Найти тему
Владимир Обыденов

Визит президента Э. Раиси в Россию — долгожданный и знаковый.

 Эбрахим Раиси во время визита в Москву 19.01.2022г. Фото принадлежит  Информационному агентству Исламской Республики Иран (ИРНА).
Эбрахим Раиси во время визита в Москву 19.01.2022г. Фото принадлежит Информационному агентству Исламской Республики Иран (ИРНА).

Сегодня начался долгожданный визит президента ИРИ Эбрахима Раиси в Россию. Визит важный и знаковый для обеих стран. Он проходит во время, когда в Вене приближается момент истины по переговорам «Большой пятерки» с ИРИ о возобновлении СВПД по иранской ядерной программе. А вокруг России нашими партнерами из НАТО, ЕС, США искусственно нагнетается известная напряженность в связи с ситуацией на Украине. В то же время президент ИРИ Э. Раиси — «капитан» новой политической команды, сменившей во власти ИРИ команду реформатора-западника Х. Рухани, и сегодняшний визит в РФ —первый для этой команды.

Приятно отметить, что экономические отношения между двумя странами развиваются поступательно и наращивают темп и объем. В прошедшем 2021 г. мы получили рекорд торгового оборота, который впервые за долгое время приблизился к отметке в $4 млрд. Сама по себе эта цифра не столь впечатляюща, однако она отражает уверенную и стабильную положительную динамику в торгово-экономических отношениях наших государств, демонстрируя годовой рост, приближающийся к 100%.

Этот рост обеспечивается за счет торговли продуктами нефтепереработки, нефтехимии и промышленной химии, продуктами питания, в частности сельхозпродукцией (возможно, мои читатели уже отметили появление на полках магазинов и рынках России прекрасного сладкого перца и отменного киви родом из Ирана). Кроме того, на расширение торговых связей влияет и взаимный спрос частного и государственного сектора двух стран на технологии и услуги.

Среди крупнейших проектов сотрудничества России и Ирана традиционно проекты в энергетической сфере. В первую очередь следует отметить продолжение работы над проектом строительства АЭС «Бушер» — крупнейшего российско-иранского проекта. Первый блок АЭС, достроенный с участием РФ, был подключен к национальной энергосистеме Ирана в сентябре 2011 г. Помимо этого, Россия поставляет Ирану ядерное топливо, необходимое для работы реактора первого блока.

Нельзя не отметить и реализацию проекта по созданию ТЭС «Сирик» на средства выделенного Россией кредита.

Ну и, конечно же, в процессе реализации проекты транспортные и транспортно-логистические. ПАО РЖД, например, представляет российскую сторону-участника в проекте электрификации железнодорожной сети Гярмсар-Инчебурун.

В целом, у наших стран довольно широкое поле для совместной работы, в первую очередь, в энергетической сфере и в закупках технологий, которых Иран лишился в связи с уходом из страны европейских и азиатских компаний на фоне ужесточения санкций. Россия может и готова предложить свои технологические решения Ирану. Именно об этом, в том числе, говорили на встрече министр энергетики РФ Шульгинов и министр нефти ИРИ Оуджи в рамках подготовки визита президента Ирана г-на Раиси в Москву.

Еще одна важная сфера нашего сотрудничества —совместная работа в деле отражения пандемии COVID-19. Как известно, в прошлом году между нашими странами был заключен контракт на поставку 60 млн доз российской вакцины «Спутник V». Была осуществлена поставка в Иран пробной партии этой вакцины в количестве 6 млн доз. Иран не раз подчеркивал заинтересованность в продолжении сотрудничества в этой сфере и в получении дальнейших партий российской вакцины. Процесс собственного производства российской вакцины в Иране находится в стадии наладки. Насколько нам известно, площадка, соответствующая всем необходимым требованиям, уже подготовлена, однако сам процесс производства пока еще не запущен. Точный комментарий по причинам этого может дать РФПИ, в чьем непосредственном ведении находится вопрос.

Кроме того, сторонами рассматривается вопрос о поставках в Иран российской вакцины «Спутник лайт».

Что касается возвращения наших компаний в Иран и вообще работы российского бизнеса с южным соседом, то тут важно понимать, что тот, кто по-настоящему заинтересован в сотрудничестве, видит перспективу и верит в его потенциал, —найдет способ сохранить и продолжить такое сотрудничество. В то же время я сейчас не буду называть конкретные примеры, поскольку российские компании не всегда готовы обнародовать свое взаимодействие с соседом именно в силу жестких односторонних санкций США и в целом Запада, предпочитая оставаться в известной степени в тени. Мы в РИДС все это хорошо понимаем, и, в свою очередь, проработали ряд необходимых механизмов, которые деятельно помогают нашим компаниям успешно обходить данный "острый риф".

В то же время однозначно подчеркиваю - мы в Российско-иранском деловом совете ощущаем растущий интерес российского бизнеса к иранскому рынку, регулярно получая запросы на самые разные темы возможного сотрудничества.

Еще один тяжелый и требующий кропотливого внимания и тщательных деятельных усилий вопрос совместного сотрудничества России и Ирана - действия по иранской ядерной программе. Ядерная программа, конечно же, – не вполне тема работы РИДС. В то же время мы с оптимизмом ждем результатов ведущихся переговоров и надеемся на реализацию в жизнь самых интересных перспектив.

Опираясь на открытые материалы, информацию из средств массовой информации, могу с уверенностью предположить, что если встреча по ядерной сделке пройдет в положительном ключе, это приведет к скорому снятию с Ирана санкций, хотя бы частичному, в частности в банковской сфере. И это безусловно даст значительный толчок к всестороннему развитию торгово-экономических отношений с Ираном разных стран, в том числе и в первую очередь для России.

-2

Друзья, присоединяйтесь к нам!

Российско-иранский деловой совет при ТПП РФ.

Владимир Обыденов в Instagram.