В сентябре прошлого года, когда граждане России выбирали депутатов в Государственную Думу, я своими ногами дошел до избирательного участка, получил и заполнил бюллетень, чтобы затем благополучно опустить его в урну. Ничего нового, все по старинке.
Впрочем, у меня была возможность не топтать ноги, а проголосовать дистанционно посредством интернета. Да вот как-то не доверяю я в этом деле новомодным цифровым технологиям. Более того, мне вообще кажется, что внедрение дистанционного электронного голосования (ДЭГ) в принципе завершит эпоху честных выборов. Ну, если хотите, условно честных, поскольку на фоне низкой явки административный ресурс, широко используемый действующей властью, практически со 100% вероятностью позволяет добиться нужного результата.
Впрочем, видимо этот самый пресловутый административный ресурс в последние годы очень сильно поистощился, раз власть настойчиво стала продвигать ДЭГ.
Почему мне не слишком нравится эта история? Попробую объяснить.
Во-первых,инициаторами законопроекта о дистанционном электронном голосовании являются представители самой народной, как они сами себя называют, партии. А это сразу вызывает недоверие. Партия власти ничего просто так не делает, а значит, это ей зачем-то нужно. Скажем, КПРФ, к которой в ее нынешнем формате у меня довольно скептическое отношение, вообще выступает за запрет дистанционного голосования.
Во-вторых,несмотря на все заверения представителей ЦИКа, я не верю в то, что голосование посредством интернет-платформы может быть тайным. Любой клик в сети оставляет свой след, который при желании хороший специалист всегда найдет и вычислит. А такие специалисты на службе у государства есть. И чем это может грозить неправильно проголосовавшему, тоже вполне понятно.
В-третьих,мне, как законопослушному гражданину, неясно, кто будет нести персональную ответственность, если при дистанционном электронном голосовании что-то пойдет не так? В обычном формате все понятно – председатель и члены участковых комиссий. А в интернете кто? Возможно, именно это и привлекает инициаторов данного способа голосования – размытая ответственность и минимизация человеческого фактора. Не надо ни на кого давить, с кем-то договариваться, запугивать и т.д.
В-четвертых,как говаривал кузнец из фильма «Формула любви»: то, что один собрал, другой завсегда разобрать может. Я про то, что не существует еще компьютерных программ, которые со временем не взломал бы какой-нибудь вундеркинд. Не уверен я в надежной защите. К тому же это лишний повод власти при неблагоприятных обстоятельствах обвинить во всем злых хакеров и аннулировать итоги голосования.
В-пятых,у меня нет уверенности, что создатели программы ДЭГ, находящиеся на службе у власти, не предусмотрели нежелательный итог, и не подстраховались какой-нибудь электронной фишкой, накручивающей голоса, тех, кто не принял участия в выборах, в нужную сторону.
В-шестых.Это лирика, но тоже имеет право на жизнь. Очень не хочется, чтобы такое значимое событие, как выборы, по своей сути превратилось в покупку товара в интернет-магазине.
Есть еще в-седьмых, в-восьмых, в-девятых и т.д…. А вы как относитесь к дистанционным выборам?