Аннотация
Введение упрощенного (внесудебного) банкротства физических лиц в 2020 году облегчило работу арбитражных судов в России. Перевод данной процедуры на многофункциональные центры позволяет физическим лицам во внесудебном порядке осуществить процедуру банкротства. Однако на практике и с нормативной точки зрения данная процедура имеет как свои достоинства, так и недостатки, в чем выражается актуальность настоящего исследования.
Цель работы состоит в том, чтобы на основе анализа российского законодательства, а также анализа российской практики осуществления процедуры упрощенного банкротства физических лиц, определить основные достоинства и недостатки введения данной процедуры в России. Для достижения данной цели в работе были применены следующие общенаучные и специальные методы: метод анализа, синтеза, абстрагирования, сравнительной правовой метод и иные методы, необходимые для исследования данной темы.
Ключевые слова: право; законодательство; упрощенное банкротство; внесудебное банкротство; физические лица.
Основная часть
Введение 1 сентября 2020 года новой процедуры упрощенного (внесудебного) банкротства физических лиц дало начало построению системы работы многофункциональных центров и снижения нагрузки в данной области с арбитражных судов в России. С нормативной точки зрения, на сегодняшний день, данная процедура имеет как свои достоинства, так и недостатки, которые стоит отразить в настоящем исследовании.
Прежде чем рассматривать уже действующую систему упрощенного банкротства физических лиц, следует проанализировать предпосылки к возникновению данной системы в российском законодательстве.
Идея юридически учредить и нормативно закрепить систему упрощенного банкротства физических лиц принадлежит депутату Государственной Думы Н. П. Николаеву. В 2019 году он внес на рассмотрение Проект федерального закона № 792949–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части внесудебного банкротства гражданина». Введение данной процедуры объяснялось, прежде всего, значительным ростом дел о банкротстве физических лиц, рассматриваемых в арбитражных судах (2). Ежегодно количество дел о банкротстве значительно возрастает, что приводит к большой нагрузке арбитражных судов, а также к неэффективности данного процесса в целом.
На основании изложенного, депутатом Н. П. Николаевым было предложено введение упрощенной (внесудебной) процедуры банкротства для физических лиц. Введение данной процедуры, прежде всего, было направлено на поднятие эффективности системы признания банкротом физических лиц, на возврат денежных средств кредиторам, а также на упрощение самой системы признания банкротом гражданина.
Данный законопроект рассматривался в течение года и в последующем, на основании законопроекта, в Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» были внесены изменения. Данные изменения были внесены в виде Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина» (7). Названным Федеральным законом № 289-ФЗ от 31.07.2020г. в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» был введен параграф 5, устанавливающий упрощенную процедуру признания физического лица банкротом (5).
Разбор сравнительно недавно введенного параграфа 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» позволит выявить с нормативной точки зрения достоинства и недостатки работы рассматриваемой процедуры банкротства физических лиц (5).
Прежде всего следует рассмотреть сам процесс признания гражданина банкротом посредством использования упрощенной системы банкротства. Важным аспектом введения данной процедуры выступает то, что она осуществляется бесплатно. Денежные средства для размещения публикации в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, а также на вознаграждение арбитражному управляющему, полностью возмещает специализированный фонд (4, С. 112). Статьей 25.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» учрежден Фонд поддержки внесудебного банкротства граждан национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (5). Основная суть работы данного фонда заключается в поддержке осуществления процедуры банкротства физических лиц с точки зрения финансовой составляющей.
Статья 223.2 параграфа 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает порядок подачи заявлений физическими лицами о признании их банкротами. Такой порядок с нормативной точки зрения полностью соответствует всем правилам и стандартам определения и признания физического лица банкротом при осуществлении внесудебной процедуры банкротства в Российской Федерации. Статья 223.3 регламентирует порядок внесения записи в Единый федеральный реестр банкротства о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке (5).
Статьи 223.4 и 223.5 рассматриваемого Федерального закона закрепляют порядок завершения процедуры признания физического лица банкротом, а статья 223.6 регламентирует порядок освобождения гражданина об исполнения обязательств по завершению процедуры банкротства (5).
С юридической точки зрения порядок признания гражданина банкротом в упрощенной форме достаточно регламентирован. Однако на практике при осуществлении данной процедуры у физических лиц, а также у кредиторов возникают некоторые сложности, которые также влияют на фактическую реализацию исследуемой процедуры в целом. Эти недостатки позволят выявить главную проблему введения процедуры внесудебного банкротства физических лиц и предложить пути решения данной проблемы с точки зрения российского законодательства в сфере банкротства и несостоятельности граждан (1, С. 224).
