После падения Российской империи на Кавказе настигла политическая неопределенность на фоне проникновения империалистических держав в регион. В этом контексте особо активизировались армянские националисты, начавшие претендовать на земли своих соседей.
Внешнеполитическая повестка Азербайджана
Стоит начать с того, что практически весь промежуток 1918 года перед Азербайджаном стояли две критически-важные задачи:
- Освободить Баку от большевистско-дашнакского режима Степана Шаумяна.
- Установить контроль над всей территорией страны, пресекая сепаратистские устремления центробежных сил на территории республики.
И если в первом случае координация и шаги были кое-как определенны, то внутри второго случая на поверхность всплывали неочевидные вещи.
Например, деструктивная позиция правительства Первой Армянской Республики, которая вроде бы «хотела установления полноценного мира», но обвиняла правительство АДР в «дестабилизации обстановки». Это было очень нелогично, ибо армянское правительство не контролировала эти земли, а продвигала идею «спорности» данных территорий.
«Месть» Андроника
Масло в огонь подливали бандформирования Андроника, терроризирующие мирное мусульманское население АДР в Карабахе, Зангезуре и Нахчыване. Причем, как в официальных нотах протеста, так и в неофициальных обращениях АДР, армянская сторона в ответе всячески отрекалась от деятельности Андроника, но почему-то оказывать давление на будущего «одноухого генерала» также не желала.
Ситуация более-менее стабилизировалась только после вхождения командования I-ой азербайджанской пехотной дивизии в Шушу под руководством Джемиль Джахид бека Тойдемира в июне 1918 года. Но уже в декабре Андроник начал дестабилизацию обстановки в Зангезуре.
Мирное тюрко-мусульманское население снова было предано мечу. Таким образом, кровавый Андроник типа мстил за потерю Карабаха, а дашнаки, сидящие в Иреване, снова традиционно закрыли на этот глаз.
К тому же, Андроник через своих агентов в Карабахе возобновил тюркофобские настроения среди карабахских мирных армян, после чего в некоторых уездах Карабаха снова начались локальные бои.
Образование Карабахского генерал-губернаторства
Так долго продолжатся не могло. Видя эту ситуацию, в начале января 1919 года Министерство внутренних дел АДР предложило правительству учредить временного генерал-губернатора на базе Шушинского, Джеванширского, Джебраильского и Зангезурского уездов. Правительство АДР приняло это предложение и 13 января было решено об учреждении временного генерал-губернаторства в этих уездах. Оставалось определится с кандидатом.
29 января 1919 года им стал Хосров бек Паша-бек оглу Султанов. Обеспокоенная решительными шагами правительства АДР (дашнаки не по наслышке были знакомы с личностью Хосров бека Султанова), Армения окончательно сняла с себя маску и уже внаглую предъявила претензии к нагорной части Карабаха.
В ответной ноте от 31 января правительство Азербайджана заявило, что «Карабах исторически был неотъемлемой частью Азербайджана», и охарактеризовало протест Армении против создания Карабахского генерал-губернаторства как «попытку подорвать суверенитет и внутренние дела Азербайджана».
Наглость дашнаков
Но Армения не успокоилась и попыталась усилить давление. В феврале армянская политэлита обратилась к командующему британскими вооруженными силами в Тифлисе (Грузия). В обращении выражался протест против назначения Хосров-паши бека Султанова генерал-губернатором Карабаха, и его полномочия были признаны «недействительными». Однако, англичане оставили эти необоснованные претензии без ответа.
В данном случае МИД Армении обратился уже к генералу Томсону, находящемуся в Баку. Так называемый «Армянский Национальный Совет», действующий в Карабахе, дипломатический представитель Армении в Азербайджане Тигран Бекзадян также пытались различными способами воздействовать на британское командование.
В частности, во время визита Томсона в Иреван в конце марта 1919 г. правительство Армении пыталось усилить на него давление, но безрезультатно. Представитель генерала Томсона, полковник Шаттлворт, выехал из Баку в Шушу и потребовал от армян подчинения правительству Азербайджанской Демократической Республики. Таким образом правительство АДР, несмотря на безосновательные претензии Армении, продолжало принимать меры по установлению генерал-губернаторства.
«Никакого спора по Карабаху нет»
Как итог 4 апреля 1919 года был принят закон, определяющий полномочия генерал-губернатора над расквартированными в Карабахе воинскими частями АДР. Премьер-министр АДР Насиб бек Юсифбейли во время обсуждения Декларации правительства в парламенте 14 апреля 1919 года заявил — «Никакого спора по Карабаху нет».
5 мая 1919 года генерал Томсон на встрече с Фатали ханом Хойским говорил, что отдал приказ о депортации провокационных лиц. Но несмотря на все это, армянские сепаратисты продолжали нагнетать обстановку в Карабахе. Чем это кончилось известно — оккупацией Советской Россией Азербайджана (20 апреля 1920 года). После Азербайджана же Советская Россия с легкостью оккупировала Армению (2 декабря 1920 года) с Грузией (17 марта 1921).
То есть из-за деструктивной враждебной позиции дашнаков по отношении к своим соседям и игнорирования создания «Кавказского Дома» регион еще на 70 лет подпал под влияние русского империализма.
#азербайджан #история #армения #армения и азербайджан #карабах #карабахский конфликт #россия #турция #британия #война