Найти тему
Ратибор Волхов

Подводим итоги Чемпионата Европы по фигурному катанию

Чемпионат Европы по фигурному катанию 2022 в Таллинне состоялся. И это уже главный его итог, ведь год назад Чемпионат Европы был отменён из-за пандемии.

Ещё одним итогом стало то, что сборная России в очередной раз забрала все золотые медали, и эстонцам четыре раза пришлось слушать гимн России, музыкальное сопровождение которого, как известно, совпадает с гимном Советского Союза. НАТО не помогло – русские всё равно пришли. А кто бы сомневался.

В общей сложности российские фигуристы выиграли 4 золотые медали, три серебряные и две бронзовые. Два года назад было 4 золотых, три серебряных и три бронзовых. Подкачали слегка мужики.

Теперь давайте пройдёмся по дисциплинам. И, разумеется, поводя итоги в каждой из них, нельзя обойти вниманием олимпийские перспективы. Особенно это важно с учётом того, что командный турнир на Олимпиаде проходит до индивидуальных соревнований. Поэтому Чемпионат Европы является своеобразным отбором к нему.

В парном катании у нас всё по-прежнему замечательно: весь пьедестал снова российский. Два года назад победили Бойкова с Козловским. В этот раз они остались лишь третьими. Впрочем, этот результат вызывает некоторые вопросы.

Да, Бойкова с Козловским допустили ошибку в короткой программе. Александра сдвоила Сальхов, и это позволило набрать лишь 76,26 – на 5,32 меньше, чем Тарасова с Морозовым. Но вот заслужили ли Тарасова с Морозовым 81,58, или просто судьи решили создать интригу в борьбе за первое место с дебютантами турнира действующими чемпионами мира (и так бывает) парой Мишина-Галлямов, которые набрали 82,36? Учитывая огромное превосходство этой пары Москвиной, побившей мировой рекорд, над всеми остальными, в том числе и над парой Транькова, разница меньше, чем в один балл, вызывает определённые сомнения.

Сомнения эти лишь усилились после произвольной программы.

Бойкова с Козловским были хороши и набрали 150,97 – это неплохой результат, но почти на полтора балла меньше, чем два года назад (152,24). Видимых серьёзных ошибок у них в прокате не было.

Зато ошибками и неточностями изобиловала произвольная программа Тарасовой и Морозова. Практически все прыжковые элементы, кроме двух последних, были выполнены не чисто. Да, грубая ошибка (касание рукой льда у партнёрши) была лишь одна, но 154,85 за такой прокат??? На несколько минут Евгения с Владимиром стали обладателями мирового рекорда - бить мировые рекорды с ошибками, оказывается, может не только Камила Валиева.

Я не могу утверждать, что Бойкова с Козловским должны были отыграть потерянное в короткой у Тарасовой с Морозовым, но то, что произвольную они откатали лучше, – это факт.

Разумеется, что Мишиной и Галлямову, если они катают без видимых ошибок, никто не конкурент. 157,46 – за произвольную и 239,82 – в сумме – и они стали обладателями всех трёх мировых рекордов.

Тамара Николаевна Москвина угадала с тем, что оставила замечательную «Эсмеральду» в короткой. Да и произвольная под Свиридова пошла не хуже чемпионской «We Are the Champions» в сочетании с «Богемской Рапсодией». Хотя не все согласны с переходом от классической «Метели», веющей старорежимными мотивами и типично дворянской русской грустью, каким-то образом воплощённой советским композитором к одноимённому фильму, снятому в 1964 году по мотивам повести Пушкина, к композиции «Время, вперёд!», ставшей музыкальной заставкой для советской информационной программы «Время». Но всё же получилось весьма оригинально и органично, а, главное, что называется, пошло.

Однако Олимпиада пройдёт в Китае. И тут смущают два обстоятельства.

Наша лучшая пара, безусловно, сильнее китайцев, даже на турнире в Китае, но на пик формы Анастасия с Александром выходили за короткий срок уже дважды – на Чемпионате России и здесь, в Таллинне. А на Олимпиаде катать ещё и командный турнир, который китайские лидеры могут и пропустить.

