Найти в Дзене
Мир инвестиций

EPS, P/E, P/B, P/S, EV/EBITDA, DEBT/EBITDA – что это такое и как их применять.

Показатель EPS — это финансовый индикатор, который указывает доход на одну акцию. Название представляет собой аббревиатуру от английского earnings per share, что так и переводится - «доходы на акцию». Что такое EPS и как его рассчитать Для того, чтобы рассчитать EPS, надо взять чистую прибыль компании и разделить ее на количество акций, находящихся в обращении. EPS = Доход / Общее число акций в обращении Например, пусть некое акционерное общество ABC получило прибыль в размере 50 тысяч рублей. При этом его уставной капитал составляет 1 млн рублей, в обращении находится 10000 акций номиналом 100 рублей. Тогда 50000 рублей разделить на 10000 акций равно 5 рублей на акцию — это и есть EPS. Фактически EPS обозначает, на сколько денег акционер стал богаче в отчетном периоде. О чем говорит показатель EPS За год компания может получить либо прибыль, либо убыток. Строго говоря, если в формулу расчета EPS подставить финансовые потери вместо прибыли, то мы получим отрицательный результат. Но в м

Показатель EPS — это финансовый индикатор, который указывает доход на одну акцию. Название представляет собой аббревиатуру от английского earnings per share, что так и переводится - «доходы на акцию».

Что такое EPS и как его рассчитать

Для того, чтобы рассчитать EPS, надо взять чистую прибыль компании и разделить ее на количество акций, находящихся в обращении.

EPS = Доход / Общее число акций в обращении

Например, пусть некое акционерное общество ABC получило прибыль в размере 50 тысяч рублей. При этом его уставной капитал составляет 1 млн рублей, в обращении находится 10000 акций номиналом 100 рублей.

Тогда 50000 рублей разделить на 10000 акций равно 5 рублей на акцию — это и есть EPS.

Фактически EPS обозначает, на сколько денег акционер стал богаче в отчетном периоде.

О чем говорит показатель EPS

За год компания может получить либо прибыль, либо убыток. Строго говоря, если в формулу расчета EPS подставить финансовые потери вместо прибыли, то мы получим отрицательный результат. Но в мире финансов так записывать не принято. Обычно если EPS не положительный, то ставится прочерк или ноль.

В любом случае, первое, о чем говорит EPS, так это о том, есть ли у бизнеса прибыль вообще. И далее, какая ее доля приходится на каждую выпущенную ценную бумагу.

P/E - это коэффициент, который показывает как дорого рынок оценивает создаваемую компанией прибыль для инвесторов. Расшифровывается показатель как price-to-earnings ratio, или отношение цены акции к прибыли на одну акцию. Для расчета используются данные о цене акции и чистой прибыли за последний год, поделенной на общее количество акций. Сама формула выглядит так:

-2

Например, вы хотите выбрать в портфель одну из акций, Coca-Cola или Pepsi. У них схожая бизнес-модель, они работают на одних и тех же рынках и предлагают конкурирующие продукты. Coca-Cola стоит порядка $57, а Pepsi – $155. Но это не значит, что Coca-Cola в три раза привлекательнее для покупки. Для корректного анализа стоит сравнить цену акции с прибылью, которую эта акция генерирует.

Для Coca-Cola прибыль на акцию за последний год составляет $1,87, значит ее P/E равен: 57/1,87 = 30. У Pepsi годовая прибыль на акцию достигла $5,91, тогда ее P/E: 155/5,91 = 26.

Coca-Cola оценена в 30 годовых прибылей, а Pepsi только в 26. Оптимальным значением P/E считаются до 20 (для IT-сектора до 30). Обратное значение E/P показывает годовую доходность в процентах.

Не понятно? Понимаю! Простым языком Если вы купите компанию Coca-Cola, то она окупиться вам через 30 лет, а Pepsi через 26 лет, конечно при условии, что норма прибыли не изменится.

Коэффициент Цена/Выручка (Price/Sales Ratio, P/S) оценивает компанию по объему продаж и дает представление о том, сколько инвестор платит за 1 рубль (доллар) ее выручки.

-3

P/S = Рыночная стоимость компании/Объем продаж

Что касается применения данного коэффициента, то есть мнение, что мультипликатор P/S больше подходит для оценки сервисных компаний, например, телекоммуникационных, в то время как коэффициент P/E является универсальным и может применяться для оценки компаний из любой отрасли.

