Моё знакомство с творчеством Виктора Гюго началось внезапно. Скажем так, я не была любителем классики зарубежной или русской не важно. Я любила пощекотать свои нервы романами Стивена Кинга. И сейчас он остаётся моим любимым писателем. Конечно, школьную программу никто не отменял и за время обучения в школе я познакомилась с титанами литературы: Толстой, Булгаков, Гоголь, Пушкин, Лермонтов, да что говорить, вы и сами знаете. Но я думаю, что многие со мной согласятся, что большинство из произведений этих великих людей не доступны для понимания школьников. Но тем не менее, я благодарна школьной программе за знакомство с рассказами Конан Дойля. Шерлок Холмс поразил не только меня, но и весь мир, но этот герой безсомнения заслуживает отдельной статьи. Тогда же, в школе, началось и мое знакомство с литературной Францией. И началось оно с Дюма и его Трёх мушкетёров. В будущем я обязательно перечитаю это произведение, также хочется пересмотреть старые экранизации и все проанализировать. Планов и работы много, но героем сегодняшней статьи остаётся не Дюма, а Виктор Мари Гюго.
Мне не хотелось бы погружается сильно в биографии Виктора Гюго. Но для тех кто не знаком с этим великим французский романистом, опишу несколько моментов. Виктор Гюго родился 26 февраля 1802 году в Безансоне, Франция. Он был самым младшим из трёх детей Леопольда Гюго (генерал наполеоновской армии) и дочери судовладельца Софи Требюше. Из-за службы отца семья Гюго часто путешествовала, что несомненно повлияло на мировоззрение будущего писателя. Когда Виктору было 11 лет, его родители разошлись и он переехал с матерью жить в Париж. Свою творческую деятельность он начал рано, в 14 лет. В 15 лет получил почетный отзыв за стихотворение на конкурсе в Академии.
Не малое влияние на писателя оказала дружба с Шарлем Нодье и собрания в библиотеке Арсенала. 1826 по 1837 год Гюго встречается с такими известными людьми как: Берлиоз, Листом, Шатобриан, Мейберн. В это же время составляет сборники поэм. 1826 году выходит в свет его Роман "Один день приговоренного к смерти",в котором он высказывает свое отрицательное отношение к смертной казни.
Париж занимает особое место в творчестве писателя. Каждый, кто знаком с самыми известными его романами "Отверженные" и "Собор Парижской Богоматери" согласятся со мной. В своих произведениях Гюго даёт возможность читателю отправиться в увлекательное приключение по Парижу. Та точность, подробность, с которой он описывает улицы города ошеломляет. "Почти весь этот переулок с правой стороны, до улочки Пикпюс, был застроен убогими домишками; с левой тянулся ряд особняков строгой архитектуры; по мере приближения к улочке Пикпюс они повышались на один-на два этажа. Таким образом, будучи высоким со стороны улочки Пикпюс, этот ряд особняков был значительно ниже со стороны улицы Полонсо" ("Отверженные" В.Гюго). В переплетении улочек, описываемых в романе несложно заблудиться, так и норовит открыть план города. Но если переплетении улиц, парки, огромные территории монастырей с их суровым образом жизни, таверны, дома, каменные мосты, берег Сены и многие другие неотъемлемые части Парижа ещё можно воссоздать в своем сознании, то темные, зловонные лабиринты подземки уже с трудом. Не смотря на подробный план, который нам предоставляет автор, а также историю развития и постройки подземной части Парижа, наш разум блуждает по этим темным коридорам как и главный герой романа.
Будучи историком Виктор Гюго с лёгкостью переносит нас в важные для истории Франции события и позволяет увидеть Париж не только 19 века, но и периода средневековья. Так во всем известном романе "Собор Парижской Богоматери" Гюго становиться нашим проводником показывая город с высоты птичьего полета. В этом романе Париж представляется нам иначе, если в "Отверженных" он описан более повседневно, спокойно, то здесь автор акцентирует наше внимание на памятниках архитектуры, сравнивая их с книгами, как средство выражения идеи, видения, мысли. Более того, автор считает, что архитектура-это отражение не одного человека, а целого народа. "Крупнейшие памятники прошлого - это не столько творения отдельной личности, сколько целого общества; это скорее следствие творческих усилий народа, чем яркая вспышка гения, это осадочный пласт, оставляемый после себя нацией; наслоения, отложенные веками, гуща, оставшаяся в результате последовательного испарения человеческого общества; словом, это своего рода органическая формация" ("Собор Парижской Богоматери" В. Гюго).
Париж Виктора Гюго -это живой организм, который дышит, растет и развивается, со своей историей не просто города, но историей жизни людей, их взаимоотношения и мировосприятия.