Несмотря на общий упадок производства в России, особенно касающийся высокотехнологичных приборов и устройств, есть одна отрасль, где мы практически не отстаем от уровня мировых технологий. Как понятно из заголовка, это производство студийных микрофонов. Не буду вдаваться в историю вопроса, статья посвящена микрофонам отечественного производства, которыми можно и нужно пользоваться для профессиональной звукозаписи. Всё написанное основано исключительно на личном опыте звукозаписи.
ОКТАВА
Легендарный производитель микрофонов. Завод существует с 1927 года, как фабрика радиодеталей, первый микрофон выпущен в 1936 году. На данный момент производится наверное около 30 моделей микрофонов, а так же микрофонных капсюлей и других аксессуаров. Подробно о предприятии можно прочитать в статье.
Опыт использования.
Октава МК-220. У меня на студии есть подобранная стереопара этих микрофонов. Записывал с их помощью "Сибирский хор", это большой коллектив - 50 человек вокалистов и народный оркестр около 20 человек. Октава МК-220 была главной стереопарой ориентированной именно на хор.
Так же многократно использовал эти микрофоны для записи сольных инструментов.
На фотографии выше - МК-220 используется для записи M-S составляющей звука.
Во всех этих случаях Октава МК-220 показала себя отличным микрофоном. Достоверно передает звук, который отлично ложится в микс, имеет крайне низкий уровень собственного шума. Единственный недостаток это плохая механическая развязка капсюля с корпусом микрофона. При установке микрофона нужно использовать держатель паук и/или развязать ножки микрофонной стойки с полом при помощи виброизолирующих прокладок - обычные двухслойные губки из супермаркета очень эффективны :-) .
Октава МК-012 У меня есть две стереопары таких микрофонов.
Использовал их неоднократно для записи акустических гитар, перкуссии, как оверхэды при записи ударной установки, как например на видео ниже:
Обе записи были сделаны в один проход без наложений, т.е. видео на 100% совпадает с аудио. В обоих случаях в качестве оверхэдов использовались Октава МК-012.
Эти микрофоны можно использовать для записи групп музыкантов в симфоническом оркестре или групп вокалистов в хоре. Например я использовал эти микрофоны для снятия групп музыкантов в упомянутом выше "Сибирском хоре", это видно на видео:
На фото ниже моя стереопара микрофонов Октава МК-012 на записи/трансляции международного конкурса пианистов в Дубаи в 2021 году.
Отдельная большая статья о применении Октава МК-012 в дубляже игрового кино здесь:
Октава МК-012 показывают себя универсальными очень качественными микрофонами практически для любых областей применения.
Достоинства - малый размер и вес, вполне себе хорошая конструкция, мизерный собственный шум.
Недостатков в процессе эксплуатации не выявлено.
Ниже видео - небольшой рассказ Михаила Бука, звукорежиссера и музыканта из Берлина, о том какие микрофоны мы вообще использовали на этом грандиозном мероприятии .
SOYUZ
Относительно новый игрок на рынке микрофонов в России и мире. Компания существует с 2013 года и позиционирует свои микрофоны как бутиковые. Подробно об истории создания предприятия и его становлении можно прочитать в статье.
У меня на студии есть один их микрофон, модель 023. Микрофон имеет трансформаторную схему усиления и капсюль собственного производства компании SOYUZ, что однозначно выделяет его звучание из ряда микрофонов массового производства. Союз имеет свой "Голос"! Бархатистая нижняя середина, не острый верх. Если описывать прилагательными звучание, то напрашиваются эпитеты: теплый, бархатный, дорогой.
SOYUZ 023 Отлично подойдет для записи вокала, речи, инструментов.
На фото выше, запись баяна в формате Mid-Side Stereo отечественными микрофонами. За моно составляющую отвечает SOYUZ 023, за стерео RM BIV-1
Достоинства - отличный, дорогой звук, внешний вид, очевидная привлекательность для клиентов, прекрасный сервис, возможность взять микрофон на тест.
Недостатки - ввиду наличия в схеме трансформатора, могут появляться наводки.
BASH AUDIO
Редкий случай, когда как говорится - один в поле воин. Игорь Бурдуков из Уфы совершенно невероятным образом - один, разработал и запустил в мелкосерийное производство ленточные микрофоны и микрофонные предусилители! Ленточные микрофоны как класс вообще не очень распространены в России по моим ощущениям. Их либо нет на студиях, либо есть, но не используются.
У меня есть два микрофона RM BIV-1 с предусилителями J-DECOR. Я часто использую их на записях.
Снимал ими сольную трубу, акустическую гитару, перкуссию и другие инструменты. Результат великолепен! Звук инструментов и голоса записанный с помощью RM BIV-1 можно охарактеризовать как: матовый, винтажный, приятный. Очень хорошо звучит записанный в этот микрофон тамбурин. Его звук теряет колкость, излишний дребезг и становится "Дорогим". Микрофоны однозначно не объективные, красящие.
Есть удивительное свойство у этих микрофонов. При близком съеме они не дают неприятных артефактов в виде избыточной детализации. Мы воспользовались этим при съеме фортепиано на международном конкурсе пианистов в Дубаи в 2021 году.
Кураторы и эксперты из Германии, которые удаленно отсматривали наши трансляции и записи с этого конкурса, неоднократно отмечали достоверную и очень теплую передачу звука фортепиано. На фотографиях видно, что микрофоны находились буквально в тридцати сантиметрах от струн.
Помимо RM BIV-1 Игорь Бурдуков выпускает еще и двух ленточный микрофон RM BIV-3, его у меня нет, но приобретение в планах.
Так же в ассортименте BASH AUDIO есть два замечательных предусилителя. Это J-DECOR для ленточных микрофонов, у меня есть два таких и я использую их для усиления сигнала с RM BIV-3 и T-DECOR для динамических микрофонов, у меня есть два таких - они превращают любой динамический микрофон просто в звуковую пушку-бомбу! Мои Electro-Voice RE20 и Shure SM7B известные своим слабым выходным сигналом становятся с T-DECOR громкими, разборчивыми и малошумящими.
Ark-Electroacoustics
Новый игрок на микрофонном рынке России. Мелкосерийное производство конденсаторных студийных микрофонов. На сайте представлен весь актуальный модельный ряд микрофонов и ссылки на архивы с демонстрационными записями. Прослушав демо я решил включить этого производителя в данную статью, хотя таких микрофонов у меня на студии нет. Отзывы пользователей радуют! У меня, конечно в планах есть пункт - приобрести например реплику Neumann U87 себе на студию. Недавно компания заявила о начале производства собственных капсюлей.
Заключение
В России на момент написания статьи есть четыре производителя микрофонов. Микрофоны в основном производятся очень качественные, по классу они на порядок превосходят иностранный ширпотреб, а стоимость или ниже или сопоставима с ними.
Интересный факт. Если посчитать в общем количество микрофонов по типам, то получится, что конденсаторных и ленточных микрофонов производится достаточное количество, а вот динамических практически нет. Мне удалось найти только одну модель у Октавы.
#Микрофон #микрофоны #Звукозапись #студия звукозаписи #запись звука #октава #soyuz music #SOYuz #bashaudio #ARK