Одной из главных проблем в обеспечении работы системы упрощенного банкротства, осуществляемого для физических лиц, следует выделить пункт 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (6). В рамках данного закона важным условием для осуществления процедуры внесудебного банкротства является обязательное окончание к моменту подачи заявления исполнительного производства в отношении должника по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 1 статьи 46 исследуемого Федерального закона (6).
Однако при непосредственном обращении к нормативно-правовой базе, устанавливающей такие основания, то окончание исполнительного производства оканчивается по основаниям, предусмотренным пунктом 3, а не пунктом 4 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (6). Данный фактор выражает невозможность для подачи заявления со стороны физического лица (должника) заявления о признании банкротом во внесудебном порядке.
Таким образом, лишение должника права обратиться с заявлением о признании себя банкротом в упрощенном порядке, при условии, что исполнительное производство в отношении него было окончено, является необоснованным. Это положение служит проблемным аспектом в построении системы упрощенной процедуры признания банкротом физических лиц. Во многом данный аспект влияет на производство такой процедуры, а также на непосредственную систему нормативного регулирования ее осуществления с юридической и процессуальной точек зрения (3, С. 98).
Еще одной, не менее важной проблемой в исследуемой области, является отсутствие в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» каких-либо указаний на осуществление процедуры пересмотра признания физического лица банкротом в случае обнаружения новых обстоятельств, например, сокрытие физическим лицом имущества или иных фактов, имеющих значение для отмены признания данного лица банкротом.
Небольшие доходы физических лиц, такие как пенсия или пособия, также влияют на невозможность проведения процедуры признания гражданина банкротом. Наличие таких небольших доходов не дает возможности данной категории граждан обратиться с заявлением для признания его банкротом во внесудебном (упрощенном) порядке, так как это противоречит положениям п. 4 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (6).
Однако названная проблема вовсе не означает, что у физического лица отсутствует возможность обращения в суд за признанием его банкротом. Но главное преимущество осуществления внесудебной процедуры банкротства заключается в том, чтобы признать физическое лицо банкротом на бесплатной основе (8, С. 294). Граждане, подающие заявления о признание банкротом, зачастую не могут подать данное заявление в суд, так как внесудебная процедура признания физического лица банкротом бесплатна. Таким образом, система внесудебной процедуры банкротства имеет свои проблемные аспекты, требующие нормативных и практических доработок.
Решение названной проблемы возможно отразить путем принятия соответствующей поправки к параграфу 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливающей недопустимость удержаний денежных средств из заработной платы и иных периодических доходов должника сумм в размере величины прожиточного минимума за месяц.
Выводы
Подводя итоги исследованию темы настоящей научной работы, следует отметить важность введения процедуры упрощенного (внесудебного) банкротства для физических лиц. Такое введение в значительной степени упростило систему признания физического лица банкротом, а также снизило нагрузку с арбитражных судов в стране. Однако при всех своих положительных чертах, процедура признания гражданина банкротом имеет свои недостатки, выраженные, прежде всего, в нормативном осуществлении такой процедуры. Решение обозначенных в настоящей научной работе проблем позволит в дальнейшем усовершенствовать работу системы внесудебного признания гражданина банкротом, а также обеспечить должное правовое регулирование работы такой системы.
Список литературы
1. Ершова И. В. Правовое регулирование банкротства. - Учебник. М.: - Проспект, 2021. - 720 с.
2. Законопроект № 792949–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина» (внесен 12.09.2019 депутатом ГД Н. П. Николаевым) // Электронный ресурс. - https://sozd.duma.gov.ru/bill/792949-7(дата обращения: 17.10.2021г.).
3. Кобозева Н. В. Банкротство: учет, анализ, аудит: Практ. пос. / Н.В. Кобозева. — М.: Магистр, 2018. — 368 c.
4. Пирогова Е. С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). Учебник. - М.: Юрайт, 2020. - 282 с.
5. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (в ред. от 02.07.2021г.) // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2021. - № 14. – Ст. 2281.
6. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ (в ред. от 30.12.2020) // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2020. - № 32. – Ст. 1376.
7. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина» // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2020. - № 11. – Ст. 1998.
8. Чернова, М.В. Аудит и анализ при банкротстве: теория и практика: Монография / М.В. Чернова. — М.: Инфра-М, 2018. — 432 c.