Найти в Дзене
Юризмы и Историзмы

Большой взлет и оглушительное падение

Оглавление

Спарта – древнегреческий город-государство. Будучи некогда страной воинов, Спарта по сей день служит символом и примером мужества и воинской доблести, краткости в речах и скромности в быту. В 21 веке Спарта известна, главным образом по фильму «300». В этом шедевре ее образ складывается из двух основных моментов. Это ультрапедерастическая, с заходом в инопланетянство, внешность персидского царя Ксеркса, которого многие путают с ксероксом. И супермужественность спартанского царя Леонида, который, сам, будучи без штанов, сталкивает в яму прилично одетых людей, с диким воплем: «Это Спарта!!!»

Вместе с тем, многие еще помнят, что спартиаты были лучшими воинами своего времени, помнят, что там слабых детей кидали в пропасть, и помнят жуткую байку про спартанского мальчика, который под плащом притащил в школу лисенка, что, видимо, порицалось. И, не дрогнув, позволил лисенку выгрызть ему печень, лишь бы не спалиться перед учителем.

Так ли страшна была Спарта? Так ли нарядны были персидские цари? В настоящей статье мы выяснять не будем. Нас интересует другое: если Спарта действительно была страной лучших воинов мира, все в Спарте было нацелено на войну, все жители были так суровы и дисциплинированы, то почему мы сегодня живем не в Спарте? Почему она не завоевала весь мир? Или хотя бы Грецию? Посмотрите на карту – там сейчас какая-то Эллада, а Спарта в ней райцентр, 16000 жителей. Приехали. Как же так получилось? Не мешало бы поучиться, а то, как бы самим так не подставиться.

Экскурс в историю

Спарта, сначала в виде дорийских селений в Лакедемоне, возникла в Х веке до н. э. Затем эти селения слились в единый полис, который и получил имя Спарта. Это слово по разным источникам может означать «разбросанный» (это, видимо, о селениях, разбросанных на месте будущего полиса), или «род человеческий», что характерно для многих племен, называющих себя просто «люди».

Уже в IХ веке до н. э. становление Спарты получило юридическое оформление в виде так называемых Законов Ликурга. Ликург, знатный спартанец и государственный деятель, привез в Спарту правовую модель государственного устройства, изученную им на Крите, и предложил царю Харилаю в период, когда спартанцы устали от бесконечных политических распрей между двумя сменными царями. Новый порядок оказался всем весьма кстати, т. к. устранил противоречия, накопившиеся в предыдущей модели.

Законы Ликурга были строги, суровы, и воинственны. В таком качестве они и определили лицо легендарной Спарты, какой мы помним ее сегодня.

Два царя так и остались, но их власть была поддержана и ограничена советом 30 старейшин. Также ежемесячно собиралось народное собрание. На разрешение ему ставились наиболее важные вопросы. В нем участвовали все свободные граждане от 30 лет. Кроме того, Ликург ввел важные законы, предопределившие дальнейшую судьбу Спарты – это законы против роскоши, и законы о дисциплине в армии и в воспитании молодежи.

Впрочем, некоторые историки считают, что Ликург – собирательный, мифический персонаж, которому приписывают изменение общественной жизни Спарты, сложившееся естественным образом при изменении патриархального строя.

Так или иначе, но благодаря военной подготовке, воинской дисциплине и мобилизационной базе – всеобщему призыву, Спарта стала самой сильной, грозной и воинственной страной (полисом) Эллады.

Понеслась

В VII веке до н. э. Спарта захватила соседние земли Мессении, где жили ахейцы. Все они были сделаны своеобразными полурабами-полукрепостными. Спартанцы называли их илоты (от названия города Илоса, либо от греческого heileo – теснить, гнать) – пленные.

Илоты и их земледелие стали основой экономики Спарты, а свободные граждане преимущественно составили армию и администрацию. Илоты постоянно находились под жесточайшим давлением спартанцев, которые помимо собственно эксплуатации, подвергали их различного рода унижениям и даже своеобразным ритуально-тренировочным убийствам, при которых группы спартанской молодежи охотились на безоружных илотов, убивая их всюду, где застанут – в полях, на дорогах и в жилищах. Это называлось «криптия». Любопытный штрих – для этих убийств спартанцам нужно было юридическое обоснование. Поэтому Спарта ежегодно объявляла им войну.

Илоты в долгу не оставались и время от времени устраивали восстания, которые жестоко подавлялись. Это роднит спартанцев с самураями – и те, и другие в некотором смысле жили на вулкане – и поддерживали полную боевую готовность.

С такой репутацией, неудивительно, что Спарта к VI веку до н. э. добилась полного доминирования в Элладе. Все полисы были объединены Пелопонесским союзом, в котором Спарта главенствовала. Афины, которые всегда были альтернативным Спарте центром экономической и культурной силы, попытались в V веке оспорить лидерские позиции Спарты, но не преуспели в этом.

И вдруг..

Все шло хорошо, и вдруг в IV веке до н. э. Спарта маленько поскользнулась. Пелопонесский союз под водительством Спарты заключил мир с персами. Но Фивы и Афины, недовольные в частности условиями мира, и владычеством спартанцев вообще, не признали этот мирный договор.

