Найти тему
Журнал «History Project»

Чем известна генеральша Богданович

Александра Викторовна, жена известного генерала Богдановича, была добропорядочной женщиной и гостеприимной хозяйкой. Супруги проживали в роскошном особняке на Исаакиевской площади и практически каждый день принимали известных гостей в своем светском салоне. Именно здесь формировалось то, что считали «общественным мнением». Богдановичи были дружны с высокопоставленными политиками и чиновниками, финансовыми дельцами, полицейскими чинами и известными представителями светского общества. Среди посетителей их салона были министры Плеве, Витте, Ванновский, Дурнов, Сухомлинов, петербургский губернатор Баранов и т.д.

Александра встречала гостей радушно и казалась простодушной хозяйкой. Она угощала их изысканными блюдами и щедро подливала в бокалы французские вина. Пока женщина суетилась, гости охотно делились последними новостями и свежими сплетнями. Казалось, она вовсе не интересуется беседой. Однако, когда гости расходились, Александра садилась за стол, доставала свой дневник и скрупулезно, вплоть до мельчайших деталей записывала все, что слышала в гостиной. А память у нее была хорошая.

Александра Викторовна с мужем
Александра Викторовна с мужем

Александра родилась в 1846 году в дворянской семье. По наставлению родителей вышла замуж за Евгения Богдановича, который был старше ее на 17 лет. Впоследствии Евгений дослужился до генерала. Но такой высокий чин он получил не за военные заслуги, хотя в молодости и участвовал в нескольких кампаниях, а за «усердие». Генерал был ответственен за пропаганду монархизма. Богданович мог поладить с любым человеком и умел подстраиваться под «тон» начальства.

Супруги вместе держали один из крупнейших светских салонов в Санкт-Петербурге и были ярыми монархистами. У них был один ребенок – сын Николай.

О самой Александре мало что известно. В дневниках о себе она ничего не писала. Посетители светского салона запомнили ее тихой и кроткой, стремящейся угодить гостям. Многие даже не могли вспомнить ее лица, так как генеральша воспринималась лишь как тень именитого супруга.

Главным делом Александры был салон и добытая там информация. Она собирали все ниточки информации, связывала их в клубки и получала ценные сведения. Благодаря этому, Богданович помогла мужу получить огромные суммы для публикации книг, где восхваляли царя, и как бы делом упоминали и генерала. Александра Викторовна знала на кого и как можно надавить, кому следует поднести взятки, и таким образом помогала друзьям устраивать дела. Однако за грань она никогда не переступала и предпочитала оставаться в тени.

Дневники Александры Викторовны были опубликованы посмертно. Впервые их издали во Франции в 1926 году в формате книги под названием «Три последних самодержца». Книга произвела эффект разорвавшейся бомбы. Оставшиеся в живых гости светского салона испытали шок. К тому же о большинстве гостей Александра отзывалась не очень лестно.

Богданович много писала об интрижках и любовных приключениях Романовых. Впоследствии большинство ее записей были подтверждены официальными документами и свидетельскими показаниями. К примеру, она описывала тайные отношения царя Александра II и княжны Екатерины Долгорукой. Александра Викторовна негодовала от возмущения, когда узнала, что царь привел свою любовницу с четырьмя детьми в Зимний дворец, в то время как там жили его законная жена и дети.

После убийства Александра II Богданович была напугана:

«Как это страшно – убить царя! Преступников поймали. Дай бог, их будут пытать. Я не злая. Это нужно для общей безопасности».

Казнь цареубийц женщина описывает очень подробно, со слов присутствовавших людей. Она упоминает, что на эту казнь продавали билеты.

Александра Викторовна описывала крушение царского поезда в 1888 году. Погибло более 20 человек, но семья Александра III выжила. Женщина поминутно описывала все события, которые происходили до аварии, кто где сидел, что делал, какие ранения получил. Из этого можно сделать вывод, что Богданович имела доступ к документам. События, описанные в ее записях, совпадали с воспоминаниями Ольги, сестры Николая II, которая тоже была в поезде.

Писала она и про похороны Достоевского. Богданович сама присутствовала там и отмечала, что «женщины рыдали так, будто потеряли мужа».

Александра поддерживала дружеские отношения с родной сестрой Льва Толстого. Она не любила произведения писателя, но его жизнь казалась ей весьма любопытной. Богданович поразило, что однажды Толстой помог вспахать поле крестьянину, который заболел. Она не понимала, почему его семья не ест мясо, а еще собирается идти в лаптях на босу ногу в Оптину пустынь. «Большие оригиналы эти Толстые», - приходит она к умозаключению.

Использовав все свои связи, Богданович пыталась узнать побольше о Распутине, который имел большое влияние на императрицу. Особенно ее интересовало, как он умел останавливать приступы, мучавшие маленького цесаревича. В своем любопытстве Александра Викторовна добралась даже до придворного лекаря, но так ничего и не смогла выяснить.

Примечательно, что в ее дневниках нет ни единой записи о ее сыне. Николай занимал пост вице-губернатора и был убит эсером в 1905 году. После этого слог Александры Викторовны стал более жестким и даже приобрел легкую циничную окраску. Ближе к революции, до которой она не дожила, она все больше озадачивалась вопросами о дальнейшей судьбе России.

Александра умерла в декабре 1914 года в возрасте 68 лет, ровно через 3 месяца после смерти супруга. К концу жизни генерал Богданович потерял зрение и Александра, которая безмерно любила его, была всегда рядом с ним. Она самостоятельно ухаживала за ним, читала ему книги и переписывала особо важные документы. Супругов похоронили рядом в Александро-Невской лавре.

Александра Богданович была своеобразным серым кардиналом царской России начала XX века. Вокруг книги «Три последних самодержца» споры не утихают до сих пор. Благодаря публикации, Александра вошла в историю не только, как «самая главная сплетница», но и писательница и мемуаристка.

Дневники Александры Викторовны сохранились случайно, а в правдивости описанных там событий сомневаться не приходится.