И в 2021 году застройщики всё ещё используют такую нехитрую маркетинговую уловку как завышение класса продаваемого жилья, выдавая «эконом» за «комфорт», а «комфорт» за «бизнес». Но разоблачить их несложно.
Начнём с того, что официальной классификации жилья по классам до сих пор не существует. Критерии Министерства строительства и ЖКХ, утверждённые в прошлом году, вводят класс «стандартного» жилья. Однако сделано это было по большей части под закупку квартир для льготников, поскольку относятся они к варианту с внутренней отделкой (она должна быть обязательно, но по цене не быть слишком обременительной для бюджета).
Правда, в 2014 году свою классификацию разработала Гильдия управляющих и девелоперов (РГУД). И хотя никакой юридической силы она не имеет, все же именно её вплоть до последнего времени было принято использовать игроками на рынке. Хотя границы между сегментами и в этом случае оставались размытыми. И до сих пор остаются.
Какие же из перечисленных РГУД критериев актуальны сегодня? Начнём с того, что откровенного «эконома» в Петербурге и его окрестностях остается всё меньше и меньше. Всё же покупатель стал куда более требовательным, чем в 8 лет назад. И поэтому, видя жилые комплексы, буквально нашпигованные студиями, большинство прекрасно понимают, о каком классе идёт речь. Тем удивительнее, когда при 10-15 квартирах на этаже некоторые застройщики выдают свой объект за комфорт-класс. Возможно, они считают, что им такую возможность само по себе дает его местоположение внутри КАД.
При этом именно локация – это тот критерий, который может только отделить премиальный сегмент от доступного. Понятно, что в Ленобласти и вообще за кольцевой не может быть бизнес-класса. Однако, вполне могут быть добротные кварталы сегмента «комфорт+». А совсем рядом вполне может располагаться обычный «эконом». И стоимость в этом случае, несмотря на соседство, само собой, будет отличаться очень серьезно.
Добавим, что комфорт-класса не может быть без парковки (тем более, этого действующие нормы не позволяют), закрытого двора и видеонаблюдения, коммерции на первых этажах. В домах для «экономных» устанавливают самые дешевые лифты, как правило, в квартирах нет отделки (хотя и в «комфорте» она не всегда есть). Хорошо хоть без социальной инфраструктуры сейчас строить нельзя ничего.
Как правило, никаких бонусов строители самого недорогого жилья не предлагают. Это панельные дома (хотя и необязательно высотки) в проблемных с точки зрения транспортной доступности локациях и с минимальным объемом инфраструктуры.
А вот комфорт-класс куда более обширен. И тут уже могут быть дополнительные опции, привнесенные из более дорогих сегментов. Для примера рассмотрим проекты компании «Ленстройтрест». Вот, скажем, в голландском квартале «Янила», и именно в новой очереди «Янила Кантри Клаб» предусмотрен подземный паркинг. Между прочим, для загородного жилья это штука довольно редкая – там обычно строят наземные паркинги или открытые парковки, ибо нет дефицита земли. Но вряд ли кто-то будет спорить, что машине комфортнее в тепле и под крышей.
В том же объекте еще и индивидуальные кладовые имеются, и квартиры с террасами. Это все признаки бизнес-класса и, наверное, «Янила Кантри Клаб» могла бы смело претендовать на включение в сегмент премиального жилья, если бы не местоположение (об этом мы выше уже упоминали).
Есть приятные бонусы у застройщика и в других проектах. Так, в финском квартале «Юттери» (Колпинский район города) предлагается жилье с погребками и мансарды – это вообще уникальное предложение для Петербурга. А ещё в части квартир можно установить камин. В шведском квартале «IQ Гатчина» есть недвижимость с террасами, с мастер-спальнями и гардеробными, большими лоджиями. А новый квартал OKLA спроектировало бюро знаменитого испанца Рикардо Бофилла – обычно, кстати, звёзд архитектуры с мировым именем зовут только на премиальные проекты. Здесь можно найти квартиры различных планировочных решений и метражей – от 20 до 113 кв. м. Есть выбор и для ценителей «классики», и для любителей евроформата (лоты с объединенной кухней-гостиной, мастер-спальнями, гардеробными, просторными балконами и лоджиями).
Перейдём к бизнес-классу. Помимо локации с хорошей транспортной доступностью требуется ещё индивидуальный проект, качественные натуральные отделочные материалы, не более 3-5 квартир на этаже, да и вообще весь проект целиком большим быть не должен. (Впрочем, последний пункт очень часто нарушается: жилые комплексы на 1000+ квартир, причисляемых к «бизнесу», в городе довольно много). Кстати говоря, студии в таких проектах вполне могут быть. Но большие – от 35 «квадратов» – и в малом количестве. Ещё требуется какая-то главная «фишка», допустим, SPA-центр прямо в жилом комплексе или встроенный детский образовательный центр. А подземный паркинг должен быть рассчитан на количество автомобилей равное числу квартир (но и этот пункт редко соблюдается в нашем городе).
Подведём итоги: на словах «повышает» класс своих объектов каждый третий застройщик. А вот в реальности предлагает опции, свойственные более дорогому сегменту, совсем немногие. А лучше бы было наоборот.
ЖК ЯНИЛА КАНТРИ, ЖК ЯНИЛА ДРАЙВ, ЖК ЯНИЛА КАНТРИ КЛАБ, ЖК IQ ГАТЧИНА, ЖК ЮТТЕРИ, ЖК СУЗДАЛЬСКОЕ ШОССЕ, 20 — застройщик ООО «Специализированной застройщик ЛСТ Девелопмент», проектная декларация на сайте наш.дом.рф