Найти в Дзене
Загадки истории

ВЕЛИКИЕ АРТЕФАКТЫ #5.2/Для богов и людей/2.Первый храм Древней Руси

Оглавление

Для богов и людей

Первый храм Древней Руси

Один из самых известных па­мятников архитектуры и исто­рии в Киеве - остатки фун­дамента Десятинной церкви. Первый каменный храм Древ­ней Руси был построен в X веке. Он был свидетелем многих исторических событий и испы­таний, выпавших на долю мате­ри городов русских. И даже те немногие следы, что сохрани­лись до наших дней, могут не­ мало рассказать внимательно­му наблюдателю.

Десятинная церковь - первый каменный храм на Руси, возведен­ный в 989-996 годах на средства от княжеских доходов (то есть на десятину). Интересно, что средства, выделенные якобы на стро­ительство храма, на самом деле предназначались на развитие всей церковной инфраструктуры тогдашней Руси, а церковь только игра­ла роль казны. Возведенная после крещения язычников церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Как утверж­дают историки, именно здесь были похоронены Владимир Крести­тель и его жена — византийская царевна Анна. А также братья вели­кого князя Владимира — Ярополк и Олег. Здесь же покоится и его внук - сын Ярослава Мудрого Изяслав.

Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 года. Авторство Абрахама ван Вестерфельда ставится под сомнение
Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 года. Авторство Абрахама ван Вестерфельда ставится под сомнение

В память о мучениках

Летописи повествуют, что место сооружения храма — на Староки­евской горе, у княжеских палат — было выбрано не случайно. Имен­но там стоял двор первых варягов-христиан — Феодора (Тура) и его сына Иоанна, убитых язычниками в 983 году. Князь Владимир ре­шил искупить грех за смерть киевских мучеников и начал строитель­ство Десятинной церкви. Во время раскопок 1908 года ниже фунда­ментов основного выступа церкви археологи нашли остатки сруба X века, который, как они предполагают, мог быть домом Феодора и Иоанна. Не ис­ключено, что их мощи находились в ново-возведенной христианской святыне.
Считается, что первая каменная церковь Киевской Руси стала усыпальницей и для многих киевских князей. Правда, по этому поводу мнения историков и археологов раз­делились. Ученые признают, что да, были найдены захоронения, которые отождест­вляют с могилами княгини Ольги и Влади­мира Святославича, а также братьев Влади­мира — Ярополка и Олега — и сына Ярослава Мудрого Изяслава. Но мощи не сохранились, а гробницы, которые экспонируются в Софии, также не полностью идентичны. Где какая была, за пределами или в пределах собора, — это открытый вопрос. На мысль о том, что были найдены именно останки князей, исследователей натолкнули мра­морные саркофаги. И больше практически никаких фактов...
Вплоть до появления Софийского собора церковь князя Влади­мира выполняла функции кафедрального храма. Как и детище Ярос­лава Мудрого, она имела свой прототип в Византии. Десятинная строилась по образцу церкви при императорском дворце в Констан­тинополе. А вот техника кладки — это уже заслуга мастеров-строите­лей Киева. Смешанная кладка из плинфы и камня в технике со скры­тым рядом не зафиксирована в тогдашних византийских зданиях.
Утверждать точно, какой изначально была Десятинная церковь, ни­кто из исследователей не решается. Их осторожные предположения основываются на письменных источниках, а также на материалах ар­хеологических раскопок. В земле было найдено много обломков мра­морных колонн, плит, резных деталей, мозаик и фресок. Сейчас они хранятся в фондах Национального заповедника «София Киевская».
К сожалению, с самого начала этот величественный храм пресле­довали беды. Первое повреждение Десятинной церкви произошло в далеком XI веке, во время большого пожара. Впоследствии ее от­строили и окружили с трех сторон галереями.
Через 100 лет, в 1169 году, церковь пострадала во время нападения на Киев войска Андрея Боголюбского, а в 1203 году - Рюрика Ростиславича. В 1240 году Киев оказался захвачен монголо-татарской Ордой. Десятинная церковь стала последним оплотом защитников города. Туда спрятались киевляне вместе со своим имуществом. Но конструкции здания, изрядно ослабленные недавним землетрясени­ем, не выдержали и рухнули. Другие источники утверждают, что цер­ковь пала под натиском басурман.

