Сегодня исполняется 40 лет одному из любимейших фильмов советских женщин. Трогательная историю двух заблудших душ, переживших множество исторических и личных трагедий, но сохранивших любовь друг к другу, в Рижской киностудии разделили на семь серий. О популярности «Долгой дороги в Дюнах» красноречиво говорит тот факт, что детей, родившихся после показа фильма в СССР, называли Мартами и Артурами в честь главных героев. И, кажется, это единственное, что осталось у России и Латвии от общего прошлого. Тем не менее, картина стала для нас такой же неотъемлемой частью образа Прибалтики, как композиции Раймонда Паулса, отдых в Юрмале и горьковатый рижский бальзам.
Работа над «Долгой дорогой в Дюнах» — по-настоящему смелый шаг для режиссера Алоиза Бренча. Ведь одной из тем стала депортация нескольких тысяч латышей по указу Сталина. Несмотря на то, что начиная с конца 50-х годов все, кто хотел, могли вернуться на родину, сам факт насильственного переселения латышского народа хотели попросту вычеркнуть из официальной истории страны. Так что об этом в Союзе стыдливо умалчивали даже во время «оттепели».
Кроме того, в фильме в каком-то смысле даже оправдывалась позиция «лесных братьев» — военизированного движения в Латвии, Литве и Эстонии, которое выступало против насильственной советизации в республиках Прибалтики и связанных с этим жутких репрессий. Неудивительно, что чиновники попытались зарубить проект еще на этапе обсуждения сценария. К счастью, на главную роль планировалось утвердить народную артистку СССР Вию Артмане, чья слава и высокое положение позволяло вести диалог.
Артмане имела прямой контакт с Леонидом Брежневым и, по слухам, могла даже лично позвонить генсеку. Но переговоры по «Долгой дороге в Дюнах» все равно были крайне сложными. В итоге создателям удалось добиться того, что фильм стал двуязычным и его для начала разрешили презентовать в Латвии. А как же специальные показы для чиновников? Для государственных мужей было предельно утомительно отсматривать семь серий любовной мелодрамы.
Зная это нежелание, киношники пошли на хитрость. Они изготовили получасовой ролик, уместив в нем ключевые эпизоды из всех серий. Поэтому акцент уже был на героях и их отношениях, а не нелицеприятном историческом прошлом. В часы показов серий на Центральном Телевидении в советских городах можно было увидеть опустевшие улицы. Все семьи собирались возле экранов в предвкушении душещипательной истории. Примерно таким же образом в свое время люди ждали «Семнадцать мгновений весны».
К слову, парадоксально но даже сейчас у «Долгой дороги в Дюнах» существуют проблемы с показом в уже европейской и независимой Латвии. Его редко берут местные телеканалы из-за того, что, по мнению латышских чиновников, советские граждане в этой картине выставлены в положительном ключе. Так, местные патриоты не в восторге о того, что высланным в Сибирь латышам, якобы, помогали выживать простые люди, делясь едой и местом для ночлега. В 2016 году даже официально была направлена просьба запретить показ ленты и ей подобных на территории страны из-за пропаганды.
Если хотите первыми узнавать о новинках, предлагаем время от времени заглядывать в нашу подборку книг по предзаказу со скидкой 30%.
Еще больше интересных материалов — в нашем Telegram-канале!