Найти тему
Я продаю нейросети

Идеальная дисциплина и 16 миллионов экономии. Нейросеть на стройке

Оглавление

Сегодня я расскажу, какие системы на нейросетях мы внедряем в крупные строительные компании, и как это помогает нашим партнерам улучшать бизнес-процессы.

У всякой строительной компании есть типовой набор проблем. Кто находится на территории строительной площадки, есть ли у этих людей разрешение на работу, как учитывать переработки, как учитывать лишние смены, как пресечь воровство материалов, как мотивировать рабочих носить каски и спецодежду и как сэкономить на фонде оплаты труда? Наша система умеет решать эти проблемы.

Контроль допуска

Первым делом, чтобы исключить возможность проникновения на строительную площадку людей каким-либо иным способом, кроме как через турникет, мы сделали одно КПП. И поставили на нем ростовой турникет. Он сделан таким образом, что пройти через него одновременно может только один человек.

-2

Для того, чтобы сотрудники не могли передавать друг другу пропуски, мы применили распознавание лиц. В турникет мы установили камеру, на которой стоит обученная нейросеть. Она дает команду разблокировать турникет, только если распознанное лицо есть в базе. Таким образом мы закрыли площадку от левых людей: ведь свое лицо чужому человеку не передашь.

Чтобы исключить махинации с переработками, лишними сменами, мы применили модуль учета рабочего времени. Когда камера распознает человека, который заходит на строительную площадку, она сразу отправляет эти данные в 1С, и таким образом начинается отсчет смены. Благодаря этому наш заказчик смог эффективней контролировать все опоздания, прогулы, переработки. Это повысило дисциплину в коллективе.

-3

Чтобы пресечь попытки воровства с площадки, мы поставили камеры на склад, а также вдоль границ строительной площадки. Камеры, снимающие забор, оснащены нейросетевым детектором пересечения периметра. Что это значит? Обычная камера считывает движения, которые происходят и с той, и с другой стороны. Ведь на стройплощадке постоянно есть движение. А нам нужно понимать, когда предмет или человек пересекает периметр. Поэтому нам был нужен специальный детектор, который умеет отличать именно это движение от всех остальных. Соответственно, весь периметр был под наблюдением камер именно с такими детекторами. Мы закрыли уязвимость в системе безопасности для воров и нарушителей.

Мы дополнительно установили на камеры нейросетевой детектор саботажа. Это нейросеть, которая понимает, насколько сильно отличается следующий кадр от предыдущего. Камера видеонаблюдения обычно смотрит на одно и то же место. Соответственно, когда в кадре происходит движение, кадр меняется не на 100%.

А вот если камеру отвернут рукой или какой-нибудь доской в сторону, то детектор саботажа поймет, что что-то не так, и выдаст тревожный сигнал диспетчеру.

Техника безопасности

Наша система распознает каски и спецодежду. На каждой стройке есть башенный кран. Это самая высокая точка стройки. Мы установили туда две поворотные управляемые камеры. Этим камерам мы задали режим патруля. То есть они в реальном времени постоянно в приближении сканируют всю территорию строительной площадки. К этим же камерам прикручена нейросеть - детектор каски. То есть она умеет определять, есть каска на человеке или нет. И точно так же может распознать, есть на человеке спецовка или нет.

-4

Соответственно, как только одна из камер видит, что в контуре строительной площадки кто-то находится без каски, нейросеть создает тревожную сработку и отправляет ее диспетчеру вместе с коротким видео или фотографией. А диспетчер на это реагирует.

Нейросеть наших камер на кране умеет отличать одного человека от другого. Во-первых, камера может делать зум, и распознать лицо. Во-вторых, у разных подрядчиков спецодежда разного цвета. Наш заказчик пошел на это. Соответственно, мы даже без распознавания лица можем понять, какой из подрядных организаций прилетит штраф.

-5

После того, как мы внедрили эту систему, дисциплина на строительной площадке выросла просто в разы.

