Найти тему

Чем начать книгу? 7 лучших приёмов

Иногда, чтобы заинтересовать читателя, его нужно поманить "сладкой морковкой"
Иногда, чтобы заинтересовать читателя, его нужно поманить "сладкой морковкой"

Есть несколько нехитрых приёмов, которые помогут Вам с первых строк как минимум удерживать внимание читателя некоторое время (до тех пор, пока он не дойдёт до сути), или как максимум заинтересовать его Вашим произведением. О них сейчас и пойдёт речь.

В одной из предыдущих публикаций я уже касался темы начала произведения – в тот раз я рассказывал о том, как НЕ стоит начинать произведение, и что сразу же заставит читателя скучать или покажется донельзя банальным. Но теперь, поговорим не о том, как не надо делать, а о том, как, собственно, надо.

Начало произведения – момент наиважнейший. Кто-то, чтобы понять, будет он читать книгу или рассказ, открывает произведение на середине и читает первый попавшийся отрывок. А кто-то поступает «по-честному» и просто берётся читать первые несколько абзацев. Думаю, не стоит лишний раз объяснить, как важно зацепить внимание читателя с первых же строк, однако отмечу, что речь пойдёт не о стиле, а о том, что именно написано у Вас в самом начале. Итак…

1. Диалог

-2

Это самый простой и действенный приём, который помогает удерживать внимание. Известно, как дети выбирают себе книжку – они смотрят, есть ли в ней картинки. Многие взрослые поступают иначе: они смотрят, не слишком ли мало в произведении диалогов. Если они натыкаются на книгу, где пролистываешь уже десять-двадцать страниц, а диалогов всё нет, им кажется, что они наткнулись на нечто нудное. Опять же, я не утверждаю, что это реальный показатель ценности произведения – даже без диалогов оно может быть замечательным во всех смыслах. Однако я говорю о том, как подсознательно судит большинство читателей, выбирая книгу.

Диалоги читателю интереснее авторской речи априори, они притягивают внимание, вносят оживление, читатель словно смотрит спектакль или фильм, он чувствует живое общение. Так что начать произведение сразу с диалога – неважно, о чём он будет – приём весьма действенный, а уже в диалоге и можно будет подвести читателя к первым важным вехам, дать вводную информацию о герое, локации и тд. Плюс – желательно, чтобы диалог при этом был интереснейшим сам по себе, притом, что читатель совершенно пока не знаком ни с сюжетами, ни с персонажами.

2. Нечто шокирующее

-3

Только сразу обозначу рамки – желательно, чтобы нечто шокирующее успело промелькнуть в первых трёх предложениях, не позже, поскольку поначалу читатель внимателен на максимум. А уже после первых трёх предложений, если не попалось ничего интересного, градус внимания может снижаться, тем более если книга не была никем ему рекомендована как шедевральная.

Шокирующей может быть сама первая фраза, но не её построение, а сами факты. Заявление от лица автора или персонажа, нечто из ряда вон выходящее в облике героя, обстановке, событиях.

В общем-то, сюда же подходит и нечто необычное или крайне интересное. Только с этим сложнее, поскольку взгляды на то, что необычно и интересно, а что нет, у разных людей отличаются. Просто постарайтесь чтобы то самое, что Вы вплетаете в самое начало произведения, не было частым и вполне обыденным явлением, если Вы выбрали именно этот приём.

3. Действие

-4

Действительно, динамика, движение, развитие событий куда лучше статичной картинки. Даже если Вы решили начать произведение с пейзажа или описания интерьера, пусть в нём будет показано движение (прохожие ходят, птицы летают, деревья качаются, занавески колышутся на ветру, вода капает из крана и тд). А в идеале – активное осмысленное действие персонажей, которое уже становится частью зарождающегося сюжета.

А самый интересный вариант – комбо: нечто необычное + действие + диалог, и все это одновременно, в первых же абзацах. Это небольшая подсказка: многие писательские приёмы можно комбинировать как угодно, и вариации получаются преинтересные.

4. Интрига.

-5

Она же – загадка. Это и вовсе один из самых удачных вариантов, ведь не заинтригованный читатель – скучающий читатель. Художественное произведение без интриг – вещь, как правило, специфическая, обычно интриги есть всегда, и неплохо одну из них сразу пустить в ход. Не стоит волноваться, что на будущее интриг тогда останется недостаточно: Вы же писатель, интриги Вы должны рождать с лёгкостью, всё новые и новые, одну за другой. Хороший писатель просто не знает, что такое – недостаток идей, есть лишь периоды творческих кризисов, но они всегда конечны, если писатель хороший. А о том, как побеждать такие кризисы мы поговорим как-нибудь в следующий раз.

Но только помните, что интрига должна быть действительно интригующей: загадка о том, куда же идёт герой, в магазин или на пляж, это не интрига. Потому что в настоящей интриге ответ прозаичным и предсказуемым быть просто не может. Подбросьте с первых же строк читателю вопрос (только не в форме вопроса) или загадку, дайте улику – и пусть думает! Не стоит считать, что речь только о детективах, все эти приёмы прекрасно используются и, например, в обычной бытовой драме. Драма без интриги так же скучна, как и большинство других жанров.

5. Сильная эмоция

-6

И не просто фраза или описание чувств, а вместе с событием, которое породило эту эмоцию – либо с его последствиями, пусть даже психологическими. Главное, чтобы читатель сразу понимал, в чём суть этого события, и почему эмоция, вызванная им (и которую читателю, соответственно, предлагается прочувствовать) столь сильна и важна.

Между прочим, суть эмоции может быть любая: любовь, радость, печать, страх, ненависть – всё достаточно мощное сразу зацепит внимание читателя, и ему тут же захочется узнать, что же случилось. Пусть только ответ на этот вопрос не будет обыденным и банальным – повторюсь, событие, вызвавшее сильную эмоцию, должно быть поистине значимое.

6. Юмор

-7

Этот приём прост в своей сути и работает практически безотказно. Юмор любят практически каждый, ну а если читатель не этого искал в Вашем произведении, значит, он просто не принадлежит к Вашей целевой аудитории.

Отдельно стоит сказать, что, если Ваше произведение юмористического жанра, то юмор с первых же строк – прямое попадание в цель. Зная, что перед ним смешная книга, читатель от неё ждёт именно юмора – так дайте ему то, чего он хочет, сразу же, с первых же строк. Отсюда – следующий приём…

7. Жанрообразующий элемент

-8

Этот приём прост по своей сути, но порой сложен в его воплощении. Но главное вот что: каждое произведение, как правило, принадлежит к какому-нибудь жанру. У каждого жанра есть свои отличительные жанрообразующие элементы. Например, юмор делает комедию комедией. Нечто печальное делает трагедию таковой (несколько упрощаю, конечно, но…), драму делает драмой что-то с сильными эмоциями, экшн потому так и называется, что в нём есть активное действие, детектив не существует без расследования, а мистика – без чего-то мистического.

Вот именно это что-то, приличествующее Вашему жанру, и можно дать читателю с первых же строк. Что он ждал от книги, то и получает – ожидания оправдались, и читатель доволен, он не ошибся с выбором.

Приёмов таких намного больше, и я постараюсь рассказать о других подобных, есть в планах опубликовать статью на тему того, что в целом цепляет внимание и интерес читателя, не только в самом начале произведения. То есть приёмы, которыми пользуются авторы бестселлеров. Но об этом – чуть позже.