Найти тему
Полный книж

Джекил и Хайд: Повесть о настоящем лицемерии

Приветствую всех, кто любит читать хорошие книги и интересные статьи. Это моя первая статья и в ней я хочу вам рассказать про замечательную книгу, непременно входящую в любую «золотую коллекцию» английской литературы XIX века. Но прежде чем я расскажу про саму книгу, хочу задаться вопросом: чем у нас в стране известен Роберт Льюис Стивенсон? Уверен, многие впервые услышали это имя во всратом, но вполне интересном для ребенка советском мульте «Остров Сокровищ». Авторы этого «шедевра» справедливо рассудили, что полной биографией писателя малолетних зрителей лучше не грузить, а потому оставили самое главное – информацию о том, что он «Книжку про пиратов написал когда-то». Как раз из-за этого мультика на постсоветском пространстве несправедливо сложился образ Стивенсона как писателя для детей. Мол, раз по его книге мультик сняли, то уделять внимание его творчеству лучше будет детям. На западе же к Стивенсону относятся более серьезно. Многие его произведения считаются новой классикой и среди них, конечно, есть предмет моего обзора – «Странная история доктора Джекилла и Мистера Хайда».

Сама книга очень нетпична для своего времени (1885 год, на минуточку) из-за смешения в себе кучи разных жанров: тут вам и триллер (подробно описываются сцены насилия) и хоррор (общая атмосфера в некоторых эпизодах), сам сюжет развивается как детективная история, а добравшись до конца книги, в развязке мы увидим элементы фантастики, которая, правда, в конце 19 века была без инопланетян и лазеров (хотя и до этого было недалеко). Конечно, книга с такой необычной концепцией рано или поздно получила бы отражение в других областях культуры. «История Джекилла и Хайда» много раз появлялась на больших и малых экранах– существует более 30 экранизаций, переосмыслений, фильмов по мотивам и фильмов, просто использующих образ Джекилла/Хайда и при этом, ни одно из этих произведений не сравнилось и даже близко не приблизилось к первоисточнику по популярности и художественной ценности. Нашла повесть отражение и в музыке. Особенно ее полюбили рокеры и металлисты, и это не удивительно (серьезно, повесть с ее мрачной атмосферой как будто специально создана для переложения на тяжелую музыку).

По мнению киноделов начала 20-го века, Мистер Хайд был именно таким - неандертальцем в смокинге
По мнению киноделов начала 20-го века, Мистер Хайд был именно таким - неандертальцем в смокинге

Теперь же, самое интересное – сюжет. Думаю, сейчас, когда любой, читая эту статью может открыть википедию и посмотреть все там, нет смысла утаивать эту информацию.

Итак, у нас есть нотариус Мистер Аттерсон, который однажды слышит от своего родственника историю про уродливого, внушающего отвращение и ужас человека, который попался ему (родственнику) на улице. Эта история заинтересовывает Аттерсона и он начинает следить за домом незнакомца, которого и зовут Мистер Хайд (Все-таки в конце 19-го века у людей были очень . . . необычные представления о неприкосновенности частной жизни.). Однажды Аттерсону удается добиться успеха и увидеть издалека мистера Хайда. Отвращение и ужас, опять необъяснимо вызванные внешностью Хайда выбивают нашего героя из колеи, и, вернувшись домой, чтобы отвлечься, он начинает (что бы вы думали) перечитывать завещания, хранящиеся у него (хобби в те времена, кажется, тоже были крайне необычные). Читая завещание своего старого друга Генри Джекилла, Аттерсон обнаруживает там имя Хайда. Оказывается, Джекилл просит передать все свое имущество подозрительному уродцу в случае своего исчезновения или «непредвиденного отсутствия». Конечно, опытный юрист не может не заметить подвоха и отправляется навещать старого друга. Далее, на протяжении всей повести Аттерсон старается выяснить какая связь есть между Джекиллом и Хайдом, однако все оказывается гораздо проще, чем с самого начала – это один и тот же человек, или даже две личности одного человека. Джекилл, который для всех друзей был довольно спокойным и вполне уважаемым человеком, в глубине душе никак не мог примириться с огромной тягой к низменным наслаждениям. Для этого он разработал наркотик, позволяющий ему, становится личностью, воплощающей все его пороки, и при этом отличатся внешне от своего реального облика. Думаю, остальные детали вам лучше узнать самим из книги.

-2

Ну и наконец, немного рассуждений об идее этой книги и ее ГлУбОкОм СмЫсЛе. Повесть безусловно дает пищу для размышлений о человеческой личности и ее психологии и делает это доступным любому грамотному человеку языком. В частности, тема двуличности человека и необходимости сдерживать себя даже перед своими близкими, столь же, а может и более актуальна в наше время. Ну и в конце – концов это просто хорошая книга для того, чтобы начать читать в принципе – повесть небольшая, без дремучей философии, но дает повод задуматься над прочитанным. И конечно же, она написана красиво и, как я уже сказал понятно.

На этом, пожалуй, лучше закончить. Всем приятного чтения, обязательно отреагируйте, если вам понравится (и если не понравится тоже отреагируйте) ну а я пошел готовить следующий обзор.