Найти тему
Самокатус

Белозёрье — татарский анклав в Мордовии. Семечковый бизнес и самая большая концентрация мечетей в России

Оглавление

Мы запускаем серию статей о малоизвестных, но интересных российских деревнях. Без заезженных сел в пределах Золотого Кольца, а только настоящая аутентичная глубинка, куда не заезжают туристические автобусы. Открывает серию большое татарское село Белозёрье, где местные строят крепкие дома и мечети, ведут бизнес (еще со времен СССР) и не жалуются на жизнь в деревне.

Российские деревни — что-то непознанное и загадочное для современного городского жителя. Знакомство с ними чаще всего ограничивается детскими воспоминаниями об отдыхе у бабушки да мелькающими за окном машины или поезда заброшенными избами очередного умирающего села.

Действительно, русское село, где еще чуть больше века назад проживало 85 % населения России, сейчас выглядит довольно упаднически. В среднем по России сельские жители составляют немногим более 25 % от общего количества населения, а в русских регионах европейской части страны — и того меньше. Тем не менее, многие деревни до сих пор живы, и население из них не бежит массово, несмотря на маленькие зарплаты и отсутствие работы. Жители находят в сельской жизни свои плюсы: спокойствие, компактный социум, где все друг друга знают, частное жилье, природа. А работа вахтами на Севере или в Москве дает возможность жить в небольших населенных пунктах, не страдая от отсутствия там работы.

Конечно, в России существуют образцово-показательные Плёс (хотя формально это город) и новичок разных топов село Вятское, куда приезжают туристы. Но мы хотим рассказать о совсем других местах, куда редко заезжают даже путешественники-одиночки, а туристических автобусов не видели ни разу. Тем не менее, эти населенные пункты интересны с точки зрения этнографии и погружения в другую Россию. И не только своими заброшками и упадническим настроением, но и предприимчивостью местных жителей, необычными бизнес-историями или примерами восстановления культурных объектов. В новой серии материалов мы будем рассказывать о деревнях и селах, аулах и поселках, хуторах и микрогородах с необычной историей, населением, культурой, обликом или атмосферой. Но в которых пока нет толп туристов.

  • Деревня — сельский населенный пункт без храма или мечети
    Село — деревня с храмом или мечетью. В дальнейшем мы будем употреблять термины «село» и «деревня» как синонимы, разница давно уже стерлась
    Поселок — населенный пункт, жители которого в основном не связаны с ведением сельского хозяйства
    Аул — небольшой населенный пункт в республиках Северного Кавказа
    Станица — исторически казачий населенный пункт. В России станицы расположены в основном на Кубани, в Ростовской области и Ставропольском крае
    Малый город (микрогород) — город с небольшим количеством населения, может быть меньше села. Поэтому в нашей серии иногда будут появляться и населенные пункты со статусом «город»

Открывает нашу серию малоизвестное татарское село Белозёрье недалеко от Саранска, своеобразный мусульманский анклав посреди мордовских лесов. Аутентичная и зажиточная деревня с классным деревянным зодчеством и восемью мечетями на три тысячи жителей.

Автор статьи Дима Денисенко много путешествует по миру и России. И особенно любит места, которые не покрылись туристическим глянцем и представляют из себя ценность с точки зрения этнографии, истории или выделяются чем-то другим. На фоне стремительной урбанизации некоторые небольшие поселения все еще сохраняют особую атмосферу, которая позволяет попасть в совсем иные миры, не выезжая за пределы страны.

Белозёрье — что это и где

Село Белозёрье известно с 17 века, когда степное пограничье Московского царства осваивали служилые люди, среди которых было много татар. Они заселяли так называемую Симбирскую засечную черту — одну из линий укреплений, которая должна была защитить население Московии от набегов различных кочевников. Служилые татары и основали село у небольшого чистого озера. На Руси озёра с прозрачной родниковой водой традиционно называли белыми, и село назвали Белозёрьем. Несмотря на русское название, Белозёрье на протяжении веков оставалось почти исключительно татарским. И сейчас более 95% населения села — татары.

Белозёрье расположено в 30 километрах от Саранска — столицы Мордовии, самой близкой к Москве национальной республики России. Татары составляют приблизительно 5% населения Мордовии и живут компактно в нескольких селах к северу от Саранска. Белозёрье совсем не похоже на деревню из стереотипов — отсутствие работы, заброшенные дома с упавшими заборами и проблемы с алкоголем. Белозёрье зажиточное и основательное, дома здесь в основном большие и крепкие, а заборы аккуратные и ровные. Татары Белозёрья оказались необычно предприимчивыми, и расцвет села связан именно с деловой жилкой местных жителей.

Белозёрье — село зажиточное и основательное, дома здесь в основном большие и крепкие, а заборы аккуратные и ровные
Белозёрье — село зажиточное и основательное, дома здесь в основном большие и крепкие, а заборы аккуратные и ровные

Семечковый бизнес: от советской спекуляции до небольших заводиков

Белозёрье — большое село, здесь живет 2900 жителей. Здесь есть разнообразные магазины, пожарная часть, полицейский участок, фельдшерский пункт, пекарня, заправка, школа и небольшие предприятия. Это почти автономный мир, где можно спокойно жить, годами не выезжая за пределы села.

