Исходя из предыдущей статьи по истории боевой химии Второй мировой, можно сделать вывод, что «отсталая большевистская наука» могла предложить «сталинским соколам» только стакан водки. Или два.
Это, конечно, не так.
Свой амфетамин советские учёные получили уже в конце 30-х (проф. О. Ю. Магидсон), буквально «след в след» с немцами и американцами. Точно не украли? – спросит недоверчивый ко всему «совковому» юный читатель. Как «термояд», пенициллин, радио и таблицу Менделеева!
Точно. Свое соединение было получено отличным от других, оригинальным путём – из фенилацетона (опустим подробности, читать умеют и нехорошие люди).
Это был «левовращающий» метамфетамин* (известный в США как бензедрин), более мягкий по сравнению с «правосторонним» декседрином *. Препарат был назван «фенамин»* и продержался до конца 60-х, а в армии – ещё 20 лет! Обратите внимание на отрывок из «Гонщиков» 1972 года. Герой Янковского упоминает его, как нечто безобидное и само собой разумеющееся:
Правда, герой Леонова «жёстко» запрещает «химию» (тогда уже ограниченную к приёму в СССР) и предлагает заменить её… песнями.
Оно и понятно, война прошла, хотя они – гонщики-профи – и на передовой «спортивного фронта». А вот как раз на передовой Великой отечественной, да ещё массово, психостимуляторы не давали. Препарат больше для лётчиков, подводников или для «спецуры» типа СМЕРШевца Таманцева из богомоловского «Момента истины»:
«По виду, цвету и размеру таблеток я определил — фенамин… Подумав, что спать сегодня мне едва ли придется, я проглотил две фенаминовых таблетки и хотя знал, что действие их наступает не сразу, тут же почувствовал заметный прилив сил».
Так почему Сталин «пожалел» амфетаминов для собственной армии, особенно в период тяжелейших первых лет войны? Во-первых, его запасы были ограничены – препарат применялся местно в гражданской медицине, как сосудосуживающие капли в нос. И во-вторых (и это главное).
Советская фарминдустрия или была уничтожена, или досталась стремительно наступающему врагу. От тех заводов и фабрик, которые успели эвакуировать и развернуть в тылу, требовались (и в огромных количествах) совсем другие препараты – перевязочные материалы, йод, стрептоцид, новокаин. Тем не менее, Сталин «не пожалел» и так истощённых ресурсов страны на закупку по ленд-лизу в том числе и психостимуляторов. Амфетамины, таблетки «Кола» (40 млн. штук!) из США, а с 42-го - и Британии.
В 42-м в СССР получен и свой первитин*, тогда же закончены испытания амфетамина на добровольцах по подбору оптимальной дозы (длительностью 2,5 года) – 20 мг в сутки. Сейчас бы сказали – «завершена 2-я фаза исследований». Помните из предыдущей статьи – такая же дозировка была и у английских танкистов в Египте.
Более того, в 1943 году советские химики формулу усовершенствовали, добавив к ней молекулу никотиновой кислоты. В итоге полученный препарат – фенатинамид * - обладал менее выраженными побочными эффектами.
«Крупнотоннажное» производство было налажено только к концу войны, впрочем, и немецкий первитин* также доставался в качестве трофеев, причём не единичными тубами из «ранцев из телячьей кожи».
Огромные запасы своего метамфетамина были и у первопроходцев в этой области - японцев. С 1939 по 1945 год компания «Dainippon Pharmaceuticals» произвела свыше одного миллиарда таблеток метамфетамина (под торговым названием филопон *). Видимо, не каждый лётчик в здравом рассудке желал стать «божественным ветром»…
Документальных фактов, применялся ли этот «трофей» в нашей армии, нет (по крайней мере, в открытых источниках). Но после войны японскую молодежь буквально накрыла волна амфетаминовой наркомании. Был ли это филопон * с собственных складов или оккупанты делились своим декседрином *?
Одним из мрачных итогов второй мировой войны стала целая армия наркоманов, пристрастившихся к амфетаминам на фронте. Огромные запасы препаратов этой группы, налаженное промышленное производство, внедрение психостимуляторов в гражданский оборот (не закрывать же лаборатории и целые заводы!). Всё это только способствовало взрывообразному росту количества зависимых по всему «цивилизованному» миру. Пик этой волны пришёлся на 60-е, затем пришли вещества «поинтереснее» - ЛСД *, героин *, марихуана.
