Валентин Серов родился 19 января 1865 года в семье композитора и преподавательницы музыки, Александра и Валентины Серовых. Несмотря на постоянное веселье и посиделки в доме его семьи, будущий художник рос мрачным и замкнутым ребёнком. Вагнер, Достоевский, Тургенев были частыми гостями в имении Серовых. Мальчик с интересом впитывал творческую ауру, но эмоционально себя не проявлял.
Поучившись в Петербуржской Академии и в Европе, Серов приезжает в Абрамцево. Там юный художник пишет 11-летнюю Веру Мамонтову с персиками. Картина несколько лет украшала гостинную именитого семейства. Но в 90-х годах наступило сложное время и Мамонтовы продали картину за 300 рублей известному ценителю русского искусства Третьякову.
Павел Михайлович Третьяков получил выговор со стороны Передвижников за приобретение картины начинающего портретиста Серова "Девочка с персиками". Мясоедов даже позволил себе нецензурно выругаться в адрес нескольких, необычных для того времени, полотен Валентина Александровича. Претензии были к технике нанесения красок на холст и к явному отступлению от академических стандартов.
Оскорблённые Серов, Коровин, Левитан пишут открытое письмо товариществу Передвижников, в котором просят его членов быть более терпимее и дать молодым творцам свободу в выборе манеры письма. Только через 7 лет Передвижники приняли Серова в своё пафосное и уже закостенелое общество.
Естественно, что Валентину Александровичу такие события были не по душе. Мастер был уверен в своём таланте и в том, что его картины рано или поздно будут восхищать публику.
Вскоре, сам Александр III пригласил Серова для создания семейного портрета. После этого Валентин Александрович долго не покидал императорское и приближённое к нему общество. (Пока однажды Александра Фёдоровна, небрежно не сделала замечание художнику во время написания портрета Николая II.)
Выгодные заказы поступали к живописцу один за другим, а тёплые приёмы оказывались Серову с завидной частотой. Отношение к собственной славе было у художника противоречивым: с одной стороны, ему импонировало долгожданное признание его работ, а с другой, многочисленные портретные заказы его немного тяготили.
Серов работал очень медленно, внимательно выстраивая на холсте психологическую характеристику героя. Высокопоставленные модели послушно выдерживали долгие сессии, а когда обнаруживали на портрете не совсем приукрашенное выражение своего лица, даже не смели обижаться или критиковать.
«У меня глаз дрянной: я вижу каждую мелочь, каждую пору на теле…», – рассказывал портретист о своей манере.
Фёдор Шаляпин, Николай Лесков, Максим Горький отчётливо транслируют нам свои особенности и характер с холстов кисти Серова.
Однажды к Серову пришёл представитель среднего класса и попросил написать его портрет. Когда востребованный живописец озвучил цену, человек огорчился и ушёл. А через некоторое время художник узнал, что несостоявшийся заказчик тяжело отреагировал на предложение мастера и серьёзно заболел.
Для Серова эта новость была, как гром среди ясного неба. Он вдруг осознал, что заработал достаточно и может позволить себе творить для людей за низкую оплату. И с этого момента, он предлагал свою работу некоторым клиентам по скромным ценам.
В начале XX века Серов примыкает к движению «Мир искусства» и ему сразу же захотелось отойти от социальных тем. В 1910 году он пишет античный сюжет «Похищение Европы» и картина была с восторгом принята, как мирискусниками, так и зрителями. Критики назовут работу «Расцветом серовского модерна», того самого, который пытался зародиться ещё в «Девочке с персиками». На этот раз манеру художника назвали гениальной. В следующем году Валентина Серова не стало.
В организации «Русская Инициатива» считают творчество Валентина Серова уникальным достоянием России. Самые знаменитые работы художника величественно располагаются в залах Третьяковской галереи. Члены «РИ» и Лидер Юлия Серебрянская активно ратуют за установление свободного входа в музей-собрание великого Павла Михайловича Третьякова. Великодушный меценат с таким трепетом коллекционировал талантливейшие произведения русских художников на благо русскому потомству и в завещании настаивал не брать с посетителей галереи входной платы.
Давайте сделаем всё возможное, чтобы воплотить завет Третьякова в наши дни!
«Русская инициатива» — это объединение русскоговорящих по всему миру. Подписывайтесь на наш канал и ставьте лайки статьям!