Найти в Дзене
Птица-Сибирь

Жить, а не играть

Народный артист России Сергей БЕЗРУКОВ — о своём театре, съёмках бендерианы и способах возрождения после смерти

Спектакль режиссёра Сергея Безрукова стал одним из самых заметных событий Международного Рождественского фестиваля искусств. Его дядя Ваня — влюблённый, нелепый, шут гороховый, настоящий — за три часа очаровал собой, заставил смеяться и плакать, а потом уплыл на огромной лодке-маятнике в небытие, туда, где вечный покой и розы не оставляют царапин…

Выпускник Школы-студии МХАТ, ученик Олега Табакова, он, кажется, переиграл всех известных персонажей: 70 ролей в кино, больше 30 — в театре. Народный артист России, художественный руководитель Московского Губернского театра, председатель общественного совета федерального проекта «Культура малой родины», а ещё худрук Международного Большого детского фестиваля. Наконец, многодетный отец — в семье Сергея Безрукова и Анны Матисон в июле родился третий ребёнок.

Мы собрали для вас ответы на самые любопытные вопросы, которые зрители задавали на творческой встрече с артистом.

— Сергей Витальевич, среди ваших ролей такие разные персонажи — Иешуа Га-Ноцри в «Мастере и Маргарите», Александр Белов в «Бригаде», Сергей Есенин в кино и театре. Вы сами меняетесь со своими героями?

— Мне здесь несколько раз уже сказали: мы помним ваши роли. Иешуа вспоминают — хотя, казалось бы, край у вас такой, что без Саши Белова никак. Да и куда вся наша страна без Саши Белова в лихие 1990-е?! Я рад, что отмечают и моего Есенина, — спектакль «Хулиган. Исповедь» я привозил сюда несчётное количество раз, играл его на сцене ДКЖ, и каждый раз был полный зал, люди откликаются на есенинскую лирику. И роль Алексея Темникова, которого придумала моя жена Аня. Она специально на меня написала сценарий и как режиссёр сняла фильм «После тебя» — об артисте балета, вымышленном персонаже.

Каждый герой оставляет свой след. И роль Высоцкого с таким сложным гримом, когда у тебя из выразительных средств остаются только глаза и пластика, и через всё это нужно прорваться, прожить жизнь этого человека, кумира моего детства. Бывая в Новосибирске, я всегда иду к Владимиру Семёновичу Высоцкому, который стоит «по самому по краю» — очень хороший памятник здесь. Каждая персона оставляет рубцы. Я не умею играть — и каждую из своих ролей проживаю. И учителя меня этому учили — каждый раз тратиться, в этом и есть честность актёрская. Легче было играть Кравцова в сериале «Участок», потому что это такая деревенская история, светлая, почти шукшинская, с потрясающими партнёрами, великими артистами — Ниной Руслановой, Алексеем Булдаковым, Валерием Золотухиным и другими. Было ощущение душевности и особого счастья сниматься с ними рядом.

-2

— Есть особенно любимые роли?

— На вопрос о любимых ролях отвечать не буду. Не хочу обижать своих персонажей, они давно живут отдельно от меня. У каждой из моих ролей есть поклонники. И все они по-своему сложные. Просто в каждой из них нет меня самого. Как сказал бы Михаил Александрович Чехов, это фантомы, которые я создаю.

— А какой вы в жизни?

— Я — Сергей Безруков, и мне интересно быть собой, а как актёр я способен нырять на самые разные глубины. Кто бы там что ни говорил, все мои роли — разные. Скучно играть одну и ту же роль. Каждый артист мечтает играть разные роли. Просто я могу выбирать, не у всех и не всегда есть такая возможность. Тем более в наше сложное время, или как в локдаун — шесть месяцев без зарплаты. Ведь я живу только этим — театром и кино, никакого бизнеса у меня нет. Да, я всегда много гастролировал, но сейчас из-за ограничений — 50 или 70 процентов заполняемости залов — прокатчикам это невыгодно, хотя я готов приехать. Мы свою премьеру «Дядя Ваня» выпускали при допустимых 25 процентах заполняемости. Правда, продали онлайн-показ и смогли хотя бы на этом что-то заработать, у нашего театра много поклонников по всему миру. Московский Губернский театр собирает полные залы, и я этим горжусь. Моему театру девятый сезон, когда я пришёл, было 20 процентов посещаемости (а в зале 750 мест), сейчас на наши хиты и премьеры — аншлаг...

Полный текст интервью по ссылке: https://ведомостинсо.рф/Жить-а-не-играть