Найти в Дзене
Толстяк на связи

Падение Сперанского.

Мы продолжаем рассказ о карьере и деятельности Михаила Михайловича Сперанского. В прошлые разы мы рассказали о его возвышении и проектах изменения государственного устройства Российской империи. К 1811 году Сперанский достиг вершины карьеры, однако, в обществе постепенно копилось недовольство Сперанским. По выражению мемуариста Ф. Ф. Вигеля, на Сперанского смотрели, как на «ящик Пандоры, наполненный бедствиями». В финансовой сфере М. М. Сперанский в 1809 г. разработал проект реформы, которая свелась к резкому повышению прямых и косвенных налогов. Были увеличены подушный оклад с крепостных крестьян, оброчная подать, которая собиралась с казенных крестьян, гильдейские сборы с купцов. «План финансов», был разработан Сперанским с помощью М. А. Балугъянского. Одновременно возросли питейные сборы и цена на соль. 2 февраля 1810 г. был прекращен выпуск новых ассигнаций, и одновременно сокращен объем финансовых средств, поступавших в распоряжение министерств. Для борьбы с бумажно-денежной инфля

Мы продолжаем рассказ о карьере и деятельности Михаила Михайловича Сперанского. В прошлые разы мы рассказали о его возвышении и проектах изменения государственного устройства Российской империи. К 1811 году Сперанский достиг вершины карьеры, однако, в обществе постепенно копилось недовольство Сперанским. По выражению мемуариста Ф. Ф. Вигеля, на Сперанского смотрели, как на «ящик Пандоры, наполненный бедствиями».

В финансовой сфере М. М. Сперанский в 1809 г. разработал проект реформы, которая свелась к резкому повышению прямых и косвенных налогов. Были увеличены подушный оклад с крепостных крестьян, оброчная подать, которая собиралась с казенных крестьян, гильдейские сборы с купцов. «План финансов», был разработан Сперанским с помощью М. А. Балугъянского. Одновременно возросли питейные сборы и цена на соль. 2 февраля 1810 г. был прекращен выпуск новых ассигнаций, и одновременно сокращен объем финансовых средств, поступавших в распоряжение министерств. Для борьбы с бумажно-денежной инфляцией было избрано ужесточение налогового бремени. Это не могло не вызвать недовольства. Меры Сперанского позволили увеличить государственный доход вдвое – с 125 млн. до 300 млн., но вызвали повсеместное недовольство, это было связано с постоянным повышением податей одновременно с растущими военными расходами в преддверии предстоящей войны с Францией. Дворяне были недовольны введением налога на ревизские души – единовременный сбор по 50 копеек с каждой ревизской души. К тому же в 1812 г. в качестве временной меры налогом были обложены дворянские имения с доходом более 500 руб., имевшие доход более 18 тыс. платили 10%. Дворяне в свою очередь являлись опорой самодержавной власти. Начало проявляться их недовольство возможностью уничтожения крепостного права посредством введения конституции. В итоге экономические и политические преобразования пришлось сворачивать. Одновременно были недовольны чиновники. Их недовольство вызывали два указа: 3 апреля 1809 г. «О придворных званиях» и 6 августа 1809 г. «Об экзаменах на чин». Эти указы разрушали основные принципы продвижения по службе – старшинство и покровительство. Указ 3 апреля обращал звания камер-юнкера и камергера в придворные отличия. Привилегии получали только те, кто нес государственную службу. Носители этих званий должны были при вступлении в военную или гражданскую службу проходить ее с начальных чинов по установленному порядку. Указ 6 августа «О правилах производства в чины по гражданской службе» объявлял придворные звания лишь почетными, без предоставления их обладателям жалования. Желающие получить гражданский чин выше 8 класса обязаны были предоставить университетский диплом, либо сдать экзамены преподавателям университета. Теперь уже было недостаточно выслуги лет и положительного отзыва начальства. Этот указ был подвергнут критике, Карамзин, в частности писал:

«Отныне никто не должен быть производим ни в статские советники, ни в коллежские асессоры без свидетельства своей учености… У нас председатель гражданской палаты обязан знать Гомера и Феокрита. Секретарь сенатский – свойство оксигена и всех газов. Вице-губернаторы – пифагорову фигуру, надзиратель в доме умалишенных – римское право или умрут коллежскими и титулярными советниками. Их 40-летняя деятельность государственная, ни важные заслуги не освобождают от долга знать вещи, совсем для нас чуждые и бесполезные…».

Указ 1809 г. прекратил действие в 1834 г., когда было принято «Положение о порядке производства в чины по гражданской службе». Против Сперанского начинает складывается оппозиция. Александр же использовал недовольство Сперанским в своих интересах, поручая именно ему те дела, которые могут вызвать наибольшее недовольство дворян. Сама опала Сперанского была подготовлена министром полиции А. Д. Балашовым, Ф. Ростопчиным. Александру они постоянно говорили о посягательствах на его монаршие прерогативы. Особенно Александру не нравилось то, что Сперанский в МИДе получил доступ к секретным документам, работа с которыми была прерогативой царя. Реформатор, занимаясь политикой внутренней, пытался вмешиваться и во внешнюю. Александр не мог не ревновать к возможной славе Сперанского, если он остался бы на вершине административной лестницы. Сперанского все обвиняли в намерении сдать страну французам. Александр сказал Сперанскиму:

«обстоятельства требуют, чтобы на время мы расстались. Во всякое другое время я бы употребил год или даже два, чтобы исследовать истину полученных мною против тебя обвинений и нареканий. Теперь же, когда неприятель готов войти в пределы России, я обязан моим подданным удалить тебя от себя».

