Найти тему

Почитаем-посчитаем

Почему современный школьник не умеет решать задачки?

Я учитель информатики. Но сегодня, хоть и буду частично опираться на свой предмет, хочу рассмотреть проблему, которая касается всех без исключения. Как детей и их родителей, так и педагогов.

Так что если вы преподаёте физику или математику, биологию, химию или географию, то не спешите перелистывать, дочитайте. И даже если вы учитель-словесник или педагог начального образования, эта статья, как это ни странно на первый взгляд, коснётся и вас.

Но начну всё же с информатики.

Итак – девятый класс. Программирование в самом разгаре. Даю ребятам простое задание: написать программу, которая вычисляет среднее арифметическое из десяти произвольных чисел. Поскрипев извилинами (в девятом классе!), вспоминают, что с точки зрения математики, надо сначала сложить эти числа, а затем их сумму поделить на десять. Дальше дело техники. Написали программу.

Следующий урок. Даю задание на отработку материала. А теперь внимание – задание звучит так:

Напишите программу на языке Паскаль для решения следующей задачи:

Дан январь, как месяц года. Необходимо найти среднемесячную температуру.

…и всё – Ступор. Именно так, с заглавной буквы Ступор.

Нет, конечно же, если эту задачу начать решать коллегиально со всем классом, непременно найдутся те, кто подскажет остальным, что здесь то же самое среднее арифметическое. Но таких мало… исчезающе мало.

Знакомая ситуация, не так ли? Особенно математики не дадут соврать, наверняка сталкивались – ребёнок неплохо решает примеры, уравнения… Но стоит ему дать задачу, сформулированную обычным «человеческим» языком, задачу из жизни, как начинаются трудности.

При всём том, в нашей школе, в массе своей, неплохой контингент. Не хвастаюсь – знаю, о чём говорю. В наше пандемично-ковидное время пришлось мне поработать в других школах, заменяя учителей, так что есть с чем сравнивать.

В ITпроцесс выделения ключевых данных, необходимых для решения задачи, называется анализом предметной области. Так вот, не анализируют современные дети эту самую область. И не потому, что не хотят, а попросту не умеют. Почему? Причины я рассмотрю ниже.

Итак, современный школьник вполне способен запоминать формулы, правила, алгоритмы, но зачастую не способен применить их на практике, решая задачи из учебника. А тем более в реальной жизни. Попросите практически любого старшеклассника измерить высоту многоэтажного дома в солнечный день, имея в руках только деревянную метровую линейку. В лучшем случае он зайдёт в подъезд и начнёт прикладывать её к стене, поднимаясь с этажа на этаж.

Чтобы начать разбираться с этой проблемой, приведу цитату:

«…искусство писателя не в том, чтобы нанизать красивую вязь слов. Главное - умение завлечь читателя, подцепить его на крючок, простыми, отточенными словами, фразами дать ему картинку, дать запах, дать звук! Написать просто, так, чтобы было легко читать, но при этом позволить ему ВИДЕТЬ!»

Это высказывание принадлежит Евгению Щепетнову. Евгений современный популярный писатель. Автор более восьмидесяти книг. Так что его писательский авторитет, мне кажется, не вызывает сомнений. Не буду больше никого цитировать, но его коллеги-писатели с ним полностью солидарны.

А вообще – улавливаете связь? Современный ребёнок, да что там ребёнок, зачастую и взрослый, не умеют именно видеть картинку, если она не маячит перед глазами, а донесена до реципиента в виде текста или аудиальной информации. В этой связи напрашиваются два вопроса, как минимум.

Первый, и самый логичный: почему? Почему это происходит? Почему раньше могли, а теперь нет? Ученики стали глупее или учителя некомпетентнее?

И второй вопрос – а виноваты ли сами дети в том, что происходит?

Есть, конечно, и третий вопрос – а что же, собственно, с этим делать? Но его мы оставим напоследок.

Для ответа на первый вопрос я предлагаю обратиться к статистике.

Вот что пишет агентство РИА НОВОСТИ:

… ученые связались с участниками школьного проекта Monitoring the Future, в котором каждый год участвует около 50 тысяч учеников средней и высшей школы. В общей сложности в нем было задействовано более миллиона подростков, проходивших различные тесты и соцопросы с 1976 по 2016 год.

В прошлом, подростки проводили около часа в день за телефоном и компьютером и почти не сидели в социальных сетях, существовавших в середине 2000 годов.

