются и так далее, а тем временем взрослые стареют, и у кого-то назревают серьезные психические отклонения на фоне деменции.

-4

В целом, картина смотрится интересно, за персонажами и их стремительным ростом и старением интересно наблюдать, и метаморфозы, связанные с подобной акселерацией, пусть и уплощены, вызывают где-то улыбку, а где-то мурашки. Но вот до мурашек в плане посыла фильма не дошло. Не то чтобы кто-то мешал воспринимать аллегорию скоротечности в картине - всегда пожалуйста - но почему-то ждёшь какой-то концовки уровни притчи, а получаешь...

Получаешь то, что придумал Шьямалан, а вернее - авторы комикса, по которому поставлен фильм. И когда осознаешь, что в основу лег комикс, становится легче справиться с плоской концовкой. Кроме концовки, конечно, можно выкатить уйму претензий к механике - напомним, мы в режиме реального времени, как ни странно это звучит, наблюдаем за персонажами, и одна из шокирующих сцен связана с темой питания и воды, однако, практически никто из героев не ест и не пьет в кадре.

Итого, фильм вполне крепкий, интрига присутствует, на промашки можно закрыть глаза, что касается развязки - она немного разочаровывает, но тут кому как. Посмотреть фильм однозначно стоит, к тому же актерская игра и картинка в фильме хороши.

З/Л/О '94

shot from "V/H/S 94"/2021/heavenofhorror.com
shot from "V/H/S 94"/2021/heavenofhorror.com

Со старта проекта "V/H/S", известного в нашем прокате как "З/Л/О", прошло уже почти 10 лет, и три части этого альманаха ужастиков стали точкой роста нескольких интересных режиссёров жанра. Среди них и Беттинелли с Джиллеттом, выпустившие впоследствии полюбившийся многим "Я иду искать" и работающие сейчас над ребутом "Крика", и Дэвид Брукнер, порадовавший нас намедни своим "Домом на другой стороне" и Роксанна Бенжамин, сумевшая в новую "Сабрину"и даже Джастин Бенсон ("Паранормальное", "Грань времени").

Учитывая всё это, можно закрыть глаза на некоторые недочёты альманаха, например, скромный бюджет и не самые впечатляющие эффекты. В новой части, потерявшей разрядность номера и получившей постфикс, указывающий на время событий, нас снова ждёт несколько сюжетов от разных режиссеров, каждый из которых в будущем, возможно, снимет свой "Крик".

shot from "V/H/S 94"/2021/zetgaming.com
shot from "V/H/S 94"/2021/zetgaming.com

Первая страшилка (а здешние истории это именно страшилки, в лучшем смысле слова) рассказывает о загадочном культе Рэтмэна или, по-нашему, Крысмэна - жуткого обитателя городских канализаций. Местная Эйприл О'Нил в надежде на Пулитцера отправляется в лабиринт коллекторов, но находит там отнюдь не благородных черепашек-ниндзя. Эпизод, снятый Хлоей Окуно, пока что отметившийся своими короткометражками, получил название "Ливневая канализация" и получился в меру жутким и в меру трэшовым мокьюментари в духе "Ведьмы из Блэр", но в сточных коллекторах.

Второй эпизод "Пустое пробуждение", хотя и был снят автором сиквела "Ведьмы из Блэр", атмосферно не похож на всея мокьюментари. Однако, владение техникой псевдодокументального хоррора Баррет демонстрирует на уровне, стилистически же эпизод навевает ассоциации к фильмам ужасов 80-х (или к какому-нибудь "Верхом на руле"). Здесь есть траурный зал, в котором проходит церемония прощания с неким Эндрю Эдвардсом, на которую никто не пришел вроде как из-за жуткого шторма за окном. Ведущая церемонии, вынужденная проводить эту ночь у гроба, точно Хома Брут, скоро замечает, что из деревянного саркофага доносятся звуки, а вскоре девушка получает информацию об усопшем, которая шокирует и пугает. Отлично снятая в техническом плане и дико атмосферная страшилка, пожалуй, лучшая из подборки.

shot from "V/H/S 94"/2021/sanguetipob.com
shot from "V/H/S 94"/2021/sanguetipob.com

Следующая зарисовка рассказывает о безумном профессоре - куда без него - явно перечитавшем "Доктора Моро" и его жутких экспериментах по скрещиванию людей и машин. Начинается сюжет, как сплэттер, но нагрянувшие к доктору наемники, переворачивают игру, и скоро на экранах разворачивается недурной экшен от первого лица. Не для слабонервных, естественно. На этот эпизод, снятый Тимо Тьяджанто, видимо, ушла большая часть бюджета.

Последняя история Райана Проуса рассказывает о группе повстанцев, которые планируют использовать в недобрых целях найденную субстанцию. Поначалу всё выглядит так, будто нам показывают банду головорезов, которая ещё и лишает жизни пленника, но когда казнь одного и того же пленника повторяется день за днём, становиться ясно что тут есть задумка. Довольно интересное прочтение знакомой темы, не шедевральное, но весьма недурное.