Второй момент, который не даёт покоя как раз в свете командного олимпийского турнира, - это явно завышенные баллы пары Тарасова/Морозов. Достаточно сказать, что за компоненты их невзрачная в общем-то (хотя некоторые имеют противоположное мнение) произвольная программа была оценена выше, чем чемпионская Мишиной и Галлямова. Пусть на символическую одну десятую, но всё же выше. За пределами Европы таких баллов Тарасовой и Морозову не поставят. Очень не хочется думать, что их умышленно тянули в командный олимпийский турнир, ведь, учитывая их нестабильность и прекратившийся прогресс, у меня есть определённые сомнения, что они однозначно смогут обыграть даже вторую китайскую пару. Бойкова с Козловским в этом плане смотрятся понадёжнее. Впрочем, это лишь моё личное мнение – возможно, я ошибаюсь…

Перейдём к менее приятному – к мужскому турниру. Если два года назад, наши Алиев и Даниелян сенсационно взяли «золото» и «серебро», то в этот раз наше трио (Мозалёв, Кондратюк, Семененко) в короткой выдали такой прокат (99,76; 99,06; 99,04), что кое-кто начал мечтать обо всём подиуме, но у меня, признаться, особых иллюзий не было.

После весьма удачной короткой Семененко, как и на Чемпионате России, снова разочаровал. Вот уж воистину «Мастер и Маргарита» со всей этой чертовщиной не идёт на пользу!

160,96 – это хуже даже, чем у Литвинцева и Бзежины. Впрочем, за счёт запаса в короткой хватило для пятого места.

Удивил Денис Васильев из Латвии – сделал-таки, наконец, четверной и выдал вообще лучший прокат в жизни, что в итоге позволило ему вскочить на третье место.

Но итальянец Грассль набрал ещё больше - 182,73 и по сумме 274,48. Перед воспитанником Светланы Соколовской Марком Кондратюком стояла весьма непростая задача – нужно было набирать практически на 10 баллов выше личного рекорда. Конечно, на Чемпионате России Марк набирал больше, но всё прекрасно понимают разницу между судейством на национальных соревнованиях и на международных. Однако новоиспечённый чемпион России смог перебить результат Грассля, набрав даже больше, чем на Чемпионате России – 187,50 и 286,56 в сумме.

Мозалёв, который очутился на Чемпионате Европы, благодаря отказу из-за травмы Коляды, предсказуемо не сдюжил. Андрей неплохо выступает на второстепенных турнирах, но на соревнованиях более конкурентных его почему-то не хватает.

165,93 и 265,69 в сумме. Четвёртое место. Результат не убедительный, как и результат Семененко (260,00). Но Андрей уже второй раз подряд обыграл Евгения. Опять совсем не намного. И ни тот, ни другой не убедили, что готовы ехать на Олимпиаду.

Очевидно, что место Коляды не обсуждается. Как и Кондратюка. Но кого взять третьим?

С одной стороны, вроде, брать нужно Мозалёва по спортивному принципу, но, с другой, на более конкурентных международных стартах Семененко выглядит посильнее. К тому же, именно он вместе с Колядой завоевал третью путёвку на Олимпиаду.

Что же касается, Кондратюка и Коляды, то, видится, что в командный турнир лучше поставить более стабильного Коляду. В индивидуальном турнире Коляда на медаль вряд ли замахнётся, а вот Кондратюк включиться при удачном стечении обстоятельств в борьбу за «бронзу» вполне может. Поэтому в командном турнире его стоит поберечь. Но как решат функционеры и тренеры – кто его знает.

В соревнованиях танцевальных дуэтов наши заняли первое и второе место. Особенно можно порадоваться за дуэт Степанова/Букин. Наконец-то судьи их оценили по достоинству (86,45; 126,75 и 213,20 в сумме), хотя перед началом турнира были опасения, что судьи будут тащить совсем не красивый итальянский дуэт Гиньярд/Фаббри. Но чемпионы России уверенно обошли итальянцев, хотя итальянцев действительно тащили. Если уж говорить откровенно, то третье место должны были занять не они, а испанский дуэт Смарт/Диас, но третью красивую блондинку на пьедестал европейская толерантность, видимо, не позволила поставить.

