Найти тему

Испанский конкистадор - доблестный рыцарь или алчный варвар?

Явление “Конкисты” один из немногих крупных исторических событий, которые на протяжении многих лет подвергались разным тенденциозным оценкам. Характер и деяния конкистадоров оцениваются, в основном, с полярно противоположных точек зрения – от безудержного восхваления, до яростного осуждения. Фактически вокруг феномена конкисты сложилось две противоположные концепции: концепция оправдательная и концепция обвинительная, так называемые “розовая” и “чёрная легенда”.

Испанские конкистадоры
Испанские конкистадоры

Сторонники оправдательной концепции, которая в первую очередь укоренилась в Испании, считали конкисту закономерным историческим процессом и прогрессивным явлением, так как Испания включила ранее изолированные народу в орбиту европейской цивилизации. Согласно этой концепции конкиста носит созидательный характер, так как конечным итогом конкисты стало возникновение новых городов, этносов, культур. Сами конкистадоры по сути являются героями, доблестными рыцарями, память о которых должна жить в веках. В определённой степени, основателем такой “розовой легенды” можно назвать Берналя Диаса дель Кастильо, одного из испанских конкистадоров, участника экспедиции Эрнана Кортеса в Мексику, который написал книгу “Правдивая история завоевания Новой Испании”. В ней он отзывается о конкистадорах, как о героях и храбрецах: “…Да разве были на земле храбрецы, подобные нам?...”.

Эрнан Кортес, руководитель экспедиции в Мексику, сумевшей победить и подчинить ацтекскую империю
Эрнан Кортес, руководитель экспедиции в Мексику, сумевшей победить и подчинить ацтекскую империю
Берналь Диас участник экспедиции под руководством Эрнана Кортеса. Автор книги "Правдивая история завоевания Новой Испании".
Берналь Диас участник экспедиции под руководством Эрнана Кортеса. Автор книги "Правдивая история завоевания Новой Испании".

Вторая, осудительная концепция в большей степени прижилась в Латинской Америке. Она игнорирует многоаспектный и созидательный характер конкисты, но представляет её как стихию разрушения и жестокости. Фактически, родоначальником этой “чёрной” концепции является Бартоломео де Лас Касас, который в период конкисты был миссионером в Новом Свете и написавшем книгу “История Индий”. Именно он первым упростил саму суть конкисты и свёл её к обычному грабежу, не говоря уже о том, что он исказил сложную личность конкистадора, не говоря уже о том, что миссионер отрицает даже воинскую доблесть конкистадоров:

“…Разумеется, то были вовсе не великие подвиги, ведь они побеждали обнаженных индейцев, как если бы сражались с курицами…”.

Однако, определённую правоту миссионера нельзя отрицать, облачённые в металлические кирасы, вооружённые аркебузами, арбалетами и пушками, конкистадоры буквально приводили в ужас индейцев.

Бартоломео де Лас Касас, испанский миссионер. Автор книги "История Индий"
Бартоломео де Лас Касас, испанский миссионер. Автор книги "История Индий"

Тем не менее, далеко не все писали о конкисте максимально плохо или максимально хорошо. Были и те, кто придерживался “золотой середины”. Сторонники такого подхода учитывают аргументы обеих концепций, хотя речь идём не о элементарном механическом совмещении разных мнений, но об объективно-историческом подходе, где конкиста рассматривается как сложное, многосоставное явление, которое не может подлежать однополярной оценке. И именно в рамках этой “золотой середины” будет предпринята попытка рассмотреть личность испанского конкистадора в данной статье

В полной мере оценить характер испанских конкистадоров сложно ведь они являются людьми приграничья, в тройном смысле, так как конкистадор – это личность, оказавшаяся на перекрёстке пространств, эпох и культур. Конкистадор - это человек, который ещё не полностью вышел из эпохи Средневековья, сравнивая их с представителями Средних Веков и Нового времени. Безусловно, они сохранили черты мышления, присущие для средневековья. Период конкисты для них являлся, своего рода, новым крестовым походом против язычества – оттого им не чужд образ мышления рыцаря.

Однако, не стоит забывать, что испанские конкистадоры уже жили в эпоху Возрождения, которая возвысила человека, предоставила право делать свою судьбу. Испанские конкистадоры стали яркими представителями ренессансного типа личности. Они по сути утвердили ценность и эффективность личной инициативы и индивидуальных усилий. Индивидуализм, в действиях и мышлении, проявлялся в самых крайних и разнообразных формах. Фактически, генерал-капитан, руководитель экспедиции, брал на себя полную ответственность за жизни своих подчинённых и самостоятельно принимал решения о пути достижения поставленной цели этой экспедиции, не беря разрешения у вышестоящих чинов, как например было с экспедицией Эрнана Кортеса. Несмотря на то, что генерал-капитаны подчинялись королю, они были полностью самостоятельны в своих решениях.

Нельзя также отрицать того факта, что конкистадорами двигала в первую очередь жажда обогащения собственного и ради богатства они были на любые, самые чудовищные злодеяния. Конкистадоры были фактически предоставлены сами себе, из-за чего они проявляли огромную алчность, на грани с одержимостью. Ради золота они были готовы на труднейшие экспедиции, готовы были мириться с огромными рисками. Тем не менее, проявляли они эту особую алчность из-за того, что Новый Свет представлял совершенно иного масштаба возможности обогащения. Деятельность конкистадора ограничивалась не только стимулом личного обогащения, но важную роль играла духовная составляющая, которую нельзя игнорировать. И пожалуй самой характерной чертой конкистадора является то, что в их сознании материальное и духовное не вступают в противоречие, не являются конкурирующими элементами. Именно в этом и проявляется сущность экспедиций конкистадоров. С одной стороны – это крестовый поход, божественная миссия, а с другой – обычное коммерческое предприятие в надежде обогатится.

Если у Вас есть какое-либо мнение, касательно личности испанского конкистадора, то пишите в комментариях.