Найти тему
Чужие деньги

С чего все началось

Эта эпопея началась несколько лет назад, когда у нас в СНТ появился новый председатель. Предыдущий был старенький, все, что ему было по силам – это собирать членские взносы и деньги за электричество. Не знаю, на что в основном тратились членские взносы, я не интересовался в то время этими вопросами, но знаю, что существенная их часть уходила на покрытие убытков, связанных с воровством электроэнергии, утечками в состарившихся проводах и покрытием долгов неплательщиков. Об этом можно было судить по косвенным признакам, потому что разобраться в тетрадках, куда записывались полученные и потраченные деньги, для того, чтобы подвести какой-то баланс было решительно невозможно. А обращаться за комментариями на тот момент было уже не к кому.

Новый председатель взялась за приведение в порядок всего хозяйства с огромным энтузиазмом и заранее составленным планом действий.

Одним из первых пунктов программы была ликвидация электрических потерь. С однотарифного мы перешли на двухтарифный учет, были закуплены новые электросчетчики и вынесены из домов на столбы. Теперь процедура снятия показаний с них была включена в обязанности сторожа. По территории СНТ были протянуты новые провода, а место школьной тетрадки, куда записывались собранные и потраченные деньги, заняли несколько вот таких гроссбухов:

Так что все было серьезно.

Четыре выходных в неделю по два часа в день было отведено на прием денег. Поступившие деньги заносились в одну книгу, на калькуляторе высчитывался остаток/задолженность, который переносился в другую книгу (не спрашивайте зачем, не знаю), отсчитывалась сдача, делалась запись в книжке садовода (кто-то распечатал красивые новые книжки с логотипом), садовод расписывался там-сям и еще где-то, и на этом благополучно отпускался по своим делам.

Сдача отсчитывалась до копейки, поскольку никто не хотел платить с запасом. Я тоже не хотел. Глядя на все эти бумажные талмуды я понимал, что мои деньги там с большой вероятностью будут похоронены. А еще я понимал, что при всей тщательности, с которой велись записи, баланс не сойдется никогда (я знал это по опыту). Он и не сошелся, когда настало время подводить итоги.

Его пытались сводить и так, и сяк. Но он словно издевался, этот баланс. Когда очередная найденная ошибка сокращала разрыв, тут же, как назло, находилась следующая, которая этот разрыв увеличивала обратно. После месяца усилий и с учетом надвигающегося дня отчетного собрания, было решено просто перестать искать ошибки и оставить все как есть.

Но со всем этим надо было что-то делать. Брать отдельного бухгалтера для сей этой кухни – на это не было ни денег, ни желающих.

Еще можно было перенести все это хотя бы в экселевские таблицы – денег на это не требовалось, а желающий был. Это был я. Потому что я был программистом и не мог без боли в сердце смотреть на то, что ресурс (в данном случае время и силы нашего председателя) расходуется так нерационально. И еще у меня был корыстный интерес – мне нужна была рабочая среда для написания своего собственного фреймворка на Javascript. Программа учета денег в СНТ подходила для этих целей как нельзя лучше. Но прежде, чем писать программу, мне нужно было понять, как все там у них работает в реальной жизни. И я взялся за экселевские таблички.

Работа над табличками проходила примерно в таком стиле:

- Володя, я хочу здесь сделать вот так.

- Не вопрос, сделаю.

- А здесь вот так.

- Это нарушит общий принцип, что приведет в будущем к дополнительным сложностям. Но я подумаю, как сделать, чтобы и овцы были сыты и волки целы.

- А еще здесь, чтобы было вот так.

- Не получится.

- Почему?

- Потому что это противоречит логике. Я не могу сделать так, чтобы 2+2 было 5.

В общем, к концу лета у нас был экселевский файл, в котором были собраны все данные по учету электроэнергии и платежей за нее. Такой файл, с которым наш председатель могла работать почти без моего участия и без очевидного риска сильно напортачить (так-то она – гуманитарий, ей Excel близок так же, как мне балет).

Она была в восторге. Все было наглядно и автоматически. Персональные карточки садоводов велись, итоги считались, а по тем, у кого сельский коэффициент, формировался специальный файл, который передавался в Мосэнергосбыт. Но аппетит, как говорится, приходит во время еды.

- Володя, - сказала она мне после того, как помесячный учет электроэнергии был запущен в серию. – А давайте теперь сделаем такие же таблички для учета членских и целевых взносов? И чтобы все расходы там отображались.

- Не получится.

- Почему?

- Экселя для этого недостаточно. Вот смотрите…

И я стал объяснять ей, почему этого сделать невозможно. Рисовал схемы, приводил наглядные аналогии, говорил, что бухгалтерский учет люди не просто так придумали и все в таком ключе. Она ничего не поняла. Совсем ничего из того, что я говорил.

Тогда мне и пришла в голову мысль, что хорошо было бы как-нибудь сесть и написать про то, что такое бухгалтерский учет. Не так, как написано в учебниках для бухгалтеров, а основополагающие принципы. И чтобы было понятно каждому: что, зачем и почему.

(продолжение следует)