Митрополит Петр Могила
Митрополит Петр Могила

Свято место пусто не бывает

В 1635 году киевский митрополит Петр Могила «приказал Деся­тинную церковь Пресвятой Девы выкопать из мрака подземного и открыть к свету дневному». То есть Никольская церковь, как ее назы­вали в народе, была возведена на месте старой. Но так ли это было на самом деле? Во времена Петра Могилы полностью сохранился юго-западный угол Десятинной церкви. В конце XVI - начале XVII ве­ков тыльное отверстие было закрыто деревянной стеной, образовы­вая небольшую часовню, в которой, согласно документу 1616 года, служили только на праздники. Именно эту старую деревянную стену и разобрал Могила, заменив ее на новую, кирпичную. Разобранная стена относилась ко временам древнерусского ремонта, сделанного за несколько десятилетий до вторжения монгольского полководца Батыя. Следовательно, митрополит Петр Могила не построил новый храм, а наоборот — «законсервировал» и сохранил остатки древне­русской церкви, разобрав старые деревянные конструкции и укре­пив сохранившиеся остатки средневековых стен. Кстати, как раз под его руководством в 1635 году были найдены мраморные саркофаги с мужским и женским скелетами, которые Могила провозгласил мо­щами князя Владимира и княгини Анны.
В XIX веке свой вклад в изучение храма внес епископ Русской православной церкви, митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов). Он организовал раскопки, благодаря которым был обнаружен фундамент Десятинной церкви. Исходя из данных архе­ологии, история об обнаружении митрополитом Петром Могилой останков князя Владимира не может быть верной. Мощи, выдавае­мые сейчас православной церковью за останки князя Владимира, ве­роятнее всего, принадлежали одному из его дальних потомков.
Следующее и последнее восстановление Десятинной церкви про­изошло 2 августа 1828 года - на основе проекта петербургского ар­хитектора Василия Стасова. Проект киевлянина Андрея Меленского (автора проекта церкви на Аскольдовой могиле и Гостиного Двора на Подоле) был отклонен. На строительство храма, которое длилось 14 лет, ушло более 100 тысяч рублей золотом, но полученный «памят­ник русского православия» подвергли сокрушительной критике. Во-первых, построили его с отклонениями от задуманного русско-визан­тийского стиля и не сберегли давнюю кладку из-за опасений осадков. Во-вторых, церковь получилась довольно тяжелой, особенно по срав­нению с соседней Андреевской. В 1936 году церковь разобрали по слу­чаю строительства в этом районе правительственного квартала. К сча­стью, тогда удалось спасти Софийский собор.

Мистическая связь

Драматично сложились судьбы многих людей, имевших отноше­ние к Десятинной церкви. Ее основатель — князь Владимир — умер, собираясь идти войной на своего сына Ярослава. А после кончины крестителя Руси его сыновья немедленно ввязались в кровавую бра­тоубийственную войну. Стоит вспомнить и курского помещика Алек­сандра Анненкова, который инициировал восстановление Десятинной церкви в XIX веке. Уже тогда у историков появились подозрения, что его благие намерения были лишь прикрытием. На самом деле им дви­гало стремление к материальной выгоде — он искал легендарные древ­нерусские клады. И даже, по слухам, нашел. Впрочем, найденные со­ кровища не принесли Анненкову счастья: сам он спился, имущество промотал, доброй памяти не оставил, а его единственная гордость — от­ строенная церковь — была разрушена. Археолог Кондрат Лохвицкий в своих очерках абсолютно не скрывал тот факт, что начал занимать­ся любительской археологией ради славы, чести и наград. Однако его план восстановления Десятинной церкви не был признан ни митро­политом Евгением, ни императорской комиссией из-за многочис­ленных недочетов. А вот русский профессор архитектуры Николай Ефимов сделал действительно достаточно точный план фундамен­тов церкви. Однако и его проект не прошел.
Совсем трагически сложились судьбы ряда археологов, исследо­вавших святыню в начале XX века. Дмитрий Милеев умер от тифа во время раскопок. Сергей Вельмин и Феодосий Молчановский были репрессированы в 1930-х годах. Единственным «счастливчиком» из этой группы исследователей старины оказался ленинградский архе­олог Михаил Каргер. Но его архив со всеми результатами раскопок Десятинной церкви исчез бесследно.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)