Всё это завернуто в мокьюментари Дженнифер Ридер о группе военных, обследующих заброшенное здание, полное мертвецов и загадочных видеокассет, на которых и запечатлены эти четыре сюжета.

shot from "V/H/S 94"/2021/wickedhorror.com
shot from "V/H/S 94"/2021/wickedhorror.com

Суммируя всё вышесказанное, мы получаем весьма крепкий старорежимный альманах, в котором, как минимум две истории очень неплохи, а одна - почти великолепна, который умеет задевать соцтемы, не раздувая их до размеров самое себя, который умеет и пугать и развлекать, в том числе фанатов экшена (а тут и киберпанка), и который запоминается уж точно не хуже, чем попытки в высоколобый хоррор с нулевыми результатами.

Но самое главное - это отличное пособие для тех, кто хочет проверить свой предрелизный мокьюментари на аутентичность или просто поучиться работать в жанре. Эти ребята при невысоком бюджете умудрились сделать четыре работы в строгих рамках формата, и уместить их в оболочке пятой. Это круто.

Бонусом вас ждёт милая в рамках формата реклама, снятая альтруистом жанра и автором недавнего "Psycho Goreman" Стивеном Костански.

Сатор

-9

Рассказывать об этом фильме занятие примерно такое же неблагодарное, как и снимать подобное кино. Нет, пожалуй, хуже - ведь во время работы над картиной автор не ещё не видит, что фильм не добрал рейтинга до пятерки, а большая часть отзывов написана по принципу "что я только что посмотрел - там что-то хлюпает, и все ходят, выключил на середине". Вообще, вот это "выключил на середине" и "прощелкал до конца, и вот что есть сказать", похоже, и сделали фильму репутацию картины, где отсутствует сюжет и посыл. Но это вообще не так.

Впрочем, доля правды в отзывах есть - начинается "Сатор", к названию которого в нашем прокате прилепили один из набора "ярлыков позора" - "Призраки леса", неспешно размеренно и молчаливо. В кадре первую часть фильма один персонаж, и ему не с кем болтать, когда же появляются другие люди, мы понимаем, что болтать он просто не желает. Зато есть собака, которая и вправду не в меру хлюпает языком, стараясь лизнуть хозяина в щеку, дабы разбудить. Выговор звукорежиссёру.

-10

Репутацию фильму помимо собачьей слюны и глупой приставки в названии портит интро, стилизованное под черно-белую домашнюю съёмку - при чём в дальнейшем, есть очень недурные стилизации под home video, но вот эта инсталляция с белыми платьями и зажженными свечами настраивает на дурное домашнее инди.

В дальнейшем, это привкус сохраняется, хотя уже и без претенциозности ч/б. Парень, похожий на моего одноклассника (сравнение помогало справиться с первой четвертью фильма) стреляет по бутылкам, живёт в хибаре, где слушает странные россказни про какого-то повелителя леса и заглядывает в очень древний ноутбук, на котором есть одна единственная папка с изображениями, и те демонстрируют красный крестик при нажатии. Поначалу я думал, что история будет о том, как непросто живётся в лесу, когда некому прийти и установить кодеки, а ты думаешь, что красный крестик - не системная ошибка, а отметина лесного духа (у моего одноклассника, на которого похож герой, тоже были проблемы с кодеками).

Вся эта ежедневная рутина героя демонстрируется, как набор удачных интерьерных фотографий - да, обстановка интересная, да ноутбук выглядит в таком интерьере необычно и т.д. Но зачем слушать пленки про какого-то Сатора - научная работа ли такая - непонятно.

Однако, с появлением некого Пита все начинает складываться - герой обретает характер, крестики на фото объясняются сломанной картой памяти, а поездка в дом Нанни, бредящей Сатором, несмотря на деменцию, в поисках новой карты для камеры, даёт нарративу сплестись в одно полотно.

Все эти люди оказываются одной семьёй, разбросанной по лесу, который они не в силах покинуть. Адам и Питер - внуки Нанни, а их мать , как и Нанни верила в Сатора, при чём вера её свела её с ума.

-11

Проблема в том, что не стоило преподносить этот фильм как новую "Ведьму из Блэр", которая при одноклеточном сюжете полна драйва и динамики. Здесь все наоборот - ритм очень размеренный, но упрекать фильм в отсутствии сюжета и связи между персонажами как минимум странно. В плане медлительности, кстати, "Сатор" уступает "Ведьмам" 2017го - там действительно много леса и мало действий. Да, и про отсутствие сюжета. Интересно, чем в этом плане лучше захваленная "Ведьма" Эггерса - тамошний сюжет можно в три слова уместить.

Стоило описывать "Сатора" как "Мой Виннипег" в сеттинге леса - конечно, четкости сентенции "Сатору" недостаёт, однако, и мокьюментари Мэддина многие назовут "хождением туда-сюда". Неожиданно, "Сатор" оказался куда больше, чем фильмом о культе - это интересное и смелое высказывание о семейной карме, о том, как решения людей порой влияют на целые поколения их потомков, об ответственности и о том, как порой мы оказываемся заперты внутри рамок навязанных нам ценностей и устоев, будто не можем найти выхода из заколдованного леса, продолжая натыкаться на тех людей, от которых не сбежать, и с которыми уже не по пути, пусть они и внутри нашей головы.

До новых встреч. Продолжайте смотреть кино с открытыми глазами, а не как на набор клише и несостоявшихся ожиданий.