Ф. В. Булгарин в своих воспоминаниях передавал следующие слова Сперанского:

«Несчастье мое начинается с Эрфурта. Наполеон был чрезвычайно ласков со мною и часто обращался ко мне с вопросами. Однажды после обеда, когда государь-император изволил разговаривать с королем саксонским, Наполеон подвел меня к окну и спросил, каким образом можно было устроить сосредоточение всех дел (централизацию) в такой обширной империи. В коротких словах я объяснил ему нашу систему управления и растолковал превосходное учреждение о губерниях императрицы Екатерины II. А как я тогда уже занимался проектом нового государственного учреждения, то все существующее у нас, изученное мною, было у меня в свежей памяти. Наполеон был очень доволен моим объяснением, и подведя меня к государю императору, сказал в шутку: «Не угодно ли вам, государь, променять мне этого человека на какое-нибудь королевство?». Это была шутка, но она перешла в Россию к моим недоброжелателям и послужила им орудием против меня».

Известно, что Сперанский получил от Наполеона в подарок золотую табакерку с бриллиантами и своим портретом. Затем это все было использовано против Сперанского, когда его обвиняли в шпионаже.

17 марта 1812 г. Александр отправил Сперанского в ссылку. Его отправили в Нижний Новгород, а оттуда в Пермь, затем в свое имение Великополье. Падение реформатора, означало и отказ от реформ. Ситуация была вполне сопоставима с 1911 г. - отставкой Столыпина. Отстранение Сперанского было знаком смены курса. Ростопчин стал генерал-губернатором Москвы, вице-адмирал А. С. Шишков стал госсекретарем. Все они были настроены более консервативно. 20 марта 1812 г. специальный указ провозглашал создание Комитета министров «с особою властью по делам всех министерств». Комитет министров получил «особую власть» в решении государственных дел и стал высшим административным органом. В случае отсутствия царя ведению Комитета подлежали дела высшей полиции. Была введена и должность постоянного председателя Комитета. Председатель Комитета министров одновременно был и председателем Госсовета. Эти две должности совмещались до 1865 г. Председателем стал Николай Иванович Салтыков, 76-летний участник Семилетней войны, воспитатель Александра и Константина. Для решения финансовых вопросов особой секретности 31 марта 1812 г. был создан Комитет финансов. Его также возглавил Салтыков. В итоге под руководством Салтыкова был законосовещательный Госсовет, исполнительный Комитет министров. В самом Госсовете все департаменты были подчинены управлению одного председателя. До 1816 г. председателем всех четырех департаментов был П. В. Лопухин. Прежние председатели Кочубей, Аракчеев и Мордвинов, возглавлявшие департаменты Законов, Военный и Государственной экономии, были отстранены. Лопухин также ведал Комиссией составления законов. И, тем не менее, реальной власти председатель не имел. Он не был главой правительства, его роль только как председателя на заседаниях Комитета, чисто техническая. Наконец, Салтыков постоянно болел. 24 декабря 1815 г. Александр I назначил Аракчеева докладчиком по делам Комитета министров и Госсовета, когда «здоровье князя Салтыкова не позволяет ему лично являться в комитет и к государю». Салтыкову уже было 79 лет. Мера, первоначально провозглашаемая как временная, превратилась в постоянную. В XIX в. не раз поднимался вопрос о выдвижении первого министра, который должен был бы координировать работу правительства. Монархи не могли постоянно участвовать в повседневной работе ведомств, вникать в детали обсуждаемых вопросов. Но и подобные функции никому доверять не желали, видя в этом посягательства на монаршие прерогативы. Исключением при Александре был Аракчеев. Последующие цари XIX в. своих «первых министров» не имели, занимаясь всеми делами самостоятельно. Все это было причиной волокиты, неэффективности управления, отсутствия оперативности.

Реформы, намеченные Сперанским, не могли быть в полной мере реализованы в условиях нарастания военной опасности. С 1810 г. Россия все увереннее шла к войне с Францией. В этих условиях императору необходимо было сохранить полную лояльность дворян. Сперанский был принесен в жертву общественному мнению. Сложилось тяжелое положение в экономике. Война со Швецией, войны с Францией, продолжающиеся войны с Турцией и Персией, последствия континентальной блокады привели к дефициту бюджета в 120 млн. В 1808 г. доходы казны составляли 111 млн., расходы – более 248 млн. В 1809 г. дефицит бюджета превысил 157 млн. При этом на 1801 г. дефицит оценивается в 12,2 млн., следовательно, увеличился в 13 раз. Страна находилась на грани экономического краха. Другая причина отказа от реформ – ухудшение отношений с Францией с января 1810 г. 23 января отказ от брака Анны Павловны с Наполеоном. 26 января был заключен брачный договор Наполеона с Австрией. Конвенцию о Польше Наполеон не ратифицировал. Своими преобразованиями Александр желал перехватить инициативу у революционной Франции, вывести Европу из «революционного тупика». В сентябре 1804 г. в Лондоне Новосильцев, говоря об антифранцузской коалиции, проводил именно эту идею. По мысли Александра следовало противопоставить французской революции идею истинной монархии, которая является реальным источником свободы. Во Франции, как считал Александр, революция привела к худшей форме консерватизма и фактическому восстановлению монархии. Поэтому в России накануне 1812 г. произошло усиление власти монарха.

Продолжение следует...

Роман Наливайко

Будем благодарны за финансовую помощь для развития нашего проекта:
Сбербанк 5336 6901 0993 2311
ЮMoney (Яндекс.Деньги) 4100116427373438