Строгий учёт и ограниченное использование амфетаминов в СССР позволили избежать этой беды (вплоть до «святых» 90-х), в отличие от другой напасти – алкоголизма…
Мирное время уже не требовало столь «радикальных» препаратов. Тем более накопилось множество данных относительно их опасности – от эйфории и неадекватности при повышении дозы (вплоть до галлюцинаций и психозов) до быстрого привыкания и зависимости.
Требовались более мягкие, но при этом продолжительные стимуляторы, не влияющие на эмоциональную сферу и не вызывающие зависимость (аддиктивность, если по научному).
Именно такими свойствами и обладали вещества группы сиднонимина - сиднофен и сиднокарб (к городу в Австралии отношения не имеющие).
Сиднокарб первоначально разрабатывался ещё с 60-х годов, группой под руководством одного из основоположников советской фармакологии М.Д Машковского (каждый медик «старой школы» знает его лекарственные справочники). Первоначально мезокарб (генерическое название) планировался для «гражданской» психиатрии, как мягкий антидепрессант, а также средство при астении, апатии и повышенной утомляемости. Практически это был первый советский селективный ингибитор обратного захвата серотонина, опередивший на несколько лет западную «таблетку счастья» - Прозак!
Однако, ввиду выраженных стимулирующих свойств, сиднокарб попадает в поле зрения военных медиков. И уже с начала 70-х начинает активно испытываться для армии.
Препарат показывает все необходимые для военных эффекты, при этом сохраняя ясность ума и не вызывая привыкания. Сиднокарб снимает усталость и сонливость, повышает выносливость, легче переносятся экстремальные температуры и кислородное голодание в высокогорной местности. Последнее стало особенно важным через десять лет, после ввода советских войск в Афганистан. Помнят его и участники Чеченских войн.
Препарат продавался и в аптеках, по обычному (не «наркотическому» рецепту), быстро вошёл во многие схемы лечения и не только психиатрических больных.
И тут повторяется (вернее, предшествует ей) история с феназепамом. Препарат «военной направленности», имеющаяся литература только на русском. Западных исследований, а тем более опыта применения просто нет! Да и зачем -у них начинается бум своих антидепрессантов!
Более того, «красного конкурента» необходимо «задушить»! Сиднокарб объявляется «пролекарством» амфетамина (амфетамин образуется уже в организме в результате метаболизма сиднокарба), то есть потенциально опасным. В качестве доказательного метода использовали газохроматографический анализ.
Позже, более современной масс-спектрометрией было доказано, что наличие амфетамина у таких пациентов – всего лишь артефакт старого метода. К тому же клинически «амфетаминовой картины» препарат не вызывал. Но кого это волновало? Заказ выполнен – сиднокарб признан очередной «коммунистической отравой» и в странах «демократии» к использованию запрещён.
В 90-е с сиднокарбом было покончено и в России. Где не сработали «научные» методы, там «порешает рыночек». На прилавки аптек хлынул поток западных препаратов, не всегда качественных, а зачастую просто сомнительных. Появляется и поддельный сиднокарб (немыслимое дело в советское время!), что также повлияло на имидж отличного препарата.
Его признают устаревшим и неэффективным, более того - потенциально опасным в плане развития наркомании. Сиднокарб вначале исчезает из аптек, а затем - и из клиник (в лучших из них продержался до начала 2000-х). В настоящий момент производства сиднокарба в странах бывшего СССР (а значит, и всего мира) просто не осталось.
Надеемся, разработки в этой области не остановлены, и мы ещё услышим о надежных и безопасных отечественных стимуляторах и антидепрессантах (автор оптимист).
На этом мы заканчиваем рубрику «Боевая химия». К другим психотропным препаратам мы ещё не раз вернёмся, будь то кофеин и другие метилксантины (статья об энергетиках уже готовится) или ноотропы (развенчаем и мифы о «волшебном» пирацетаме).
А в следующей статье поговорим о спецсредствах «тайной войны». Разберёмся, что такое «сыворотка правды», есть ли она на вооружении секретных служб или это голливудская придумка?
А пока – будьте здоровы!
* Соединения, являющиеся наркотическими или сильнодействующими, а также запрещённые к обороту в РФ.