Сейчас цифровой мир "отъедает" примерно в два раза больше времени у подростков и старших, и средних возрастных категорий, и захватывает фактически все их свободное время. Подобная экспансия интернета в жизнь детей, по словам ученых, стала возможной из-за того, что подростки почти полностью перестали читать книги, газеты и журналы.

В прошлом, примерно каждый третий старшеклассник говорил о том, что он читает книги или газеты каждый день. Сейчас этот показатель снизился до 2% и 16%

Это в США. Но и наша статистика так же удручает:

…данные нового общероссийского опроса, проведенного лабораторией социокультурных образовательных практик института системных проектов МГПУ.

По их данным, каждый день читают 41 процент учеников старших классов, еще 43 процента опрошенных признались, что читают несколько раз в неделю. Но это касается только учебы.

А вот в свое удовольствие регулярно читает лишь каждый третий подросток. 27 процентов читают каждый день, 34 процента — несколько раз в неделю, еще 16 процентов берутся за книгу несколько раз в месяц.

Каждый пятый говорил о том, что у него совершенно нет свободного времени, поэтому для себя он ничего не читает, только литературу, необходимую для занятий.

Старшее поколение, заставшее времена тотального дефицита помнит, что хорошие, по-настоящему интересные книги зачитывались «до дыр». Да и не только хорошие. На безрыбье, как говорится… Помним мы и вполне обоснованное утверждение о том, что СССР – самая читающая страна в мире.

А сейчас не читают. Что – читать нечего? Наоборот, в современном мире «развелось» столько писателей, что только и успевай следить за новинками. И в магазин идти не надо – всё можно найти в интернете. Если отбросить откровенных графоманов, всё равно несложно найти интересных авторов любого жанра, стиля и для любой возрастной категории. Конкуренция в писательской среде сегодня жёсткая. Даже среди популярных и талантливых. И каждый старается жечь глаголом (в прямом смысле), пишет не текст, но создаёт картинку, чтобы читатель увидел, почувствовал, осязал. Помните же высказывание Евгения Щепетнова?

Всё равно – не читают. Взрослые ещё худо-бедно, подростки еле-еле, а начальная школа – и вовсе – нет. По школьной программе ещё читают немного. И то, чаще отрывок в хрестоматии, чем произведение целиком. А вот дополнительно, для души? Нет, не читают. А раз не читают, то и «воображалку» не тренируют. Не ассоциируют прочитанный текст с реальностью, пусть и воображаемой. Художественный текст не ассоциируют. А уж задачу из учебника по химии-физике-биологии и подавно. Где уж тут предметную область анализировать?

Случай из жизни.

Перемена перед уроком информатики. В кабинете сидит одиннадцатый класс. Краем уха слышу, как обсуждают роман «Мастер и Маргарита» Булгакова. Явно на литературе проходили. Вмешиваюсь в разговор, причём настолько, что всю перемену прообщались, да ещё изрядный кусок урока потратили. Суть моих реплик состояла в том, чтобы выяснить, что ребята увидели в том или ином фрагменте. Результат был вполне ожидаем – кто ярче всех описывал сцену, тот и с анализом предметной области во время программирования справлялся отлично.

«Подумаешь», - скажете вы, - «сильные ученики – они и по всем предметам сильны». Что ж, вполне возможно. Тогда ещё один пример:

Девятый класс. Мальчишка до этого в информатике, скажем так, не блистал. Системы счисления, кодирование и прочее – не его конёк. А как началось программирование, тут он и развернулся. Беседую с ним. Дословно разговор не помню, но суть примерно такая:

- Раньше программированием занимался?

- Нет.

- Может в игровой форме? Скрэтч, например…

- Нет. Я вообще играю очень мало.

- Почему? Телевизор смотришь?

- Тоже редко. Я больше читать люблю…

Такой вот эпизод. Кстати этот ученик и по другим предметам не отличник. В основном хорошист, но иногда тройки проскакивают.

Таких примеров я могу ещё много привести. Но суть в них одна и та же. Кто много читает и читает с детства, кто тренирует воображение, умеет «рисовать в голове картинку» по прочитанному, у того и способности к анализу неизмеримо выше.

Не берусь утверждать, что это единственная причина, но то, что одна из главных, это бесспорно.

Итак, с вопросом «Почему?» разобрались. Теперь второй вопрос – виноваты ли дети в происходящем?

Но об этом в следующей статье.