Почему японцы одновременно считали кошек демоническими существами и любимчиками императоров?
От любимчиков императорских семей до ассоциаций с демоническими существами — отношения с кошками у японцев всегда были необычными. Но эти домашние животные совершенно точно всегда имели особый статус в Японии.
Как появились кошки в Японии?
Ветеринарный врач и ученый Ивадзаки Эйдзи из Японии в прошлом году опубликовал научную работу, посвященную тому, как кошки попали на его родину. Домашняя кошка появилась еще во времена Древнего Египта. В Японию их впервые завезли по Шелковому пути в период Нара (710-794). Кошек брали и на борт торговых кораблей: они должны были защитить перевозимые писания буддистов от крыс. В 2011 году на раскопках острова Икидзима в префектуре Нагасаки нашли останки «самой старой» домашней кошки в Японии. Ивадзаки говорит, что поначалу в Японии жили только черные, двухцветные и трехцветные кошки. Всех их отличали характерные особенности: у них были короткие уши и хвост. Они отличались от тех кошек, которые живут в наших домах сегодня, поэтому Ивадзаки Эйдзи пытался зарегистрировать их как особую породу, дав им название «ванэко».
Попав в Японию, большинство этих необычных кошек поселилось в монастырях: в Японии как раз распространился буддизм, который пришел из Китая. Первые буддистские монахи приютили кошек по той же причине, по которой они оказались на кораблях: кошки защищали книги от уничтожения их грызунами. Со временем даже зародилось поверье, что они являются хранителями священных писаний, благодаря чему кошки приобрели в Японии особый статус.
Период Хэйан стал временем расцвета любви к кошкам: тогда к ним были привязаны не только члены императорского дома, но и все аристократические семейства. Императорский дом Японии — старейшая династия в мире, тесная связь которой с кошками была доказана документально. К примеру, в 887-931 годах правил император Уд, который в своих письмах часто упоминал кошек, используя самые лестные слова. Первого котенка он получил в подарок от отца, императора Коко, на собственное 17-летие. Уд признавался, что этот кот для него невероятно важен.
Не отставал от него и император Итидзё, которому принадлежала власть над Японией в 980-1011 годах. Он написал книгу «Записки у изголовья», в которой неоднократно упоминал о кошках: он был так к ним привязан, что присвоил им придворный ранг. Итидзё превратил кошек в символ высокого социального статуса: их стали дарить придворным, которые успели добиться высот в службе при дворе.
Каждый год в Японии отмечают День кошки: он приходится на 22 февраля. Дата выбрана неслучайно: хорошо знакомое нам «мяу» звучит на японский манер как «два», поэтому этот праздник отмечают 22 числа второго месяца в году.
Почему японцы боялись кошек и как появилась знаменитая статуэтка кошки с поднятой лапкой?
Несмотря на такую любовь, были в истории Японии периоды, когда к кошкам относились совершенно иначе. С 1200 года н.э. их стали считать демоническими созданиями: японцев пугал хвост кошки, который напоминал им змею — красивое, но опасное животное. Сложилось верование: кошке достаточно ударить хвостом по земле, чтобы призвать нечистую силу, которая способна принести беды людям. И если к короткохвостым домашним питомцам относились доверительно, то длиннохвостых животных побаивались. Японцы верили, что они способны превратиться в нэкомата — мифологическое существо с раздвоенным хвостом, которое было способно поедать людей. В противовес им в мифологии появились кошки, которых стали называть «готоку-нэко» — хранители домашнего очага, которых изображали как двухвостых котов с бамбуковой трубочкой, которой они раздували огонь в очаге. Были и кошки-«кася»: если животное переживало своих хозяев, то оно превращалось в демона, способного уносить души в ад, согласно верованиям японцев.
Вы помните кошку манэки-нэко — фарфоровую, пластиковую или глиняную фигурку, машущую лапкой с прилавков магазинов и суши-ресторанов? Это не просто талисман, приносящий удачу и богатство. «Манэко-нэко» переводится с японского не иначе как «приглашающая кошка». С ней связана интересная легенда, согласно которой в 1615 году настоятель храма Готоку-дзи, который находится в пригороде Токио, приютил бездомного кота. Через некоторое время случилась сильная гроза, во время которой мимо храма проходил князь Ии Наотаке. Кот показал ему дорогу к обители монахов: в благодарность за это князь пожертвовал храму внушительную сумму денег на благотворительность. С тех пор каждую весну в храме Готоку-дзи устраивают церемонию чествования кота, благодаря которому храм стал процветать.