Студенты крымских вузов учатся очно. Тем не менее практика «дистанционки» не забыта. В очередную волну коронавируса им снова какое-то время пришлось заниматься самостоятельно. Как смешанная система обучения сказалась на работе вузов? Как дистанционный формат повлиял на качество образования? Теряются ли в таких условиях коммуникативные навыки? И в каком формате проводятся сейчас культурно-массовые мероприятия (если проводятся вообще)? Об этом шла речь на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» с участием ректора Крымского федерального университета им. В. Вернадского Андрея Фалалеева и первых проректоров: Крымского инженерно-педагогического университета им. Ф. Якубова — Анжелики Лучинкиной и Севастопольского государственного университета — Дениса Ярыгина.
Ректор КФУ, в частности, считает, что перевод большого объёма учебного материала в онлайн на качество образования не влияет. Отмечает: если «знание формализовано, описано в учебниках, студенты могут сами искать нужную информацию». При этом, по его словам, «коммуникативное общение в дистанционный формат, конечно, не уйдёт, но оно вырастает в цене».
«То, что можно перевести в дистант, будем переводить, тем самым облегчая работу студентов. Зачем писать конспект от руки, если всё можно прочитать в Интернете? Пандемия «утрясла», упростила систему образования — необходимое оставила, а лишнее убрала в дистант. Ведь чтобы освоить тему, необязательно только лектора слушать. Конечно, если он выступает источником нового знания, сам получил его в лаборатории и предложил студентам и об этом ещё ничего не сказано в учебнике — такое знание востребовано, является архиважным. А если материал изложен в книге, изданной десять, а то и сорок лет назад, что нового скажет преподаватель? Так что лучше прочитать информацию в учебнике», — рассуждает А. Фалалеев. И добавляет: сложность лишь в том, что студенту самостоятельно придётся читать, осмысливать и анализировать огромный вал информации. «А в этом ему как раз может помочь преподаватель: мол, смотри, вот то и это — самое содержательное. У преподавателя появляется новая роль — фильтрация того, что уже есть в общем доступе», — считает ректор.
У проректора инженерно-педагогического университета несколько иное мнение. «Зачем записывать лекцию за преподавателем? Мы делаем это не для того, чтобы поупражняться в каллиграфии, а чтобы лучше запомнить: все системы восприятия работают на запоминание информации, которую записывает человек. В университете даётся база, которую студент должен освоить для того, чтобы перейти из зоны актуального развития в зону ближайшего развития. А так, конечно, писать необязательно, можно пощёлкать мышкой и посмотреть на мониторе», — отмечает А. Лучинкина.
«Есть ещё один важный момент, — говорит проректор. — Да, студент должен учиться работать самостоятельно. А каждый ли может? Особенно среди первокурсников. И ещё. Представьте, как могут учиться дистанционно будущий врач или учитель? Для них коммуникативные навыки — на вес золота», — приводит примеры А. Лучинкина.
По её словам, сегодняшнему преподавателю, чтобы удержать аудиторию онлайн, нужно мастерство. Причём мастерство совсем другое, нежели владение вниманием студентов в лекционном зале. Порой эффективно работать на удалении гораздо сложнее. К тому же педагогу, общающемуся в интерактивном режиме, мало быть сопроводителем, помощником, подсказчиком.
«Когда мы говорим студенту: работай сам, — уходит что-то важное, человеческое, гуманное. На это надо обращать внимание и не злоупотреблять несмешанным режимом обучения. Нельзя полностью переходить на дистант — исчезает коммуникативная составляющая. Кроме того, всё новое усваивается там, где есть база. И студент должен её получить от преподавателя. А это даёт очный формат. Я очень рассчитываю на то, что у ребят будет полноценная студенческая жизнь, ведь рано или поздно все пандемии заканчиваются», — высказала надежду А. Лучинкина.
Если КФУ, со слов А. Фалалеева, чтобы прервать цепочку заболеваемости, переходил на дистанционную форму обучения, то инженерно-педагогический университет этого не делал.
«Студенты практически не болеют (ковидом. — Авт.). По поводу вакцинирования тоже не переживаем — 95% преподавателей сделали прививки, остальные или переболели, или имеют медотводы. Поэтому смысла уходить на дистанционный режим не вижу. Оставлять смешанный тип? Да, чтобы не сталкивались в коридорах. Но я за то, повторюсь, чтобы лекции читались в живом формате, и вопросы студенты задавали таким же образом. Стоит сделать так, чтобы эти курсы записывались и учащийся мог их прослушать ещё раз», — поделилась своей точкой зрения А. Лучинкина.
Севастопольский госуниверситет тоже никогда полностью не переходил на дистанционный формат обучения.
«Мы работали в смешанном режиме. Специально купили видео-аудиостудию, записали лекции, и теперь наши студенты прослушивают их онлайн. Используем для этого различные платформы, впервые создали массовые онлайн-курсы. Один из таких проектов — «IT на иностранном языке» — занял первое место на международном конкурсе», — рассказал Д. Ярыгин.
Он подчеркнул: даже при смешанной форме обучения студенты постоянно были задействованы во всех массовых мероприятиях.
«За это время у нас появилась школа онлайн-наставничества. Работала электронная библиотека, да и обычная не закрывалась. Благодаря всему этому качество образования не ухудшилось. Как до начала очередной волны, так и после результаты одинаковые — 82% учащихся прошли курс без «двоек», — заметил проректор.
А модератор пресс-конференции отметила: на базе этого вуза в рамках Года науки и технологий проходило реалити-шоу «Игры разума», в котором участвовали полторы тысячи представителей молодёжных медиа. Мероприятие проводилось в двух форматах — онлайн и офлайн, и вся Россия по достоинству оценила технический уровень организации этого марафона.
Кстати, несмотря на то что на 12 тысяч студентов количество переболевших с марта 2020 года по ноябрь 2021-го составляет всего один процент, руководство университета решило рублём стимулировать «прививочную активность» остальных.
«Сначала для проведения разъяснительной работы мы приглашали врачей, представителей Роспотребнадзора. Не помогало — привитых было лишь 5%. А когда стали выдавать по тысяче рублей, количество желающих вакцинироваться выросло до 27%», — поделился неординарным способом решения проблемы Д. Ярыгин.
Нет проблем в СевГУ во время пандемии и с иностранными студентами. Их немного, всего 3% от общего числа (260 человек из стран Азии и Африки). Все живут в общежитиях.
«Сейчас у нас большой наплыв сирийцев, так как в Сирии открыли представительство нашего вуза. Сложностей с приездом не заметили, всем были сделаны ПЦР-тесты. Планируем, кстати, открыть представительства и в Алжире, Тунисе, Египте», — заявил проректор СевГУ.
В Крымском инженерно-педагогическом учатся ребята из бывших союзных республик (из дальнего зарубежья студентов нет), и у них тоже, по словам А. Лучинкиной, в нынешний непростой период трудностей с приездом/отъездом, вакцинацией и прочими сопровождающими не возникает.
А КФУ, в котором учатся 2,5 тысячи иностранных граждан (в основном из Индии), был вынужден, как отметил А. Фалалеев, сделать для них первый семестр дистанционным. Объяснил это сложностями, связанными с сокращением авиарейсов и возросшей стоимостью билетов. Что же касается дальнейшего сотрудничества с Индией, то, со слов ректора, решение будет принято после визита руководящего состава вуза в эту страну.
Ольга САФРОНОВА