Более того, в 376 г. до н. э. ряд морских (прибрежных и островных) полисов заключили Беотийский союз против Спарты: спартанская гегемония тяготила всех – спартанцы не отличались хорошими манерами, к тому же богатые полисы не без оснований полагали, что могли справиться с ролью гегемона лучше.

Непобедимые и, наоборот, победоносные спартанцы попытались вернуть непокорных в стойло и поддержать свое реноме, но Беотийский союз не испугался, и разразилась война, названная также беотийской.

В этой войне Спарта была неожиданно побеждена. В битве при Лекторах гениальный фиванский полководец Эпаминонд, внезапным маневром разбил численно превосходящие войска Спарты. Любопытно, как симптоматично отреагировали на это поражение спартанцы – они заявили, что Фивы хитростью украли у них победу.

В результате поражения у Спарты отняли плодородные мессенские земли, и она лишилась главного источника доходов, содержать большую армию стало тяжко.

Спарта ослабла.

Когда в Грецию вторгся Филипп Македонский, Спарта уже не смогла на равных противостоять ему. В III веке до н. э. спартанцы начали строить стены вокруг своих городов. Раньше они говорили, что вместо стен города защищает их доблесть – и били противника в поле.

Спарта вошла в штопор

В III веке в Спарте происходил тяжелейший кризис. Военные потери, утрата земель привели к тому, что в стране осталось лишь 700 семей полноправных граждан, на которых собственно все держалось. Многие семьи уже не могли купить полный доспех гоплита, что лишало их полного гражданства. Основная масса спартиатов совершенно обнищала. Положение спасли радикальные реформы царя Клеомена III, который действовал методом Тайлера Дёрдена из фильма «Бойцовский клуб» – отменил все долги и переделил земли. Правление Клеомена III знаменовало недолгий подъем Спарты – экономический расцвет, военные успехи, дипломатические победы. Возрожденная Спарта под водительством Клеомена вступила в борьбу с Ахейским союзом, прижала его к стенке, и…

Но тут глава Ахейского союза, не растерявшись, привлек к греческим делам македонцев. Он обратился к македонскому царю Антигону III Досону за помощью. Ограниченные силы Спарты были несравнимы с македонской военной мощью, и Клеомен, несмотря на свою отвагу, стратегические ходы и дипломатические усилия, был разбит, бежал в Египет, где и был убит. Война повлекла для Спарты тяжелейшие потери, как людские, так и политические, - она была включена в Эллинский союз, подчиненный Македонии.

В последнем ярком событии своей истории – Ахейской войне, Спарта не проявила себя как значительная сила – ослабленная в числе прочего и внутренними конфликтами, на фоне римской мощи она была уже незаметна.

Так почему же она пала?

Существует распространенное мнение, что причиной гибели Спарты послужил ее военный коммунизм – дескать, законы против роскоши уравнивали спартиатов, что препятствовало выдвижению наиболее «способных» персонажей. Ну что тут скажешь? Нам кажется, что здесь телега поставлена впереди лошади – напротив, «военный коммунизм» Спарты был следствием ее изначальной бедности и скудости ее доходов. Бытовая роскошь отдельного гражданина вряд ли сыграла бы роль на поле боя, но чем меньше золота на отдельных гражданах, тем больше его в казне, и тем больше можно купить оружия, лошадей, продовольствия для войны.

Также есть идея, что причиной падения Спарты была чрезмерная жестокость – якобы спартиаты бросали в пропасть слабых младенцев, поэтому выживали только сильные, и, соответственно неспособные к умственной деятельности. Однако и тут можно возразить, что доказательств существования такого ритуала нет, и, скорее всего, это пропаганда врагов Спарты.

Так что, вернее всего будет сделать выводы, основываясь на экономических и политических причинах:

1. Спарта всегда проигрывала, сталкиваясь с противниками, более обеспеченными ресурсами – люди, деньги, оружие. Союз морских (морской в данном случае синоним слова богатый) полисов, Македония, Рим. Но эта причина сама по себе возможно и не сработала бы, если бы спартанцы были более успешны в заключении военных союзов.

2. А с этим у них получалось не очень, и причиной этого можно считать их кастовость – покорив илотов и сделав их отверженными, а себя избранными, спартанцы, в дальнейшем, проецировали это отношение и на людей других полисов.

И вот именно эту кастовость и следует считать причиной военных неудач Спарты. Недаром Юлий Цезарь отдал жизнь за сближение различных социальных групп империи, стараясь избежать розни, раскола между ними.

Недаром Ганди боролся с кастами в Индии. А от кастового зороастрийского Ирана и вовсе ни одной касты не осталось. Там теперь живут мусульмане.

В современном мире касты существуют не только в Индии и Японии. Кастовым можно считать любое общество, где существует жесткое разделение людей на выше- и нижестоящих без возможности улучшить свое положение.

Там, где действует кастовая система, где людей запирают в жесткие безвыходные социальные клетки, там общество не может дышать, обновляться, развиваться, а за непроницаемыми общественными перегородками копится взрывчатый материал. Несмотря на возможные временные успехи, в конечном счете, кастовое общество неизбежно проигрывает.