С советских времен село было своеобразным островком капитализма в социалистическом океане. В Белозёрье выращивали и обжаривали семена подсолнечника и продавали на рынках по всей стране. Тогда же местные в целях расширения производства начали покупать семечки в соседних районах республики и даже в других областях — естественно, нелегально. Получилась своеобразная семечковая империя: в село доставляли семечки на самых разных транспортных средствах (ходили даже слухи про доставку вертолетом), в Белозёрье их обжаривали и продавали по всему Союзу. Семечками занимались большинство семей Белозёрья и у каждой была своя бизнес-модель с точки зрения того, где купить сырье и как обойти советские законы. Милиция как бы ничего не замечала и, вероятно, брали плату за это не семечками. Но все-таки за такую наглую спекуляцию представители бизнес-империи Белозёрья постоянно попадали в тюрьму по соответствующей статье.

По информации из разных заметок о деревне и рассказов местных жителей, в 1990-х годах Белозёрье было своеобразной крепостью, куда не пускали чужих. На въезде в село действовал блокпост, на котором дежурили вооруженные местные мужчины. На мой вопрос, от кого, собственно, оборонялись, мне уклончиво ответили: «От разных бандитов». Вероятно, было много желающих получать дань от семечкового бизнеса.

Один из брендов белозёрских семечек, продаются не только в селе, но и по всей Мордовии
Один из брендов белозёрских семечек, продаются не только в селе, но и по всей Мордовии

Развал Советского Союза, а потом и начало промышленного производства семечек крупными фирмами нанесли серьезный удар по экономике села. Но и сейчас в Белозёрье сортируют, жарят и фасуют семечки, самые известные из которых — «Карпайские» или «Белозерские». Можно купить в местных магазинах и по всей Мордовии.

В 2019 году режиссер Галина Леонтьева сняла документальный фильм «Семечки» о жизни в Белозёрье, где главной темой был семечковый бизнес.

Многие предприниматели не выдержали конкуренции и переключились на ремонт сельхозтехники. Помимо семечек, село славится своими мастерами по починке тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных инструментов. Многие окрестные фермеры по окончании сезона сдают технику на техобслуживание белозерским мастерам. В Саранске ценится и белозерская колбаса домашнего приготовления, которую продают и в самом селе, и на рынках Саранска.

-4
Белозёрье славится своими мастерами по починке тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных инструментов, поэтому по окончанию сезона у многих домов лежат запчасти от сельхозтехнки, сданные на техобслуживание
Белозёрье славится своими мастерами по починке тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных инструментов, поэтому по окончанию сезона у многих домов лежат запчасти от сельхозтехнки, сданные на техобслуживание

Самое большое количество мечетей на душу населения в России

В Белозерье действует восемь мечетей, и это самое большое количество мечетей на душу населения в России — одна на 360 человек. Ни в Татарстане, ни на Северном Кавказе нет такой концентрации. Архитектура мечетей типично татарская — в основном это кирпичные здания без лишнего декора с четырехскатной крышей и невысоким минаретом. Первую из современных мечетей построили еще при СССР, в 1989 году. А самая новая, 2013 года постройки — Джума-мечеть (то есть «пятничная», главная в селе) — стройными башнями минаретов и стрельчатыми окнами немного напоминает готический собор.

В Белозёрье самая высокая концетрация мечетей на душу населения в России — одна на 360 человек
В Белозёрье самая высокая концетрация мечетей на душу населения в России — одна на 360 человек

Мечети расположены почти на каждой улице, так, чтобы любой житель мог дойти до ближайшей за несколько минут. Большинство местных жителей делают пятикратный намаз и соблюдают другие столпы ислама. Мужчины носят бороды и тюбетейки, а все женщины покрывают голову платком. Из-за этого были даже скандалы, связанные с запретом на ношение хиджабов в местной школе. Мусульмане Белозёрья — сунниты ханафитского мазхаба. Существует четыре мазхаба: маликитский, ханбалитский, шафиитский и ханафитский. В России распространены последние два.

Одна из причин высокого уровня религиозности — то что и в советское время белозерская община продолжала жить по мусульманским канонам. Жители совершали намаз, отмечали религиозные праздники Курбан-байрам и Уразу-байрам, что даже запротоколировано в официальных документах. И весь советский период в селе были муллы.

Подробнее про развитие ислама и различные течения, которые привели к конфликтам внутри общины Белозёрья, можно прочитать в статье Ильнура Миннулина — исследователя казанского Института истории.

Я приехал в село в период между молитвами, и Джума-мечеть была закрыта. Но около нее все равно была какая-то активность — местные пацаны гоняли по площади на мотоциклах и заодно разглядывали меня с нескрываемым любопытством. К гостям в Белозёрье относятся с подозрением, причем иногда оно принимает довольно забавные формы. Меня периодически останавливали местные мужчины и спрашивали, кто я и откуда. Когда в очередной раз остановили, одним из вопросов был, не татарин ли я или хотя бы мусульманин. Мой отрицательный ответ вызвал искреннее удивление: «А почему нет?». В представлении местных жителей интересоваться их селом могут или мусульмане, или журналисты, что обычно оканчивается репортажами, которые местным жителям не очень нравятся.