Когда начали прилетать первые штрафы за нарушение техники безопасности, подрядчик настолько жестко стал воспитывать своих сотрудников, что теперь площадка готова к приходу любых надзорных органов. Там все идеально, работники всегда в касках, в спецовках, не курят, не пересекают периметр.

Для того, чтобы диспетчер мог быстро отреагировать на ЧП, в тех же камерах, установленных на башенных кранах, стоит ПО распознавания дыма и огня. Соответственно, если камера замечает где-то открытый огонь или клубы дыма, она сразу сообщает диспетчеру. А поскольку правилами строительной компании запрещено курить в периметре строительной площадки, то это заодно является средством борьбы с курением и с ненужными перерывами.

Экономия на охране

Экономия расходов застройщика была главной целью внедрения этой системы. Все, что я сказал до этого, на самом деле присказка. А сказка заключается в том, что внедрение наших нейросетей позволило экономить до 2 млн рублей в год на фонде оплаты труда за счет того, что с площадки убрали охранников.

Таким образом, с восьми строительных площадок, которые были у нашего заказчика в одном городе, он сэкономил 16 млн рублей в год. При том, что стоимость системы примерно равна одному году зарплаты охранника. Возврат инвестиций начался со второго года, что для технических систем очень хороший результат.

Как это работает? Функционал охранника сводился к тому, чтобы он открывал ворота каким-то машинам, нажимал кнопку прохода на турникете, когда приходили люди. Охранник не контролировал, какой вес у этой машины, кто зашел. ЧОПовец не сравнивал пропуск с лицом человека, который входил. Охранник просто присутствовал и получал за это зарплату. Мы сделали так, что его полностью заменила автоматизированная система.

-6

Понятно, что строительная площадка не может остаться полностью без охраны. Но когда этих строительных площадок несколько в одном городе, то их все объединяет одна диспетчерская. И у диспетчера есть группа быстрого реагирования. Если на площадке произойдет событие, требующее вмешательства охраны, диспетчер узнает об этом сразу. Все наши тревожные сработки умные, и человек не отвлекается на ненужные вещи.

Умные оповещения

Для того, чтобы эта система работала адекватно, и чтобы диспетчер не сошел с ума от количества сработок, которые к нему сыплются, мы ранжировали оповещения по степени важности. У нас есть дежурные сработки (они выводятся отдельно на зеленый монитор). У нас есть желтые сработки, важные (они выводятся на желтый монитор). И у нас есть критические сработки (они выводятся на красный). Соответственно, у диспетчера есть сценарии поведения, как он должен реагировать, когда сработка прилетает на тот или другой монитор.

-7

Дежурные сработки – это такие сработки, на которые диспетчер не должен реагировать мгновенно. То есть он ими занимается, когда у него есть свободное время. Что входит в дежурные сработки? Прежде всего, это оповещения от детекторов касок и спецовок. На них не нужна немедленная реакция. Штрафы и дисциплинарные взыскания могут прийти и в конце месяца, и в конце дня. Соответственно, такие сообщения прилетают на зеленый монитор точно так же, как прилетает распознавание номеров из реестра строительной техники, которое напрямую никак диспетчера не касается.

В целом, это автоматизированный процесс. И если понятно, что сотрудник был в зеленой робе, а зеленая роба относится к этому подрядчику, то создается автоматически уведомление об этом. И оно сразу улетает на почту конкретного подрядчика, чтобы он разбирался с этим самостоятельно.

Важные сработки приходят на желтый монитор. И вот на эти оповещения диспетчер уже обязан отреагировать. Что входит в перечень важных сработок? Первое – это пересечение периметра. При поступлении такого сигнала диспетчер должен открыть камеру во весь монитор, посмотреть, что именно происходит. Если через забор кто-то перекидывает мешки с цементом, сразу нужно вызывать группу быстрого реагирования. Но, может быть, это прилетела птица и просто сидит на заборе, беспокоит детектор движения. Или через забор лезет человек, тут нужна немедленная реакция.