Наши чемпионы мира Синицина с Кацалаповым после снятия на Чемпионате России показали, что на этом Чемпионате Европы им равных нет. 87,89; 130,07 и 217,96 в сумме. Это, впрочем, меньше, чем два года назад, когда Вика с Никитой смогли обыграть пресловутых французов Пападакис/Сизерон. Там разница была всего в 0,14, а оба дуэта набрали за 220. В этом сезоне французы, пропускающие вслед за Чемпионатом мира и Чемпионат Европы, на этапах Гран-при уже дважды набирали за 220. Наши – нет.

Уж не знаю, почему судьи оценивают французов выше Вики и Никиты. Может, они считают, что партнёрша не должна быть такой красивой, как Вика, а партнёру лучше предпочитать себе подобных? Другой причины, с чего вдруг французы, после поражения на Европейском первенстве два года назад, снова начали набирать больше наших, я не вижу. Правда, в очном противостоянии они с тех пор ещё ни разу не встречались. Как оно пойдёт в Пекине, кто знает. Надежда лишь на то, что в Китае «би-любознательных» не особо жалуют, но судить-то будут не китайцы.

Что касается другой нашей красавицы, Александры Степановой, то, к сожалению, очевидно, что их с Иваном Букиным на пьедестал не пустят. И совершенно неважно, как они откатаются – в лучшем случае им позволят побороться со вторым американским дуэтом. Потому и место в командном турнире им, скорее всего, не светит.

Заканчивая с танцевальными дуэтами, нельзя не сказать и о третьем нашем дуэте Диане Дэвис и Глебе Смолкине.

Седьмое место на дебютном Чемпионате Европы для третьего дуэта страны – это очень хороший результат. Да и нельзя сказать, что они были чем-то хуже англичан или второго испанского дуэта, но все всё прекрасно понимают.

Смутило лишь то, что баллы Диане с Глебом поставили существенно меньше, чем на двух второстепенных турнирах в США и Польше. Правда, ни набрали на шесть баллов больше, чем на своём единственном этапе Гран-при. 73,32; 113,29 и 186,61 в сумме – неплохо для дебюта.

Пусть в ритм-танце не всё получилось, но ошиблась не Диана. Так что, недоброжелатели могут прочитать известный посыл Железнякова и выполнить им предложенное. Тем более, что в произвольном танце Диана с Глебом выиглядели даже получше, чем на Чемпионате России, и даже смогли отыграть одно место.

В любом случае, для них этот турнир, как и предстоящая Олимпиада – это задел на будущее, а будущее весьма и весьма перспективное.

Ну и, наконец, самое интересное – соревнования женщин-одиночниц. Анна Щербакова разыграла настоящий триллер со счастливым концом.

После довольно-таки странного Чемпионата России, где сложилось полное впечатление, что Александру Трусову за счёт Ани обезопасили от притязаний Туктамышевой и её команды (и итоги Чемпионата Европы показывают, что не зря), у женщин была лишь одна интрига: Щербакова или Трусова.

Первое место Валиевой не обсуждалось; Луну Хендрикс в призах видели разве что только Бетина Попова с Журанковым.

Но сами по себе «серебро» или «бронза» имели не столько самостоятельное значение, сколько влияли на попадание в командный турнир. Причём, важно было лучше выступить именно в произвольной, ведь в короткой бороться с Валиевой практически невозможно. А это значит, что, скорее всего, именно её поставят в командный турнир в короткую программу. В произвольной, ни с Аней, ни с Александрой никто из японок и тем более американок бороться не сможет. Поэтому замена в произвольной у женщин выглядит вполне себе предсказуемо. По крайней мере, если исходить из логики, здравого смысла и элементарной порядочности. Уж кто-кто, а наши девочки заслужили звание олимпийских чемпионок. Разумеется, больше всех - Анна Щербакова – действующая чемпионка мира и первый номер мирового рейтинга.

Но после короткой мы все испытали шок: Аня упала после Лутца и осталась без каскада.

69,05 – меньше 70 в короткой программе на взрослом уровне Аня набирала лишь дважды, и было это на первых её двух взрослых международных стартах: 67,73 на Ломбардия Трофи в середине сентября 2019 года и через месяц на этапе Гран-при в США – 67,60.

Но самое страшное было не это, а отрыв от Трусовой и Хендрикс в шесть и семь баллов.

Александра Трусова снова упал и при очень большой лояльности судей набрала 75,13, пропустив вперёд Луну Хендрикс – 76,25.