Как оценивать мультипликатор P/S

Показатель P/S хорошо подходит для оценки компаний крупной капитализации и хуже – для компаний сферы услуг, например, банков, страховых компаний, так как они не имеют объема продаж в прямом смысле этого слова. Значение показателя P/S < 2 можно считать нормой. Чем ниже P/S, тем лучше, и тем меньше инвестор платит за каждый доллар, получаемый компанией с продаж. Значение P/S < 1 говорит о возможности купить этот доллар продаж со скидкой.

Для лучшего понимания мультипликатора P/S рассмотрим пример. Сравним его для российских компаний «Роснефть» и «Лукойл» — как крупные акционерные общества они обязаны раскрывать информацию о своем финансовом состоянии в открытых источниках, публикуя отчетность МСФО.

Компания Капитализация Выручка Коэффициент

Лукойл 4 035 8256 0,48

Роснефть 4 399 8593 0,51

Показатели компаний Лукойл и Роснефть на конец июня 2019 г. в млрд. рублей

Таким образом, на конец июня 2019 г. коэффициент P/S у «Роснефти» был равен 0,51, а у «Лукойла» – 0,48. Получив данные результаты, можно сказать, что за 1 рубль выручки инвестор компании «Роснефть» платил на 03 копейки больше, чем инвестор компании «Лукойл». Соответственно, не имея больше никаких данных, логично будет сделать выбор в пользу компании Лукойл. Однако инвестору следует помнить, что прошлая выручка не гарантирует будущей прибыли. У компании с низким P/S должна быть стратегия роста продаж и увеличения прибыли.

Финансовый мультипликатор «P/BV» (price to book value), «Цена/Балансовая стоимость».

Является вторым по важности показателем. Часто сокращённо пишут «P/B». Формула P/B: P/B = [Рыночная стоимость компании] / [Балансовая стоимость активов компании]

Балансовая стоимость активов — это чистая стоимость активов (СЧА) компании. Активы (Total Assets) минус обязательства (Total Liabilities).

P/B показывает сколько реальных активов, которые принадлежат акционерам приходится на один вложенный рубль. Например, если P/B = 1.5, то на 1.5 рубля приходится только 1 рубль стоимости. Нормальными значениями считаются P/B до 3. На рынке можно найти компании с P/B меньше 1. Эти компании считаются недооценёнными, поскольку их капитализация меньше её балансовой стоимости.

Другими словами инвестор покупает компанию дешевле её реальной стоимости. Например, P/B = 0,65, тогда за 0,65 рубля инвестор становится владельцем активов стоимостью 1 рубль. Бенджамин Грэм рекомендовал брать недооценённые компании. В 1950-1970-ых годах в США были такие акции. После 1980-ых начался мощный бычий рынок, после чего цены всех акций значительно подорожали, крупных бизнесов практически не осталось с низким мультипликатором P/B.

Коэффициент «EV/EBITDA» (Enterprise value/Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) используется довольно часто. Формула EV: EV = [Рыночная капитализация] + [Все долговые обязательства] + [Доступные денежные средства компании]

Формула EBITDA: EBITDA = [Чистая прибыль] + [Расходы по налогу на прибыль] — [Налоговые вычеты] + [Внереализационные доходы и расходы] + [Выплаты по процентам] + [Амортизация] – [Переоценка активов]

EV/EBITDA позволяет сравнивать компании независимо от страновой принадлежности. Показатель EV учитывает все долги компании, а расчёт EBITDA не зависит от особенностей бухгалтерского учёта отдельных стран. Например, в разных странах разные требования к налогам и амортизации могут значительно разница. Чем меньше EV/EBITDA, тем дешевле компания. Оптимальным считаются значения не более 7.

Коэффициент «Долг/EBITDA» (DEBT/EBITDA) показывает закредитованность компании относительно её способности генерировать деньги. Вместо долга часто используют показатель чистого долга, тогда мультипликатор называется «netDebt/EBITDA». При анализе и выборе компании строят EV/EBITDA по оси Х, а DEBT/EBITDA по оси Y. Чем ближе компания к началу координат, тем дешевле. Такой простой анализ позволяет находить дешевые акции.

Как пользоваться мультипликаторами для выбора акций

1. Сравнивать компании надо только из одной отрасли экономики. Это связано со спецификами в разных отраслях.

2. Составьте таблицу компаний с указанием всех коэффициентов.

3. Выберите самые дешёвые компании.

4. Теперь сравните динамику изменения мультипликаторов за последние 10 лет.

Возможно, что выбранные компании всегда остаются дешевыми. В этом случае стоит получше проанализировать причины этой ситуации. Вполне вероятно, что переоценки не будет, поскольку компания всегда стоит дешёво.