Найти тему

Передвижники жёстко отчитали Третьякова за приобретение картины Серова "Девочка с персиками"

Валентин Серов родился 19 января 1865 года в семье композитора и преподавательницы музыки, Александра и Валентины Серовых. Несмотря на постоянное веселье и посиделки в доме его семьи, будущий художник рос мрачным и замкнутым ребёнком. Вагнер, Достоевский, Тургенев были частыми гостями в имении Серовых. Мальчик с интересом впитывал творческую ауру, но эмоционально себя не проявлял.

Валентин Александрович Серов. Автопортрет. 1880 год
Валентин Александрович Серов. Автопортрет. 1880 год

Поучившись в Петербуржской Академии и в Европе, Серов приезжает в Абрамцево. Там юный художник пишет 11-летнюю Веру Мамонтову с персиками. Картина несколько лет украшала гостинную именитого семейства. Но в 90-х годах наступило сложное время и Мамонтовы продали картину за 300 рублей известному ценителю русского искусства Третьякову.

Павел Михайлович Третьяков получил выговор со стороны Передвижников за приобретение картины начинающего портретиста Серова "Девочка с персиками". Мясоедов даже позволил себе нецензурно выругаться в адрес нескольких, необычных для того времени, полотен Валентина Александровича. Претензии были к технике нанесения красок на холст и к явному отступлению от академических стандартов.

Картина Валентина Серова "Девочка с персиками". 1887 год
Картина Валентина Серова "Девочка с персиками". 1887 год

Оскорблённые Серов, Коровин, Левитан пишут открытое письмо товариществу Передвижников, в котором просят его членов быть более терпимее и дать молодым творцам свободу в выборе манеры письма. Только через 7 лет Передвижники приняли Серова в своё пафосное и уже закостенелое общество.

Естественно, что Валентину Александровичу такие события были не по душе. Мастер был уверен в своём таланте и в том, что его картины рано или поздно будут восхищать публику.

Вскоре, сам Александр III пригласил Серова для создания семейного портрета. После этого Валентин Александрович долго не покидал императорское и приближённое к нему общество. (Пока однажды Александра Фёдоровна, небрежно не сделала замечание художнику во время написания портрета Николая II.)

Портрет княжны Ольги Александровны кисти Валентина Серова. 1893 год
Портрет княжны Ольги Александровны кисти Валентина Серова. 1893 год

Выгодные заказы поступали к живописцу один за другим, а тёплые приёмы оказывались Серову с завидной частотой. Отношение к собственной славе было у художника противоречивым: с одной стороны, ему импонировало долгожданное признание его работ, а с другой, многочисленные портретные заказы его немного тяготили.

Портрет Боткиной С. М. Валентин Серов
Портрет Боткиной С. М. Валентин Серов

Серов работал очень медленно, внимательно выстраивая на холсте психологическую характеристику героя. Высокопоставленные модели послушно выдерживали долгие сессии, а когда обнаруживали на портрете не совсем приукрашенное выражение своего лица, даже не смели обижаться или критиковать.

«У меня глаз дрянной: я вижу каждую мелочь, каждую пору на теле…», – рассказывал портретист о своей манере.

Фёдор Шаляпин, Николай Лесков, Максим Горький отчётливо транслируют нам свои особенности и характер с холстов кисти Серова.

Портрет Феликса Юсупова. Валентин Серов
Портрет Феликса Юсупова. Валентин Серов

Однажды к Серову пришёл представитель среднего класса и попросил написать его портрет. Когда востребованный живописец озвучил цену, человек огорчился и ушёл. А через некоторое время художник узнал, что несостоявшийся заказчик тяжело отреагировал на предложение мастера и серьёзно заболел.

Для Серова эта новость была, как гром среди ясного неба. Он вдруг осознал, что заработал достаточно и может позволить себе творить для людей за низкую оплату. И с этого момента, он предлагал свою работу некоторым клиентам по скромным ценам.

Похищение Европы. Валентин Серов. 1910 год
Похищение Европы. Валентин Серов. 1910 год

В начале XX века Серов примыкает к движению «Мир искусства» и ему сразу же захотелось отойти от социальных тем. В 1910 году он пишет античный сюжет «Похищение Европы» и картина была с восторгом принята, как мирискусниками, так и зрителями. Критики назовут работу «Расцветом серовского модерна», того самого, который пытался зародиться ещё в «Девочке с персиками». На этот раз манеру художника назвали гениальной. В следующем году Валентина Серова не стало.

Юлия Серебрянская, Лидер организации "Русская Инициатива" и автор проекта "Третьяковской галерее – свободный вход"
Юлия Серебрянская, Лидер организации "Русская Инициатива" и автор проекта "Третьяковской галерее – свободный вход"

В организации «Русская Инициатива» считают творчество Валентина Серова уникальным достоянием России. Самые знаменитые работы художника величественно располагаются в залах Третьяковской галереи. Члены «РИ» и Лидер Юлия Серебрянская активно ратуют за установление свободного входа в музей-собрание великого Павла Михайловича Третьякова. Великодушный меценат с таким трепетом коллекционировал талантливейшие произведения русских художников на благо русскому потомству и в завещании настаивал не брать с посетителей галереи входной платы.

Давайте сделаем всё возможное, чтобы воплотить завет Третьякова в наши дни!

«Русская инициатива» — это объединение русскоговорящих по всему миру. Подписывайтесь на наш канал и ставьте лайки статьям!