В 1953 году Лаврентий Берия посчитал, что ситуация с лагерями, которые входили в систему ГУЛАГ, складывается негативно. Суть была вот в чем: в стране, которая насчитывала почти две сотни млн. человек, в местах заключения было около 2 млн.
Лаврентий Павлович предсказывал, что, если так всё пойдет и дальше, то в лагерях будет 3 млн. человек. А так бы и пошло, если бы ничего не поменяли.
В итоге была объявлена амнистия. Естественно, не всем. В первую очередь, выпускали тех, кто имел какие-то особенности здоровья. Например: беременных, инвалидов, людей в солидном возрасте.
Во-вторых, занялись пересмотром дел тех, кто попал в места заключения за не слишком серьезные преступления. Чтобы понимать: грабителей разбойников и грабителей старались не выпускать раньше времени, а вот воров – пожалуйста, даже если они были рецидивистами, и было понятно, что исправляться эти люди не очень-то хотят.
Могли рассчитывать на амнистию те, кто отбыл большую часть наказания или хотя бы половину срока.
В общем, предложение Берии рассмотрели. Многих заключенных выпустили. Если точнее – около 1,2 млн. человек.
И тут же столкнулись с первой проблемой: как транспортировать?
В лагеря, в принципе, тоже отправляли партиями, но не такими масштабными. Да и никто не спешил. Этапы шли спокойно.
А тут нужно было доставить из труднодоступных местностей более миллиона человек. Естественно, случались накладки. Транспорт не справлялся, бывшие ЗК застревали на узловых станциях. Им выдавали билеты, какое-то количество денег. Но средства и продукты быстро подходили к концу. Нужно было как-то выживать. Но как? Самое простое – возвращаться к тому, за что получили сроки.
Следующая проблема – это адаптация на прежних местах жительства. В деревне более или менее справлялись. Там всегда работа была, пусть и за неё почти ничего не платили. По сути, там была община, которая могла удержать преступника, не отбывшего до конца наказания, в правовых, скажем так рамках.
Города – совсем другое. Рецидивисты и не думали вставать на путь истинный. Они начинали промышлять тем же самым, чем раньше. Формировались преступные, как бы сейчас сказали, «тусовки». В некоторых городах ситуация была особенно сложной. Например, в Молотове, который сейчас – Пермь. Там оседали многие бандиты.
А еще – Улан-Удэ. Так вышло, что город стал узлом между крупными лагерями. И через него проезжали амнистированные. Многие останавливались именно здесь, чтобы продолжать заниматься преступлениями.
Еще одна проблема была: заключенные, которых не освободили, обижались, устраивали бунты и побеги. Приходилось усмирять.
Представляется, что Берия все же имел благие намерения. Он, действительно, хотел решить системные проблемы. Но получилось так себе. Высказываются мнения, что Лаврентий Павлович прекрасно представлял последствия и хотел дестабилизировать ситуацию, чтобы иметь основания взять власть в свои руки.
Спасибо за внимание. Если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Своё мнение вы всегда можете написать в комментариях.