Найти в Дзене

ЧТО ЗНАЧИТ "КРЕЩЕНИЕ ОГНЁМ"?

В Евангелии есть интересные слова о Крещении, которым будет крестить Христос: "Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Мф. 3,11).

Чтобы понять это место можно обратиться к толкованию святых отцов.

Святитель Григорий Богослов пишет: "знаю огонь очистительный, который «низвести на землю» пришел Христос, и Сам, применительно, именуемый «огнем» (Евр.12:29). Он истребляет вещество и злые навыки, почему Христос и хочет, чтобы он скорее возгорелся (Лк.12:49), ибо желает ускорить благодеяние, когда и угли дает нам в помощь (Ис.47:14–15). Знаю огонь и не очистительный, но карательный, или Содомский, который на всех «нечестивых прольет Господь», присоединив «серу и палящий ветер» (Пс.10:6), или «уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41), или тот, который «идет перед» Господом и «попаляет вокруг врагов Его» (Пс.96:3). Есть еще и этих ужаснее огонь, который действует заодно с червем неусыпающим, не угасим, но увековечен для злых. Ибо все это показывает силу истребительную, если только не угодно кому и здесь представлять это человеколюбивее и сообразно с достоинством  наказующего".

Святитель Григорий Палама говорит:  "«Той», – говорит он, – «вы крестит Духом Святым и огнем» (Лк.3:16), т. е. – огнем просвещающим или же карающим, согласно заслугам каждого человека, получающего то, что отвечает его душевному состоянию...Если же – неугасимый огонь, и материал для сожжения не истощим, то этим он представляет вечность наказания», - раскрывает смысл "крещения огнем". 

Святитель Николай Сербский так объясняет: "В Евангелии говорится о двух видах крещения: о крещении водой и крещении Духом Святым и огнем. Крещение водой – это крещение от Иоанна, Духом Святым и огнем – это крещение от Христа. Первое крещение ради покаяния и прощения грехов. Но чем отличается от него крещение Духом Святым и огнем? Святой Дух означает Божественную истину, которая освещает, а огонь – Божественную любовь, которая согревает. Принять крещение Духом и  огнем значит просветиться Божественной истиной и любовью и быть согретым Божественной любовью. А все это снова означает полное духовное перерождение человека".

И, наконец, в тексте богослужения в шестой Песни канона на Богоявление говорится: «Огнем крестит конечным Христос противныя, а не Бога мудрствующих Его, Духом же обновляет водою благодати разумливыя Божества Его, от прегрешений избавляя».