Местная молодежь с ранних лет катается по селу на мотоциклах
Местная молодежь с ранних лет катается по селу на мотоциклах

Исламский фундаментализм

В последнее десятилетие полиция и ФСБ активно интересуются Белозёрьем по экстремистской тематике. Почти все репортажи СМИ изображают Белозёрье как рассадник радикального ислама и чуть ли не главный поставщик боевиков в Сирию. Естественно, что после таких материалов отношение к журналистам здесь более чем сдержанное. В Перечень действующих террористов и экстремистов, размещенный на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу, внесено 33 жителя села (1 на 88 человек) при 50 фамилиях в целом из Мордовии. По концентрации лиц, признанных экстремистами, Белозёрье может поспорить только с дагестанским аулом Гимры (71 человек в перечне), известным как родина многих джихадистов. Побочный эффект от этого — белозерские мечети открываются только на молитву. В остальное время они закрыты на замок из-за опасений, что кто-то может найти экстремистскую литературу, которая послужит поводом для очередного дела. Списки такой литературы постоянно обновляются, и никто не знает, какая книга попадет туда в следующий раз.

Мечети расположены почти на каждой улице, так, чтобы любой житель мог дойти до ближайшей за несколько минут
Мечети расположены почти на каждой улице, так, чтобы любой житель мог дойти до ближайшей за несколько минут

Рамадан и гостеприимство

Во время моего посещения Белозёрья был еще один дополнительный фактор — разгар священного месяца Рамадан. С рассвета до заката соблюдающие мусульмане не едят и стараются не пить воду. Но даже это не помешало белозерцам проявить гостеприимство. Несмотря на некую настороженность, местный житель Хафиз, прервав работу в огороде, пригласил меня к себе домой. Он быстро распорядился накрыть стол, и буквально через десять минут его жена принесла сыр, хлеб, сладости и чай. Это было вдвойне трогательно, потому что голодные хозяева смиренно наблюдали за моим обедом. Немного поговорив о жизни в селе, о семье Хафиза (у него четыре ребенка и, иншалла, будут еще), я отправился по его рекомендации к одной из мечетей.

Там большая группа мужчин готовила в специальных казанах угощение на Ифтар — вечерние разговение (приём пищи во время месяца Рамадан). В тот день это был ароматный плов, запахи которого разносились по всему селу. Меня пригласили посмотреть на процесс и одновременно рассказали об основных постулатах ислама. После заката солнца началось веселое застолье, а местная ребятня развозила на своих мотоциклах плов по всем домам. Прошел очередной обычный день в одном необычном селе.

Мужчины готовят плов для вечернего разговения
Мужчины готовят плов для вечернего разговения

Зачем ехать

Любители хоккея могут посетить матч чемпионата Мордовии, в котором выступает команда из Белозёрья — они уже два раза становились чемпионами республики. Фото: Хоккей Мордовии 2021 / vk.com
Любители хоккея могут посетить матч чемпионата Мордовии, в котором выступает команда из Белозёрья — они уже два раза становились чемпионами республики. Фото: Хоккей Мордовии 2021 / vk.com

В Белозёрье нет впечатляющих архитектурных или природных достопримечательностей. Хотя многие деревянные дома украшены резными наличниками, а огромные ворота во дворы тоже сделаны из дерева и украшены узорами.

Всего столетие назад Россия была бесконечно разнообразной страной как этнически, так и культурно. Сейчас многие этносы фактически полностью растворились, а бытовая культура унифицировалась почти везде. Поселение у Белого озера — один из осколков той пестрой страны, которая уже почти исчезла под прессом унифицирующей урбанизации.

Белозёрье будет интересно любителям аутентичного мира глубинной России. Попадая туда, как будто переносишься в другое измерение. Здесь важна атмосфера, образ жизни местных жителей и общение с ними. Через разговоры узнаешь о быте и традициях, проблемах и мировоззрении. Именно это общение и непохожесть оставляют самые глубокие впечатления от поездки. За этим сюда и стоит ехать.

Огромные ворота во дворы часто тоже сделаны из дерева, как и дома и украшены узорами
Огромные ворота во дворы часто тоже сделаны из дерева, как и дома и украшены узорами

Как добраться

От Заречного рынка в Саранске шесть раз в день ходит маршрутка, по пятницам — только два. Первый рейс — в 8:30 утра, последний — в 19:00. А если лень ждать, то можно уехать и на такси, дорога в одну сторону будет стоить около 500 рублей.

Ночлег

Для посещения Белозёрья, скорее всего, хватит одного полного дня, после чего можно вернуться обратно в Саранск. Но если рассказать местным жителям о своем желании переночевать в селе, обязательно найдется кто-нибудь, кто пригласит в гости.

  • Автор текста: Дима Денисенко
  • Фото: Дима Денисенко, Миша Митюков