Таким образом, нейросеть помогает отфильтровать от множества сработок самые важные, но финальное решение принимает, конечно, человек. Наша задача как раз и состоит в том, чтобы у диспетчера была возможность уже по отфильтрованным оповещениям принимать правильные решения.

Кроме пересечения периметра, на желтый монитор прилетают любые сработки со склада товарно-материальных ценностей. Там не должно быть движения людей, которые не имеют права там находиться. Соответственно, если они там есть, это повод для тревожной сигнализации.

-8

Часть строительной площадки была разлинована на зоны. И в определенные секторы не должны заезжать, например, автомобили службы техники безопасности. Если машина появлялась в границах этой зоны, срабатывал детектор, и тревожный сигнал прилетал диспетчеру. Проезд автомобиля, отсутствующего в базе, тоже вызывал желтую сработку. То есть диспетчер должен отреагировать, посмотреть в монитор, и принять соответствующее решение. В ночное время, если в зоне наблюдения не ведутся работы, система переходит в ночной режим. Это значит, что на желтый монитор уходят оповещения о любом движении.

Критические сработки – это оповещения о ЧП или преступлениях. Мы понимаем, что если на кране стоит камера с детектором саботажа, то есть такая, которая понимает, что при резкой смене картинки что-то произошло, оповещение от нее означает две вещи: или камера упала с крана, или упал кран. Это критическая сработка, на которую нужно реагировать незамедлительно в любое время дня и ночи.

Для того, чтобы придать больший вес таким сигналам, они сразу отправляются диспетчеру, и его непосредственному начальнику. То же самое касается дыма и огня, потому что пожар на стройплощадке – это ЧП. И то же - в отношении попыток воровства. Если на складе товарно-материальных ценностей ночью кто-то ходит, или детекторы уловили пересечение забора, сигнал уходит на красный монитор, диспетчер вызывает полицию.

Что делает диспетчер?

У диспетчера четыре варианта реакции на сработки. Первый: реакция на сработки зеленого монитора. Носит уведомительный характер. Если процесс не автоматизирован, то диспетчер в свободное время уведомит начальство, что тот или иной человек без спецодежды или каски. А если заехала машина, которой нет в базе, диспетчер попросит подрядчика подгрузить информацию об автомобиле.

Второй вариант реакции, это вызов группы быстрого реагирования. Диспетчер принимает решение об этом в каждом конкретном случае. То есть он должен понять, что видит на мониторе, что там происходит. И если требуется вмешательство охраны, то диспетчер вызывает группу.

Третий вариант сценария, это вызов группы быстрого технического реагирования. Например, упал интернет. А без интернета система не работает, и диспетчер становится глух и слеп. Чтобы быстро это исправить, нужно вызывать группу быстро технического реагирования. Это же касается ситуации, когда перестал работать турникет, или слетела база. Это нужно исправлять моментально и как можно быстрее, потому что без этого система не функционирует.

Четвертый вариант реакции, это вызов, собственно, полиции, пожарных, скорой и т.д. Диспетчер тоже принимает решение в каждом конкретном случае, а система помогает ему эти эпизоды увидеть. Соответственно, если оператор пульта видит клубы дыма и понимает, что это не курильщики, и не костер в бочке, то вызывает пожарных. Если диспетчер видит, что упал кран, там, возможно, человек. Конечно, он сразу вызывает скорую помощь. Если понимает, что со склада выносят товарно-материальные ценности, вызывает полицию.

Это не все, что мы внедрили на стройплощадках нашего партнера. Материала хватит на еще одну статью, и вскоре я ее опубликую. Если тема вам интересна, подписывайтесь, задавайте вопросы.

А если вдруг после прочтения вы захотели со мной поработать - вэлком к нам в «Недремлющее Око»: https://kvs-sb.ru/