Помните ли вы фильм Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный", где автор достаточно успешно раскрыл личность царя Ивана Васильевича.
Актеры, костюмы, реплики - всё заставляет нас уверовать в добрые помыслы одного из рода Рюриковичей.
А вспомните сцену с уходом Грозного в Александровскую слободу?
Напомню исторические факты для несмотревших). Царь Иоанн Васильевич был настолько обижен происками своих товарищей, которые по его наивысочайшему мнению собирались захватить власть, а во время болезни Грозного и вовсе "наглым" образом "избрали" (видимо на всякий случай) троюродного брата Ивана в качестве возможного претендента на престол.
Так вот. Выздоровев, но будучи обиженным, Иван Васильевич придумал гениальную штуку (по современным меркам, эта "штука-выдумка" достойна трансляции по ток-шоу федеральных каналов).... Он бросил престол, написал письма к народу и "наглым" боярам (а может и правда наглым)))...и ушёл в Александровскую слободу. Мол, простите, великодушно, дети мои, вы ни в чём не виновны, а вот мракобесы-бояре совсем уж обнаглели, власть мою забрать хотят....но зла ни на кого не держу...
Вот такой вот пиар-ход, который оценили простые народы огромной Российской державы. Не просто оценили, а с хоругвями и иконами отправились в слободу, просить Ивана Васильевича вернуться на престол и обещая покорно служить своему царю и дальше, и терпеть от него любые его желания... Главное, чтоб не обижался не "детвору" свою. А бояр пусть гонит взашей. Именно, наверное, так и рассуждал народ, покорно шедший многокилометровой шеренгой....
И лецезря данную картину в фильме, мы невольно задумываемся, что: "А ведь Царь-то настоящий! Патриот!"
А Грозный с хитрым прищуром про себя бы сказал: "Шалость удалась"))). Потому что это и было его идейной задумкой. Уйти так, чтобы точно вернуться. И не просто вернуться, а сделать одолжение. Так и случилось. Но вернёмся к фильму и режиссёру, почему же так благостным образом изображён Иоанн, но не изображена кровавым образом Опричнина - политика кровавого террора по отношению к инакомыслящим. Хотя изначально задумывалась как мероприятие против казнокрадов и предателей.
А ответ прост. Иосиф Виссарионович - главный рецензент огромной страны Советов призадумался, и вызвал на разговор Эйзенштейна. И с тем же хитрым прищуром "Грозного царя" глядя на режиссёра заявил, что негоже в грубом свете выставлять опричнину. Необходимая это мол мера. Не черните мэтра кровавых событий. Правильно он всё сделал.
Понимал Сталин, что если увидит народ фильм сей, да ещё и Опричнину, то думать начнёт о Сталине не так как нужно. Ведь репрессии 30-х годов ещё не канули в лету. И смекнёт народ, что схожи Опричнина и репрессии как дважды два. Нельзя этого допустить. Так сцены с Опричниной были некоторым образом видоизменены.
В итоге фильм народу понравился. Сталин остался чист. А Грозный любим народом. Шалость в очередной раз удалась).