Когда достался нездоровый класс. Как учительница лечила травлю, перешедшую по наследству

30K прочитали
Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

Сегодня своей историей поделилась учительница начальных классов, которая предпочла остаться анонимной. Прочитав, вы поймёте почему. И поделилась она не только историей, но ещё и полезностями.

Всегда непросто возвращать здоровую обстановку в класс, который ты не ведёшь с самого начала. Одно дело взять птенчиков-первоклашек, задать им с самого начала ценности, правила, научить дружить. Другое — получить четвёртый класс в наследство. Вот со мной и случилось это «другое».

Я вышла на работу из декретного отпуска, и мне вручили третий класс. Забавно вышло. Их учительница как раз в декретный отпуск ушла. Мне сложно оценивать другого педагога. Неэтично это. Да и не знаю я всех вводных. Потому историю свою прошу оставить анонимной.

Но что есть, то есть. Класс был недружный. Явные группировки. Одна агрессивнее других. 4 мальчика и с ними 2 девочки. Высмеивали одноклассников, учились неважно, стыдили тех, кто стремился учиться.

Одного мальчика откровенно травили. Назовём его Дима. Об этом мама сообщила мне при первой же встрече. Сказала, что это продолжалось весь второй класс, она пыталась об этом говорить с учительницей. Но ничего не менялось. Мальчик был не такой, как все. Ни с кем особо не общался, кроме одного мальчика. Всё делал медленнее других. Мог не заметить развязанный шнурок, наступить и упасть. Все падают, конечно, но с ним такие вещи происходили чаще, чем с другими. Самое страшное с ним произошло в конце первого класса. Произошёл какой-то конфликт. Толком никто так и не выяснял, что именно. В итоге Дима расплакался и описался. Если до этого с ним просто особо не общались, сторонилось, то тут активная группа подняла всё это на смех. Потом всё лето припоминали это в общем детском чате. Ну а второй класс ровно с насмешек начался.

В общем, вся эта красота мне и досталась. До этого я с откровенной травлей в своих классах не сталкивалась. Не доводила до этого. Поэтому сначала растерялась. Пошла к директору за советом. Та отправила к нашему школьному психологу. К счастью, и администрация, и психолог у нас в школе адекватные. Сами учителя не торопятся рассказывать о проблемах. Но если рассказывают, никто их по рукам не бьёт. С психологом вы выработали целую стратегию:

1. Психолог несколько раз ходила к нам на уроки. Проводила диагностику. Наличие травли подтвердилось. На это ушла неделя.

2. Устроили совместно с психологом серию уроков по формированию установок у детей. Вместе смотрели фильм «Чудо», потом обсуждали. Ставили спектакль по Гадкому утёнку. Роль утёнка дали главному зачинщику. Пока репетировали, ему пришлось так вживаться в роль, он, кажется, тогда многое понял. Потом писали свои сказки по мотивам Гадкого утёнка. На это ушёл месяц.

3. Стало понятно, что установки более-менее сформировались. Теперь можно было разрабатывать правила класса. Обычно я это делаю в первые же дни в первом классе. Но тут важно было почву подготовить. Правила разрабатывали все вместе под моим руководством.

4. Теперь можно было довольно безопасно устраивать разнообразную деятельность вне уроков и на уроках, направленную на командообразование. Мне очень понравилась идея одного педагога в Инстаграм, игра на весь класс «Частное детективное агентство Сова». Она это проводила 1 сентября. А я в октябре перед первыми каникулами. После игры дружно пили чай с печеньками. Много чего другого делала с детьми. Ввели по пятницам Дни доброты. Учила детей друг друга приветствовать по утрам, прощаться после школы, благодарить за групповую и парную работу. В общем, учила эмпатии.

5. С родителями моей бойкой группировки тоже, конечно, общалась. Кто-то прислушался. Кто-то явно дома такие модели поведения транслирует.

Работы разной много проведено было. Уже в ноябре стало понятно, что результаты есть. Группировки стали менее очевидны. В декабре, когда готовились к новогодним праздникам и делали Секретного Санту, я рискнула. Так организовала процесс вытягиваний бумажек с именами, что Дима достался двум ребятам из бывшей группы агрессоров. И, о чудо! Они вытянули эти бумажки и не высказали недовольства, не расстроились. Потом все дружно вскрывали подарки Секретных Сант и опять всё мирно и весело прошло. Я выдохнула. Получилось!

PS а в Инстаграм у педагога Анастасии Кудрявцевой есть ещё очень много полезностей, кстати. Делюсь!

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, делюсь лайфхаками и историями из жизни.