Валиева установила очередной мировой рекорд – 90,45, хотя и не очень понятно, чем этот прокат был лучше на шесть баллов, чем в Канаде, и на три балла, чем в Сочи. Но к этому все уже привыкли – Камилу очень любят судьи, а вот Аню не очень.

Разумеется, неудача Щербаковой активизировала всякую нечисть, которая полезла из всех щелей и с пущей яростью начала требовать, чтобы её отцепили от Олимпиады.

Но произвольная программа расставила всё по своим местам - Аня таки произвела «обряд экзорцизма».

Она выступала перед Трусовой и Хендрикс. Можно сказать, что Чемпионат Европы по-настоящему начался именно с произвольной Щербаковой и закончился оценками Трусовой. Всё, что было до этого и произошло после этого, и близко не имело той драматургии.

Безупречный четверной Флип (который не раз в последнее время подводил Аню) в начале программы, блестящий прокат и прекрасный каскад тройной Лутц – тройной Риттбергер, кроме Щербаковой, из женщин сейчас никем практически не исполняемый (да и редко исполняемый даже мужчинами). А дальше, как обычно после прокатов Ани – все рыдают, на лёд летят мягкие игрушки, зрители аплодируют стоя. (В Японии, как мы помним, вставали даже картонные зрители.) Этот называется настоящая народная любовь.

Личный рекорд высвечивался ещё до оценок судей. 168,37 – больше в истории набирала только Валиева.

Ну, а дальше на лёд вышла Трусова. После короткой программы я её довольно жёстко раскритиковал. Конечно, я далёк от мысли, что штаб Тутберидзе принимает к сведению мои статьи, но впервые за последние, пожалуй, пару лет, мы не увидели проката в стиле Сурии Бонали, да и кантилевер был шикарным – таким, каким мы привыкли видеть его у Александры до известных событий, но после на соревнованиях видим чуть ли не впервые.

Однако в целом прокат изобиловал ошибками – два падения, неясные рёбра и прочее – в общем, всё как всегда, но по общему впечатлению лучше, чем обычно.

Итог: 159,23 – Трусова снова третья, чем очевидно проиграла борьбу за попадание в командный турнир Ане.

Как ни парадоксально, но получается, что Анина неудача в короткой сыграла злую шутку с Александрой. И дело даже не в том, что Александра в очередной раз психологически не выдержала конкурентной борьбы на крупном международном турнире.

Есть и ещё один момент: был шанс, что Тутберидзе может захотеть привезти с Олимпиады сразу трёх олимпийских чемпионок, для чего Валиеву, чтоб она не превратилась вдруг во вторую Липницкую, поберегли бы, не выставив в командный турнир (а её выступление на Чемпионате Европы показывает, что в этом есть смысл). Тогда короткую бы катала Аня, а Александра, у которой короткая далеко не самая сильная сторона, была бы заявлена в произвольную. Но теперь карты спутались, но над этим тренерскому штабу ещё предстоит поломать голову, а пока вернёмся в Таллинн.

Прокат Хендрикс уже не представлял никакого интереса – даже при самом чистом у неё не было ни единого шанса на тройку, да и вышел он далеко не чистым.

Не смогла чисто откататься и Валиева – допустила достаточно много ошибок, даже раз упала. Испугавшиеся судьи натянули Камиле компоненты, но её 168,61 не убедили, что лучше 168,37 Ани.

259,06 – Камила; 237,42 – Аня, 234,36 – Александра. Следующей стала Луна Хендрикс с результатом 207,97. Как говорится, почувствуйте разницу.

Разницу между Аней и всеми остальными зрители смогли почувствовать и в показательных выступлениях. Её новый номер под «Ave Maria» Димаша Кудайбергена просто потряс. Аня в роскошном белом платье с ангельским крыльями, которые распускаются под конец программы и начинают светиться – настоящая феерия, произведение искусства. Так не может больше никто.

Что ж, Чемпионат Европы, главной героиней которого, безусловно, стала Анна Щербакова, закончился – дальше Олимпиада, перед которой всем нашим спортсменам в первую очередь хочется пожелать здоровья, чтобы страшный вирус наших (да и всех остальных) обошёл стороной.

До Игр осталось полмесяца и очень хочется надеяться, что они всё-таки состоятся – для наших фигуристов это важно в особенности, ведь век в фигурном катании, к сожалению, не долог…

© Ратибор Волхов, 19.01.2022