В иностранных фильмах русских и (шире) россиян показывают, мягко говоря, не совсем правдоподобно.
Приведу несколько забавных примеров. Все они побуждают задуматься: откуда такое странное видение русского / российского характера –
- только ли от неумения консультантов кино проверять факты
или
- тут что-то более серьезное. Например, конкретно в фильмах Голливуда вполне может проявляться намерение американцев специально показать в невыгодном свете главного своего конкурента на мировой арене...
Итак, каждая нация имеет свой характер. Об этом писал еще Геродот в Древней Греции. В наши дни эту теорию активно доказывают ученые – антропологи, социологи, психологи и др.
В частности, они утверждают, что формирование характера зависит от сложившегося климата (анекдоты про флегматичных чукчей или «горячих» финских парней складывают не на пустом месте). Допустим, русским свойственны такие черты характера:
1) надежда на авось, сформированная в условиях, когда не можешь спрогнозировать погоду, а из-за этого – и свой действия;
2) авантюрный склад ума, появившийся из-за всё той же неустойчивой погоды. Если не знаешь, будет завтра тепло или морозно, – поневоле начнешь рисковать;
3) склонность к шиpoким жecтам и зaгyлaм – и в то же время любовь к меланхоличным обдумываниям содеянного, которые на самом деле изначально стали развиваться из-за нехватки витаминов, а также из-за стремления помогать другим («Сегодня ты поможешь кому-то – а завтра кто-то поможет тебе»).
К ученым активно подключаются киношники. И вот у этих ребят порой серьезные вопросы науки переходят в несерьезную плоскость фантазии, будь то комедии, фантастика или вроде как солидные фильмы «для подумать».
Конечно, те же ученые допускают, что огрехи в поведении некоторых людей можно допустить устоявшимися чертами их национального характера. Но не настолько же, как это показано в фильмах Голливуда! ))
Вот посудите сами…
Образы русского / российского характера в иностранных фильмах условно можно разделить на 4 таких типа.
1. Образы серьезные, но без пиетета
10 из 10 иностранных актеров, играющих русских, говорят с таким акцентом, что русскоязычная публика не может удержаться от смеха.
В то же время, сцены с россиянами имеют вполне серьезные цели. Просто ли так в фильме «День независимости» от лица инопланетян американцы решили 1-ми на всей Земле подбить сначала Иран, а потом… Новосибирск?
Кстати, якобы репортаж из Новосибирска (простите – из Новосйойрска, см. карту ниже) выглядел эпично-патриархально: корабль пришельцев на фоне каких-то средневековых башен, по виду – нечто среднее между православными храмами и мусульманскими мечетями.
Более того, следующей целью – опять же вроде как от лица инопланетян – был… Петроград.
Карта, как вы понимаете, относится к 1996 г. (год съемок фильма и год якобы происходящих по сюжету событий). И там четко написано русскими буквами на карте со стрелками: «Петроград».
Вот так… А вы думаете, что город на Неве любят большинство иностранных туристов?..
2. Образы серьезные и с пиететом
Здесь клюква просто зашкаливает. Вспомнить хотя бы «Красную жару» с Арнольдом Шварценеггером или «Москву на Гудзоне» с Савелием Крамаровым.
Савелий Викторович, кстати, мог бы скорректировать образ русских в кино, где снимался сам. Но он то ли не захотел, то ли банально не был наделен правом слова.
3. Образы комичные, но необидные
Возьмем британский сериал «Дживс и Вустер». В одной из его серий большевики устраивают митинги, скандируют лозунги (довольно пpимитивно), критикуют богатых (весьма комично) и чураются дорогой еды (на словах, а на деле поедают xaлявные угощения).
Чтобы подстроиться под этих якобы русифицированных большевиков, Дживс:
- цитирует известную формулу «ГОЭЛРО плюс электрификация всей страны». Правда, местные большевики считают, что эта мысль принадлежит товарищу Сталину. Ну, да что уж с них особо требовать – хотя бы формулу вспомнили, и то хлеб;
- со своим хозяином Вустером договаривается называть друг друга только товарищами.
«– Послушайте, товарищ Дживс, а что сказал товарищ Бат?
– Товарищ Бат очень ревновал». :)
4. Образы комичные и обидные
Как тут не упомянуть эпизод на космической станции «Мир» из «Apмaгeддoна» с героическим Брюсом Уиллисом. И там русский космонавт показан:
- с карикатурной внешностью;
- в ушанке, телогрейке и майке с красной звездой. Любитель ретро? Вряд ли. Скорее всего, по мнению американцев, у нас до сих пор властвует большевизм;
- судя по поведению – пoд гpaдycaми (и это на орбите?..);
- с замашками деревенского чyдuкa, который буквально кувалдой и пuнкaми ремонтирует корабль. А, отремонтировав, произносит сакраментальное:
И имя-то у этого космонавта – не просто набивший оскомину Иван, но Лев. И фамилия у него – никак не Иванов, но Андропов. Очень умилительно: советологи в курсе, что в России – больше одного имени и, как минимум, несколько фамилий…
После премьеры этого фильма россияне многому возмущались:
- и что космонавт из России показан уж совершенным opкoм (хотя, заметьте, именно у русских «крепкий орешек» со своей командой просил помощи на орбитальной станции);
- и что американцы посмеялись над российской космической станцией, что она, дескать, на тот момент более 10 лет болтается на орбите, в то время как «американцы машины чаще меняют»;
- и т. д. и т. п.
Между прочим, тогдашнего министра кинематографии призвали отчитаться, как вообще в российский прокат попала картина, где «неподобающим образом показан русский космонавт».
_________________
Думаю, подобные «перекосы» в иностранных фильмах идут от 3 таких причин:
1) банальная неграмотность. Консультанты-советологи могут знать самые общие вещи, а в мелочах не разбираться. Ну, или они просто проводят фактчекинг на форумах в Сети;
Я понимаю, что советские мушкетеры тоже наверняка говорят с акцентом и демонстрируют массу фактических нестыковок с реальной историей и культурой Франции.
Но насмешки над французским характером в наших кино однозначно нет.
А наш российский Василий Ливанов и вообще признан самым лучшим Шерлоком Холмсом, хотя тот был англичанином.
2) следование моде. А в моде – критиковать большевиков. Многие при этом идут за трендами бездумно.
Да, изображения печальной части истории не избежать. Другое дело – как ее изображать;
3) намеренное желание исказить русский / российский характер. И это самое печальное.
Порой образы россиян в иностранных фильмах нарочито утрированы, вплоть до откровенной насмешки (ну, как у нас в советские времена изображали фашистов). И это самый простой социопсихологический феномен – нелюбовь «мы» к «они». При этом неважно, кто выступает на другой стороне, главное – принцип: «Против кого дружить будем?»
В продолжение темы читайте Дзен-статью «10 излюбленных фраз американского кино». А для сравнения образов россиян в иностранных фильмах с тем, как американцы видят собственного президента, – пост «2 образа президентов США в голливудских фильмах».
Также читайте, почему русских боятся – уважают.
#социология #культура #наука #общество #психология #кино #голливуд #юмор #интересные факты